Жлобье застраивает Киев: метод «выжженной земли»

Участков для нового высотного строительства в Киеве катастрофически не хватает. При этом аппетиты отечественных застройщиков не становятся меньше. Именно поэтому разрушение старых домов и сооружений в центральной части города становится обыденным явлением. Вандалы не боятся никого! Разрушают старые дома несколькими способами. Наиболее циничный из них – снос, в течение нескольких дней крепких жилых домов в центре города (например, ул. Софиевская). Этим же способом был разрушен Сенной рынок, а недавно и здание Детского сада во дворе на ул. Пушкинской, 33а. В октябре снесли памятник архитектуры XIX в. (Въездные ворота к Нижним пещерам) на территории Киево-Печерской Лавры. Говорят, что ворота мешали ввозить крупногабаритные объемы для ведущегося монахами строительства.

Есть и более «деликатный» способ разрушения. Киевлян, проживающих в исторических зданиях в центре, под разными предлогами выселяют, а дома на несколько лет оставляют без присмотра для воздействия на них ветров, холодов и дождей. Результаты фантастические – крепкие здания, простоявшие более 100 лет, переходят в разряд аварийных, а затем подлежат сносу, освобождая желанные участки.

Но верхом достижений в этой области является строительство огромных зданий-монстров с многоэтажными подземными паркингами рядом с историческими зданиями. После этого старые дома трещат по всем швам – что, собственно, и требуется. Это случилось с домом на ул. Жилянской, 120б. Не гнушаются также «подкопом» и относительно новых многоэтажек, построенных во второй половине XXв. Нетрудно посчитать, насколько это выгодно, даже, если разрушению подлежит, например, десятиэтажное здание на Оболони. За счет строительства на этом месте 36-этажного дома можно получить огромную прибыль.

Что уже говорить о 5-этажном доме в центре города, где каждый квадратный метр земли оценивается в десятки тысяч долларов. Недавно очередной жертвой «подкопа» стала пятиэтажка на ул. Марьяненко, 7. С начала 2007 г. на ул. Мечникова, 9а -11 (вплотную к дому № 7) ведется строительство двух 19-этажных и одного 27-этажный дома с подземными паркингами.

Участок нового строительства расположен у подножия склона Кловского яра. Выше, вдоль крутой горы, на специально устроенных террасах, размеры которых увеличены с помощью подпорных стен, в 60-х гг. XXв. были построены жилые дома. Пятиэтажный дом на ул. Марьяненко, 7 располагается на горе над котлованом. С началом работ по устройству котлована офисно-жилищного комплекса в грунтовом массиве активизировались геологические процессы, в результате которых в основании дома и в строительных конструкциях (пол, внутренние и наружные стены, перегородки, перекрытия) возникли трещины шириной 3-4 мм и длиной до 3 м.

Почему разрушается здание? Несмотря на очень сложную инженерно-геологическую ситуацию, исследования грунтов были проведены только под пятном застройки, окружающая строительный участок территория не изучалась и не принималась во внимание. Не нужно обладать очень высокой квалификацией, чтобы понять, что такой подход к новому строительству является в высшей степени эгоистичным.

А ведь еще до начала строительства КиевЗНИИЭП выдал заключение о том, что в случае нового строительства у подножия горы необходимо наблюдать за состоянием домов. Кроме того, специалистами СУПР (Специализированное управление противооползневых работ) проектировщикам объектов были даны рекомендации о необходимости предусмотреть в проекте выполнение соответствующих работ, и затем вести наблюдение за возможными деформациями. Эти предписания не были выполнены.

По мнению вице-президента Академии строительства Казимира Проценко, участвовавшего в обследовании конструкций дома, во всем виновата коррупция. Он считает, что сегодня за определенное вознаграждение проектировщики, эксперты и ученые могут выдать решения, которые угодны застройщику. Этому способствует и отсутствие необходимой нормативной базы, контроля строительства, наспех проведенная экспертиза проекта, а также порядок выдачи лицензий.

Под давлением жителей близлежащих домов и согласно предписанию Комиссии по вопросам техногенно-экологической безопасности и чрезвычайных происшествий Печерской районной госадминистрации заказчики строительства КП «Липкижитлосервис» и ТОВ «Захид-Инвест-Групп» заказали НТЦ Академии исследования, которые выявили бы степень влияния строительства на конструкции старого жилого дома.

Экспертная комиссия, в состав которой вошли известные ученые, подготовила свое заключение. Комиссия отметила, что повреждения в конструкциях возникли не из-за того, что строение старое, а в результате устройства рядом с ним глубокого котлована.

Эксперты также констатировали, что конструктивно-технологическое решение устройства котлована принято без учета действующих строительных норм и правил. Требуется серьезная корректировка проекта с целью недопущения развития негативных геологических процессов на прилегающие территории. Кроме того, необходимо разработать комплекс инженерных мероприятий по стабилизации грунтового основания фундаментов дома №7 на основе специально выполненных инженерно-геологических исследований и технико-экономических расчетов.

Вследствие сооружения подпорных стенок на подземной части офисно-жилищного комплекса будет возникать так называемый барражный эффект, что обусловит подъем грунтовых вод перед подпорными стенами. Ученые также считают, что необходимо соблюдение во время строительства и сохранение после его завершения существующего гидрогеологического режима на этом участке территории – для этого нужно устроить специальные скважины. Обязательной является организация стока поверхностных и обновление существующей дождевой канализации на окружающих территориях, обеспечение полной герметизации всех водонесущих коммуникаций и т.д.

Эти требования можно смело распространить на любые аналогичные объекты, строящиеся на плотно застроенных городских территориях. Однако прошло уже 3 месяца с момента выдачи заключения, стройка ни на один день не останавливалась и, судя по всему, никто не собирается выполнять требования экспертов.

Обращения жителей пострадавшего дома к застройщикам не привели к успеху, поэтому им пришлось большинство своих просьб и требований направлять на имя руководителей районной и горадминистраций, и даже в секретариат президента. Ответы на письма в основном были формальными. Чиновники согласны с тем, что в доме на ул. Марьяненко, 7 повреждены конструкции, но при этом они почему-то заявляют, что строительные работы приостановлены…

Складывается впечатление, что в Киеве застройщики позволяют себе не считаться ни с учеными, ни с властями, не говоря уже о киевлянах. Они их игнорируют. Видимо есть для этого причины. Почему Градсовет рассматривает проекты сложных и высотных сооружений только с архитектурно-градостроительных позиций и никогда не учитывает инженерные аспекты? На этот вопрос должны отвечать специалисты, которых на Градсовет не приглашают.

Экспертизу проектов проводят тогда, когда еще нет рабочих чертежей – на стадии «проект». Можно ли говорить о высоком качестве такой экспертизы? И вообще, если строительство нового дома разрушило все сооружения вокруг, а экспертиза не учла такой вариант развития событий, то можно ли это назвать экспертизой?

Другая причина – попустительство властей. До сих пор никто не ответил за разрушения зданий. Дом на ул. Красноармейской, 37 уже несколько лет стоит в ужасном состоянии. До сих пор не нашли виновных в обрушении конструкций. Дом трещит, людей выселили. В любой цивилизованной стране уже начали бы судебное разбирательство. Но не у нас. Почему сегодня не поднимается вопрос о лишении лицензии проектировщиков и строителей, допустивших такое? Похоже, что власти перед населением просто имитируют бурную деятельность…

Ирина Карманова, UGMK.

You may also like...