Кризис толкает страхователей на преступления

Кризисные явления в экономике стали причиной увеличения случаев мошенничества со стороны клиентов страховых компаний, констатируют эксперты. Непростая жизненная ситуация, с которой сталкиваются многие люди в кризисное время (например, неблагоприятное положение дел на работе или и вовсе ее отсутствие), толкает некоторых из них на мошеннические действия, направленные на то, чтобы за деньги СК погасить свою кредитную задолженность или получить выплату для других целей. 

Таких людей страховщики называют материалы мошенниками «по нужде», и бьют тревогу по поводу участившихся СС с их участием. Особенно много случаев такого мошенничества выявляется в области автомобильного страхования.

Особенно много случаев такого мошенничества выявляется в области автомобильного страхования.

«С середины 2007 года до середины 2008 года служба урегулирования Страховой Группы «ТАС» выявила 131 факт мошенничества со стороны клиентов. Со второго полугодия 2008 года по октябрь 2009 года мы зафиксировали уже 255 таких фактов. То есть на лицо значительный рост этого негативного явления», — говорит Виктор Панасюк, Начальник Управления урегулирования страховых случаев СГ «ТАС». У других крупных страховщиков, работающих на рынке, подобная или еще более красноречивая статистика. А сколько еще случаев мошенничества, которые работникам СК удалось пресечь на стадии заключения договора или даже оценки имущества, предлагаемого к страхованию!

«Основные меры по предотвращению случаев мошенничества – это регламенты и процедуры, утвержденные в СК. Прежде всего, это ряд превентивных мероприятий. Так, в СК «НОВА» не принимается на страхование автомобиль без предварительного осмотра (исключение составляют только новые автомобили из салона или при беспрерывной пролонгации договора), в остальных случаях специалисты осматривают автомобиль и составляют акт осмотра, что уже на этом этапе является существенным моментом по борьбе с мошенничеством.

Надо отметить, что в последнее время существенно увеличился процент случаев (до 40% от заявленных случаев по страхованию КАСКО), ), которые подпадают под такие признаки: повреждение автомобиля неустановленным транспортным средством или неустановленными лицами, наезд на препятствия. В связи с этим, мы ужесточили существующие процедуры и больше внимания уделяем расследованию именно этих событий.

Эта тенденция не может не беспокоить, поэтому мы активно занимаемся расследованием ситуаций, в которых чаще всего и происходит мошенничество. Например, если нет второго участника ДТП, то это всегда наводит на подозрения, ведь виновник мог расплатиться с потерпевшим на месте ДТП и уехать, а потерпевший решает получить дополнительные средства, обманув страховую компанию», — говорит Александр Яцюк, начальник управления по урегулированию убытков по автотранспортному страхованию СК «НОВА».

Страховые компании предпочитают иметь аналитический отдел в составе своей службы урегулирования, который досконально изучает ситуацию и делает выводы по поводу произошедшего страхового случая. Для получения официальных подтверждений тождественности повреждений полученных при заявленном СС привлекаются трассологи, которые помогут поставить окончательную точку в расследовании.

Проблема в том, что украинское законодательство еще не в полной мере способно регулировать правоотношения между страховщиком и страхователем, что чаще всего играет «на руку» мошенникам. Если обратиться к иностранному опыту, например, урегулированию случаев по ОСАГО во Франции, то там страховая компания проводит тщательную аналитику страхового случая, если есть подозрение о мошенничестве, уже после выплаты возмещения пострадавшей стороне. Но стоит ли говорить о том, что в итоге ожидает клиента французской СК, который намеренно обманул страховщика и нанес ей финансовый ущерб?

«На сегодняшний день украинское законодательство не предусматривает лишения свободы за попытку обмана страховой компании. Граждан не привлекают к уголовной ответственности, а просто отказывают в выплате, потому что они не успевают получить страховое возмещение. Как правило, их «ловят за руку» и они отказываются от своих заявлений.

Если же клиент получил страховое возмещение незаконным образом, то есть повод возбуждать уголовное дело», — сетует Руслан Игнатенко, директор департамента урегулирования убытков СК «НАСТА». Страховщики считают, что в практике борьбы с мошенничеством их права не должны быть попраны, и СК могли рассчитывать на законодательную поддержку в судебных инстанциях. А за положительными «решениями» в судах последует и существенное снижение мошенничества в страховании.

Стоит упомянуть, что в кризисное время, когда компании более пристально следят за своими страховыми делами и выплатами, противодействие мошенничеству становится очень качественным и жестким. «Наиболее часто мошенничество выявляется при несовпадении картины повреждений, которые мы видим при осмотре автомобиля во время обращения клиента за выплатой, с тем, что заявляется в уведомлении о страховом событии.

Эксперты доказывают, что было дорожно-транспортное происшествие, т.е. соприкосновение автомобилей в движении, а страхователь заявляет, что он оставил машину во дворе и обнаружил повреждения. Соответственно, специалисты нашей компании показывают ему результаты экспертизы и заявляют наши возражения по характеру повреждений, т.к. они не совпадают с описанными страхователем обстоятельствами», — приводит пример Александр Яцюк.

Виктор Панасюк делает ударение на участившихся случаях «инсценированных» ДТП: «Мы неоднократно сталкивались со следующими фактами. Человек, будучи в нетрезвом состоянии, попадает в ДТП и разбивает машину. После этого он вызывает эвакуатор, перевозит авто на то место, где знакомый работник ГАИ может выдать ему справку о ДТП, и через какое-то время заявляет о страховом событии. Но дело в том, что опытный урегулировщик сразу определит, что место происшествия не соответствует следам повреждения на автомобиле. Это также могут подтвердить трассологи, которым СК заказывают экспертизу. Понятно, что такой страхователь не получит возмещения убытков».

Мошенничество коснулось не только страховщика и страхователя, но и было замечено в отношениях страхователя и перестрахователя. Уникальный случай мошенничества, зафиксированный сотрудниками компании НАСК «Оранта», как нельзя лучше описывает преступную схему. «Департаментом перестрахования НАСК «Оранта» от перестраховщика СК «Б» был получен пакет документов на оплату части перестраховочного возмещения на сумму 36 156,26 грн.

В предоставленных перестраховщиком документах было выявлено исправление даты наступления страхового случая. В связи с этим возникли подозрения в подделывании перестраховщиком предоставленных документов по указанному ущербу. Был направлен запрос в отделение ГАИ (которым была выдана справка) касательно предоставления детальной информации по указанному ДТП с участием застрахованного автомобиля. Из полученной информации было установлено, что ДТП с застрахованным транспортным средством имело место до перестрахования данного автомобиля в НАСК «Оранта».

Таким образом, СК «Б» перестраховала уже повреждённый автомобиль и преднамеренно сфальсифицировала материалы, намереваясь незаконно получить перестраховочное возмещение в размере 36156,26 грн», — поделился опытом Дмитрий Понипаляк – заместитель директора департамента правовой поддержки, руководитель службы безопасности НАСК «Оранта».

Еще пример из своей страховой практики приводит эксперт из СК «Провита» Петр Бойченко, советник президента компании по вопросам экономической безопасности: «Из самых яркий примеров, имевших место в последнее время, могу вспомнить случай, произошедший в Донецке. Клиент сообщил нам об угоне своего автомобиля.

Когда наши сотрудники стали выяснять обстоятельства этого дела, всплыл тот факт, что страхователь, оставляя машину на стоянке, «забыл» выключить двигатель, а также ряд других подозрительных моментов. Осознав, что легко получить возмещение не выйдет, страхователь «дал задний ход», сообщив в милицию, что воры связались с ним и рассказали, где оставили машину, и даже проинформировали, где лежит ключ от замка зажигания.

По результатам нашего расследования все документы были переданы в милицию, которая и устанавливает причастных к афере лиц. А совсем недавно у нас был случай в Луганской области, когда страхователь также заявил об угоне своего автомобиля, однако нам удалось выяснить, что он сам отдал свою машину за долги.

Собственно, с подобными ситуациями приходится сталкиваться достаточно часто». Многие мошеннические схемы предугадываются страховщиком еще в начале при заключении договора и на этапе работы с клиентом. Многие «схемы» удается раскрывать благодаря предварительной работе с клиентом. В любом случае – борьба с мошенничеством это настоящая война. А на войне, как говорится, все способы хороши.

Уже в ближайшем будущем СК смогут получить возможность для жесткого отстаивания своих интересов и недопущения выплат клиентам-мошенникам. В свою очередь это благоприятно скажется на добросовестных клиентах, потому что позволит страховым компаниям сохранить средства для осуществления выплат по своим обязательствам.

Андрей Петров, TRISTAR

Читайте также: