Третья мировая началась: ее ведут наркобароны

В результате кровавой бойни в Мексике только за одни выходные погибли десятки людей. В войне с наркотиками государство сегодня находится на грани поражения: наркомафия перешла в наступление на всем континенте. А политики призывают легализовать потребление наркотиков. 

Убийцы на четырех или пяти внедорожниках блокировали дорогу через Сальваркар – рабочий квартал в Сьюдад-Хуаресе, где 60 школьников отмечали день рождения одного из товарищей.

Незваные гости открыли по празднующим автоматный огонь. Под градом пуль погибли 16 человек, большей частью это подростки в возрасте 15-19 лет. Многие из них занимались спортом, играли в бейсбольной команде. Одного из убитых, Хосе Адриана Энсинью, не так давно назвали лучшим учеником параллели.

Это был самый кровавый уикенд начавшегося года: в печально известном мексиканском городке на границе с Соединенными Штатами насильственной смертью умерли 43 человека. Трагедия, утверждает правительство, связана с разборками наркомафии. Родственники погибших возражают: большая часть убитых – ни в чем не повинные школьники.

Волна террора захлестнула и другие города Мексики. Так, на юго-западе страны, в Игуале, нашли 7 трупов: смерть наступила в результате удушья – рты и носы жертв были заклеены скотчем. В Кироге застрелили начальника полиции и еще двоих полицейских, в Ситакуаро обнаружили несколько пластиковых мешков с частями расчлененных тел.

Война против наркотиков ведется в Мексике со все большей жестокостью. Президент Фелипе Кальдерон бросил на нее 45 тыс. военнослужащих и полицейских, 5 тыс. из которых задействованы только в патрулировании улиц Сьюдад-Хуареса.

Тем не менее число жертв неуклонно растет: до вступления Кальдерона на пост президента в декабре 2006 года в приграничном городке насильственной смертью умирали в среднем два человека в день, в 2008 году – уже пять, а в прошлом, 2009 году – семь. Всего же с 2007 года нарковойна унесла в Мексике жизни более чем 15 тыс. человек.

Несмотря на это, наркобизнес переживает бум. В 2010 году Мексика вышла на второе место в мире по объему производимой марихуаны, обедневшие крестьяне сегодня предпочитают выращивать не кукурузу или бобы, а коноплю. Чиновники в отчаянии заявляют, что война против наркотиков уже проиграна.

Целые поколения молодых латиноамериканцев гибнут на полях сражений нарковойны. Многие из них еще совсем дети, большинство – темнокожие представители бедноты. Те, кому удается выжить, как правило, заканчивают в переполненных тюрьмах, которые тоже контролируются наркомафией.

«Тюрьмы – это школы криминала, – предупреждает глава уважаемой бразильской благотворительной организации Viva Rio Рубен Сезар Фернандес. – Репрессивные меры в войне против наркотиков уже не помогут».

Правительства латино-американских стран ежегодно выделяют миллиарды долларов на борьбу с наркокартелями. В Мексике и Колумбии в ней задействованы военные, Соединенные Штаты уже не первое десятилетие оказывают серьезную военную помощь, чтобы улучшить положение на юге континента. Увы, сломить экономическую мощь картелей им до сих пор не удалось: наркомафия развратила взятками полицию и военных, купила политиков и судей, пропитала собой целые государства: Гватемалу, Колумбию, Мексику.

Поэтому авторитетные политики, бывшие президенты трех латиноамериканских государств, объявляют войну против наркотиков, ведомую при поддержке Вашингтона, проигранной. Бразилец Фернандо Энрике Кардозо, мексиканец Эрнесто Седильо и колумбиец Сезар Гавирья призывают к контролируемой легализации наркотиков.

Подобная либерализация уже форсированно осуществляется по ту сторону Атлантики, в Чехии, Нидерландах и Португалии; к росту наркопотребления на Пиренейском полуострове это не привело. Зато в крупных латиноамериканских странах число страдающих от наркотической зависимости увеличивается.

В прошлом году мексиканский Конгресс упразднил закон, предусматривавший наказание за владение наркотическими веществами даже в небольших количествах. Верховный суд Аргентины также расчистил путь для декриминализации наркопотребления в стране. В Бразилии, где разрешено иметь при себе наркотики для личных нужд, Viva Rio совместно с бывшим президентом страны Энрике Кардозо призвала к созданию межпартийного альянса, который выступил бы с инициативой о разработке законопроекта, определяющего разрешенное количество наркотических веществ.

Арестованные наркоторговцы с конфискованной «зарплатой» для коррумпированных полицейских
Арестованные наркоторговцы с конфискованной «зарплатой» для коррумпированных полицейских

Пока же решение о том, кем следует считать конкретного задержанного, потребителем или торговцем, относится к компетенции полицейских. «Светлокожие обеспеченные бразильцы дают взятку и остаются на свободе, чернокожих обитателей фавел объявляют наркодилерами и отправляют за решетку», – сетует университетский профессор Хорхе да Силва, полковник военной полиции в запасе и бывший министр общественной безопасности штата Рио-де-Жанейро.

Да Силва бился против наркогангстеров в трущобах мегаполиса. «Меня натаскивали именно на репрессивные методы», – вспоминает он. Однако сегодня профессор выступает за государственный контроль над производством и продажей наркотиков: «Именно так поступили США с алкоголем, после того как в 1930-х годах сухой закон провалился». Государство могло бы взимать налог и с наркотиков, считает да Силва. «Так мы лишим мафию основ существования», – убежден он.

Неужели однажды кокаин появится в государственных магазинах? Пока ни один латиноамериканский политик не решается публично выступить с таким предложением. И все же эксперты не сомневаются: если разрешить употребление наркотиков, рано или поздно придется либерализовать их продажу.

Правда, не все так просто: «В Латинской Америке торговля оружием и торговля наркотиками тесно связаны друг с другом, – признает Рубен Сезар Фернандес, глава Viva Rio. – Мы должны попытаться расколоть их союз».

Решить эту задачу в одиночку стране не удастся. Для этого потребуется сотрудничество с США и странами Европы, являющимися крупными импортерами наркотиков.

В Соединенных Штатах либерализации антинаркотических законов противодействуют, в частности, лоббисты от системы исполнения наказаний: часть тюрем в стране передана в частные руки, рассказывает Кася Малиновска-Семпрух. Директор Глобальной программы по наркополитике института «Открытое общество», штаб-квартира которой находится в Варшаве, сетует: «Принятию соответствующей концепции противится лобби владельцев тюрем».

И все же возможно, что в правительстве Обамы уже наметился отказ от жесткого курса предшественников. Вашингтон до сих пор не заявил протест в связи с попытками латиноамериканцев либерализовать потребление наркотиков. Недавно в Калифорнии даже разрешили возделывание конопли в «терапевтических целях». А госсекретарь Хиллари Клинтон во время своего недавнего визита в Мексику рекомендовала искать альтернативные пути борьбы с наркотиками.

На прошлой неделе Обама подал осторожный сигнал, сократив бюджет, из которого Колумбия и Мексика получают средства на войну с наркомафией. США пора «подумать о немыслимом», пишет американский эксперт по Мексике и автор ряда книг Джордж Грейсон, имея в виду «декриминализацию наркопотребления».

При этом новая стратегия борьбы с наркоторговлей вполне отвечает интересам Соединенных Штатов: нарковойна дестабилизирует ситуацию в важнейших для США сопредельных государствах. В Мексике фрустрация, вызванная чудовищными убийствами, все чаще приводит к злобе на президента Кальдерона и его правительство, занимающее позицию тесного союзника Вашингтона.

Недавняя бойня в Сьюдад-Хуаресе вновь привела в оцепенение как сам город, так и население республики в целом. Родственники 16 погибших во время похорон положили на открытые гробы плакаты и фотографии, требуя уважения к жертвам.

«Дайте нам хотя бы достойно похоронить наших мертвых, – взывала одна из скорбящих матерей к политикам, – если уж вы не в состоянии защитить жизни сынов и дочерей своей страны».

МАСШТАБЫ БЕДСТВИЯ

Положение одинаково плачевное, какую латиноамериканскую страну ни возьми: наркомафия перешла в наступление на всем пространстве между Огненной землей и Рио-Гранде. Если 7 лет назад ситуация в бывшей колумбийской кокаиновой метрополии Медельине после кровопролитной операции военных считалось «нормализованной», то в прошлом году насильственной смертью там умерло 1800 человек. Большая часть из них – жертвы войны между картелями, утверждает правительство. В соседней Перу террористическая организация «Сияющий путь», недавно ставшая одним из крупных игроков на кокаиновом рынке, громко заявляет о своем возвращении

В Боливии при президенте индейского происхождения Эво Моралесе площадь плантаций коки к концу 2008 года возросла почти на 11%; в пригородах аргентинского Буэнос-Айреса банды наркодилеров проводят в жизнь принципы вендетты. Гангстеры действуют со все большей дерзостью и жестокостью. В будущей столице Олимпийских игр Рио-де-Жанейро, где в руках преступников находятся свыше 300 кварталов бедноты, недавно сбили полицейский вертолет.

Йенс Глюзинг Перевод: Владимир Широков, DER SPIEGEL | ПРОФИЛЬ  

You may also like...