СМС-мошенничество: как всё работает и кому выгодно

Не проходит недели, чтобы в поле общественного внимания не возник вопрос о мошеннических схемах при пользовании услугами SMS-сообщений. Журналисты попытались разобраться, как работают эти схемы и почему мошенники непобедимы. 

И сказали телефонные операторы: «Да будут платные СМС!»

И стали платные СМС.

И увидели операторы, что это хорошо. Это был день первый.

И наступил день второй. И сказали операторы: «Да ну его к бесу! Пусть половина прибыли останется нам, а вся морока кому-то другому. Да будет кто-то другой!»

И стали тогда агрегаторы.

И увидело они, что всё это – ну, прямо, чертовски как хорошо! А, увидев, не вынесли, да и пали (как уверяют эксперты, процентов на 70).

И стали падшие агрегаторы плодить подобных себе младших (черных) партнеров.

И настала великая битва. И конца этой битве не видно, ибо добро есть во зле, и зло есть в добре, а всё это вместе сидит в каждом из нас.

Прежде это было экзотикой, теперь даже такие мощные структуры, как Сбербанк, вынуждены обращаться к клиентам с призывом "быть бдительными" и не поддаваться на закинутые через мобильные телефонные сети приманки аферистов. Какой бы соблазнительной и (или) безобидной ни была просьба в поступившем на мобильник сообщении перезвонить на короткий номер или отправить на него SMS, не откликайтесь. Кто клюнет — тот поплатится. Причем в самом прямом смысле этого слова. Расплата неминуема, жертву стерегут наглые и прожорливые хищники. Кто они? (http://www.ultimate-mails.com/)

Как всё работает

Предположим, гражданину Пупкину (вымышленному, конечно) захотелось рентабельного бизнеса, а стартового капитала, увы, у него не имеется. Стало быть, прямая дорога ему в контент-провайдеры. Так называются продавцы всякой неосязаемой всячины в коммуникационных сетях. Можно торговать мелодиями для телефонов, играми, гороскопами, псевдодиетами, датами будущей смерти – всем, чем угодно, в том числе ключами активации и кодами доступа к порносайтам (да, да, мы – обыкновенные люди – захаживаем туда… если бы не статистика, в этом можно было бы и не сознаваться).

Всё, что нужно для старта бизнеса по продаже контента – получить в аренду, причем, в счет будущих прибылей, телефонный номер (короткий формат) и префикс (в виде цифр или букв, подлежащих размещению в теле будущих смс-сообщений). На одном и том же номере может располагаться множество самых различных продавцов с различными сервисами, единственное, что у них общее – одинаковая стоимость смсок, идентификация же конкретного продавца производится по префиксу. Например, чтобы осчастливить любимых ведущих с радиостанции Маяк сообщением, надо послать смс на семирублевый номер 5533, а перед текстом разместить префикс – слово «маяк».

Естественно, операторы (МТС, Билайн, Мегафон и т.п.) всяко-разного Пупкина, снедаемого жаждой сверхприбылей, принимать к себе в бизнес даже и не подумают – их дело снимать деньги с клиентских балансов, для остального есть агрегаторы.

Именно агрегатор резервирует у десятков крупных и мелких сотовых операторов номера (не только в России, – на всем постсоветском пространстве). Допустим, уславливается со всеми, что номер 5555 отныне закрепляется за ним и будет стоить клиенту 300 рублей (это максимальный тариф). В процессе работы агрегатор отслеживает потоки смсок на определенные номера, сортирует их по префиксам и биллингует, то есть начисляет вознаграждение инициаторам трафика – конечным контент-провайерам.

Агрегаторы, кстати, ворочают миллиардами и тоже не разбегутся снизойти до несчастного Пупкина. Для этого у них есть партнеры помладше. Они так и называются – партнерские программы, или «партнерки». Деньги, списанные с баланса телефона за отправку смс на платный номер, распределяются в следующих пропорциях: операторы берут себе 30-50%, агрегаторы 7-10%, партнерки чуть больше, остальное кладет себе в карман непосредственный продавец, подвигнувший абонента тряхнуть кошельком. Цепь от оператора до продавца может состоять и из большего количества звеньев.

Силы добра и зла

Контент-провайдеры, предоставляющие легальные сервисы, олицетворяют силы добра. Это, например, радиостанции с их платными смс-сообщениями, опросами и голосованиями; газеты и интернет-ресурсы, при помощи смс получаюшие оплату рекламы и VIP-статуаса объявлений; файлообменники; онлайн-консультанты; продавцы веб-контента (книг, музыки, видео, скачиваемых казуальных игр, ПО); системы электронных платежей – WebMoney, Yandex; провайдеры СМС-чатов, -игр, -викторин и Wi-Fi сетей и т.п.

Признанными гигантами белых сил являются социальные сети типа «Одноклассников» или «В Контакте». У них все по честному. Если сказали, что возьмут 30 рублей за регистрацию или за «невидимку», значит, оно так и будет.

Силы зла это мошенники (предпочитают называть себя международным термином «фродеры»), заманивающие людей несуществующими услугами и не соответствующими действительности тарифами. Обещают пустить к вожделенному сайту за, предположим, 15 рублей, а на самом деле с баланса вашего телефона списывается несколько раз по 300 рублей – сначала за собственно код, потом за подтверждение, за активацию, и так далее. Причем, в итоге клиент получает шиш вместо контента.

Липовый контент по содержанию может быть самым различным, но первенство держат самые популярные у народонаселения фальшивки вроде смс-перехватчиков (чтоб следить за деловыми партнерами), мобильных рентгенов (чтоб смотреть через видоискатель встроенного в телефон фотоаппарата на одетую женщину, а видеть ее раздетой), мобильных локаторов (чтоб знать, где ошивается любвеобильный супруг), сетевых поисковиков паспортных данных (чтоб, ну-у.. чтобы.. чтоб было).

Наиболее продвинутые пираты распространяют так называемые смс-алармы, то есть с виду безобидные программы (например, игра для мобильника, почтовый клиент, «новейшая» версия браузера мини-опера и т.п.) инфицированные вирусом. Будучи инсталлированными в телефон, эти программы без ведома владельца отправляют смски на платные номера.

Ну и, наконец, серые силы. Эти жульничают в рамках закона. То есть, размещают правдивую информацию о реальной стоимости услуги там, где ее никто не подумает искать: за гиперссылкой в виде маленькой звездочки или в тексте длинного и нудного пользовательского соглашения, которое ни один человек в здравом рассудке никогда не читает. «Мама не разрешает тебе завести четвероногого друга? Не печалься, малыш! Вот тебе мобильный щенок, заботься о нем». И малыш качает себе в телефон лопоухого тамагочу, холит его и лелеет, не забывая тратить на подстрижку, на корм и завивку виртуальные монетки, добыть которые до умопомрачения просто – знай себе, отправляй смс. Вот мама обрадуется вечером – ни изгрызенной обуви, ни луж на полу, а ребенок при деле..

Как в систему проникают мошенники?

Бизнес по продаже контента это единая, искусственно созданная система, где голова кормится щупальцами, многие из которых только и делают, что втихаря шарят по чужим балансам.

Как следует из заявлений сотовых операторов, наперебой выступающих с антимошенническими инициативами, голова недовольна, голова рубит щупальца с самоотверженностью, доведенной до исступления, а они снова растут. Чтобы понять, как такое возможно, без нашего вымышленного героя, конечно, не обойтись.

Почитав на сайтах сотовых операторов тексты анафем, которым предаются мошенники, Пупкин, слегка опупевший от попрания свободы предпринимательства, опускается ступенечкой ниже, к агрегаторам. Но и там легким деньгам поставлен заслон: памятка начинающему контент-провайдеру состоит из перечня кар за мошенничество. От невыплаты вознаграждения за созданный трафик, до казенного дома. Смысл мошенничать как-то теряется…

Впрочем, агрегатор не так бессердечен, как кажется. Заговорчески подмигнув, он отправляет Пупкина в партнерку, чей сайт по части анафем и кар не отстает от старших товарищей. Но интернет ведь лопается от порноконтента, мобильных рентгенов и смс-перехватчиков, кто-то же должен впаривать все эти сокровища с выгодой для себя?!

И Пупкин, прошептав слегка побледневшими губами «кто, если не я», записывается в партнеры. Впрочем, бледнеть было не обязательно. Партнерки (большинство из них) не требуют предъявить документы. Достаточно заполнить онлайн-формуляр. У партнеров, знаете ли, всё на доверии. И все там поэтому под псевдонимами. А деньги за трафик они перечисляют на всевозможные веб-кошельки, где тоже всё на доверии.

Ну вот, собственно, и всё, Пупкин пристоен, гребет прибыля, особенно не борзеет. А если иногда позволяет себе чуточку лишнего, и его за это вычеркивают из партнеров, то не беда, он тут же регистрируется под ещё более вымышленным именем Pupkin или даже Никпуп. Поди догадайся!..

Qui prodest? (кому выгодно – лат.)

Переделав этот хрестоматийный вопрос на русский манер в «кто виноват и что делать?» «Огонёк» попытался задать его старшему оперуполномоченному подразделения «К» ГУВД Москвы (служба, занимающаяся выявлением преступлений в сфере инфотехнологий) Сергею Макаренко, операторам МТС и Билайну, агрегаторам «Премиум Мобайл», «Инкормедиа» и «Первый Альтернативный», а также считающему себя белым провайдером Фёдору Соколову – неутомимому борцу против мошенничества в сети.

Мнения отвечающих разделились. Телефонные операторы считают, что виноваты попустительствующие жульничеству агрегаторы, агрегаторы валят всё на мошенников – на как таковых, Федор Соколов с вышеназванными товарищами на 100% согласен, но к мошенникам причисляет также всех их самих, а милиционеру Сергею Макаренко макроэкономических обобщений делать по должности не положено, его забота ловить и привлекать «согласно действующему законодательству».

Ну и, наконец, свое особое мнение редакции представил гражданин наш, конечно же, Пупкин, разочаровавшийся в воровских идеалах и покинувший партнерку «Перлаг», прихватив с собой на прощанье скриншоты любопытнейших внутренних документов: онлайн-конференции перлаговцев и биллига. С них и начнем.

«Платить ментам или не платить?»

А если платить, то какие гарантии, что за «наш не совсем честный трафик» все-равно не посадят? Это была повестка дня закрытого партнерского форума, бурлившего после анонса, сделанного одним из владельцев, выступающим под ником ?Кисеночек (в миру Наташа – О.М.)

А волноваться было из-за чего – денег на крышу просили ни много, ни мало полтора миллиона в неделю. Это четверть доходов «Перлага», партнерской программы, зарабатывавшей на мошенничестве. Биллингует перлаговцев «Первый Альтернативный» – мощный агрегатор, входящим в холдинг, где кроме смс-бизнеса есть свое телевидение, банк и т.д.

Из скриншота видно, что агрегатор удерживает обещанные 25%. Месячный доход партнерки (как, примерно, и телефонного оператора), стало быть, составляет около 25 млн рублей. Таких партнерок у агрегатора не один десяток, а у оператора, соответственно, не один десяток таких агрегаторов.

Кисеночек

Уважаемые партнеры, доводим до Вашего сведения, что партнерка и в целом sms-бизнес будет претерпевать изменения. Из-за возросшего числа спамеров, фродеров, распространителей запретных материалов (детское порно, зоофилия и т.п.), а так же тех, кто с целью наживы обманывает пользователей мобильного интернета вещами вроде «Бесплатный интернет», «Халявные звонки» и прочее, операторы, а вместе с ними и органы правопорядка, начали борьбу за чистоту интернета. По словам провайдеров «никто не ускользнет» от этих мер. На фоне всего этого руководство провайдера, с которым мы сотрудничаем уже более полутора лет, приняло решение взять нашу партнерку под свою опеку, обеспечивать нам своевременные выплаты и защиту. Но есть во всем этом минус – понижение отчисления в среднем на 25%, но иного выбора нет – либо закрывать партнерку, или сидеть под высоким числом постоянных штрафов и риском попасть за колючую проволоку, или же быть стабильными и далее.

Bocha
у меня сейчас с вала доход примерно 20%, их снимают, и что остается? Фига с маслом! Что делать?

?Кисеночек
ну как лично по мне, то лучше так, чем всем гуськом туда, куда никто не хочет ))

Crack88

В новость не поверю, пока не увижу какие-либо доказательства. Например логи общения с А1 (агрегатор Первый Альтернативный – О.М.).

host
Прибыль у операторов упадет процентов на 40, т.к. им достаются самые ништяки с алармов.

wap-icq
главное чтобы была стабильность и возможность работать спокойно. я остаюсь

?Кисеночек
Представитель А1, зовут Роман, кстати, будет завтра. И потому свои «вопросы крышевания» оставь до его прихода…

Ufoplast
Кисеночек, подскажите пожалуйста как быть тем кто работает с вами из Украины? Нас не посодят?

?Кисеночек

да никого не посадят, если мы будем работать так, как нам разрешают.

После ряда бунтарских выкриков Кисеночек выдала сомневающимся почтовый адрес Романа, пираты ему написали. Роман подтвердил, он – это он, а через некоторое время прибыл и сам лично на форум.

Роман А1
Полагаю что основным вопросом будет – «объясните…с чем связана потеря нашего зароботка %» поэтому отвечаю сразу всем. За последнее время резко возросло число жалоб операторам сотовой связи от абонентов из-за различных смс-вирусов и алармов. По этой причине операторы совместно со спецслужбами начали чистку рядов. К нам приходят вполне конкретные люди и спрашивают о вирусах. Чтобы закрывать глаза на такие вещи и возникла крайняя необходимость в пересмотре тарифов. Тарифы будут уменьшены где-то на 25%.

Skat
Для полного понимания ситуации хотелось бы знать почему именно такие цифры 25%? Почему вы решили, что именно такая сумма может решить проблему?

Роман А1
а Вы представьте себя на месте товарищей из органов – когда они видят такую сумму за алармы 😉

Still
Каковы будут действия если всё-таки спецслужбы не захотят закрывать глаза?

Роман А1
если нас попросят уйти – тогда мы тихо и мирно разбежимся.

(тексты форума и скриншоты в полном объеме выложены на сайте www.AntiSud.com в разделе Расследования/ СМС-мошенничество)

Скриншот проверочного письма Роману частично заретуширован, но нетрудно предположить, что в оригинале адрес выглядит так: [email protected]. «Огонёк» не удержался и написал Роману письмо. Ответа не получил. Как, впрочем, и сообщения почтового робота о несуществующем адресе.

Секретаршу «Альтернативного Первого» – милую, отзывчивую девушку – просьба соединить с Романом Поповым, нисколько не удивила.

На том конце мужской голос ответил, что Роман еще не пришел и что в последнее время он работает в основном из дома.

Пришлось снова набрать секретаршу и, раскрывшись, спросить, может ли кто-нибудь рассказать «Огоньку» об СМС-мошенничестве. «Да, конечно, – ответила секретарша. – Соединяю с менеджером проектов». После пяти музыкальных минут девушку как подменили – менеджер не в курсе проблемы, начальник службы безопасности отъехал очень надолго, и, кстати, никакой Роман Попов у нас не работает, в прошлый раз соединила ошибочно, потому что я новенькая, не знаю фамилий сотрудников, извините..

На следующий день Альт1 объявил о разрыве отношений с Перлагом. А еще через день Перлаг самоликвидировался. Под каким именем всплывет теперь ?Кисеночек с шайкой преданных флибустьеров – пока не известно.

Испытано на себе

Неудача с «Альтернативным Первым» вынудила Огонёк искать подходы к другому лидеру на этом рынке – к агрегатору Инкормедиа. Обе компании, кстати, имеют сомнительную репутацию.

Поиск оказался не труден. Сайт http://vichesli.net бойко торговал телефонными справочниками всех регионов. Стоимость 18 рублей. Смс-номер 7122 – зарезервирован агрегатором Инкормедиа.

В ответ на посланную смску пришел код доступа, помещение которого в соответствующую графу на сайте вызвало сообщение о технической ошибке. Телефон службы поддержки оказался фальшивым. Баланс, между тем, облегчился не на 18, а на 300 рублей. Поскольку эксперимент «Огонька» разворачивался не на поле с «клубничкой», то звонку в службу поддержки Билайна (с сим-карты которого была послана смска) не препятствовали нравственные колебания.

Сотрудник коллцентра не возгоревшись огнем негодования, буднично перевел стрелки на Инкормедия, а те без лишнего шума вернули кровные 300 рублей. И поблагодарили за бдительность.

Польщенная бдительность через неделю снова отправилась на охоту. Сайт по продаже телефонных книг по-прежнему торговал. Только номер сменил на 3354 (тоже числящийся за Инкормедиа). «Огонёк» опять просигналил. И снова получил благодарность. А также обещание пресс-службы удовлетворить нескромное любопытство – доколе?!

Еще через неделю мошеннический сайт переехал на номер «Альтернативного Первого», а так и не удовлетворенное любопытство отправилось на Петровку, откуда в святая-святых – отдел «К».

«Всё порождает безнаказанность!»

Так считает старший оперуполномоченный Сергей Макаренко.

«Законодательство таково, что даже если на мошенника приходятся сотни обманутых – по 300 рублей каждый, мы не можем возбудить уголовное дело. При ущербе до 1000 рублей возможна только административная ответственность.

Найти злоумышленника – тут особой сложности нет, потому что технически движение денежных средств легко документируется. Есть телефон, есть биллинг, по которому всё видно. Не смотря на то, что мошенник может быть зарегистрирован в партнерке под вымышленным именем или через липовую фирму однодневку, деньги из виртуального кошелька он все же выводит на конкретное лицо с паспортом. Доказательная база очень хорошая.

Уголовные дела, впрочем, все же возбуждаются – если абонент послал несколько смсок подряд, а также, если имело место применение вируса или взлом – здесь независимо от суммы ущерба. Например, если злоумышленник взломал ваш аккаунт на Одкокласниках, чтобы от вашего имени разослать вашим друзьям приглашение прислать смс на такой-то номер, тут сразу возникает уголовная ответственность по ст. 272 УК».

«Огоньку» всё же не давали покоя вопросы «кто виноват?» и «что делать?» Предложение старшему оперуполномоченному мысленно представить себя на секундочку Главным, чтобы с вершины узреть простой до гениальности путь, активной поддержки не получило: «Мы действуем в рамках существующего закона, работаем от заявления. Если граждане будут подавать заявления в милицию и отслеживать ход привлечения к ответственности, мошенничество существенно снизится. По месту совершения правонарушения сотрудники ОВД обязаны принять заявление. Надо обязательно брать квиток. Потом к нам с земли приходят запросы, и мы проверяем в полном объеме. Пусть наши граждане научатся отстаивать свои права, а не машут рукой. Ошибочно, кстати, считается, что люди, пострадавшие при посещении порноресурсов стесняются жаловаться. Много жалоб именно оттуда. Наверное, потому что там самое попадалово».

Страдают от мошенничества, как выяснилось и сотрудники органов в том числе.

«У меня есть друг следователь, давно работает, он попался на такую уловку, – рассказал Макаренко, – зашел на сайт и подхватил вирус. И потом направил для разблокировки компьтера несколько платных смс. В результате у него списалось с баланса 2000р, а вирус так и остался. Следователь не знал, что на сайтах операторов есть универсальные коды для таких вот разблокировок».

«Виноваты в мошенничестве сами мошенники»

строго заметил «Огоньку» следующий собеседник – Анатолий Жупанов, исполнительный директор агрегатора «Премиум Мобайл».

Чтобы оградить читателя от таких откровений, пришлось поклясться, что ничего плохого журнал не замышляет. И агрегатор помягчал: «Откуда это берется? Мошенники регистрируют у провайдера «белый» сервис, а потом вдруг начинает идти черный трафик. Политика нашей компании такова, что мы постоянно мониторим сервисы и при малейших нарушениях блокируем. Никакого вознаграждения мошенники от нас не получат. А нет экономической почвы – нет и мошенничества.

Но на рынке существует и другая, плохая практика, позволяющая мошенникам вывести часть денег и исчезнуть: операторы платят агрегаторам с месячной задержкой, а те расплачиваются с продавцами сервисов все равно еженедельно – из собственных средств. Их можно понять, они хотят завоевать свою долю рынка. Причем, они осознают проблему, и в принципе готовы вернуться в нормальную бизнес-модель, то есть платить тогда, когда поступили деньги от оператора, но их останавливает серьезная конкуренция, они боятся, что партнеры уйдут к агрегаторам, которые платят чаще».

Если с вопросом «Кто виноват?» ситуация более-менее прояснилась, то второй вопрос по-прежнему требовал разрешения.

Анатолий усмехнулся: «Если бы агрегаторы дружили между собой, то однажды вечером они все собрались бы, попили кофе и сказали: » А давайте прекращать это всё!» Но такого произойти по определению не может, потому что даже если 15 из 20 игроков решат прекращать, то 5 скажут: «Ну и прекращайте, а мы не будем». И тогда эти 15 просто закончат свое экономическое существование.

На рынке не так много крупных клиентов типа «Одноклассников» или «Mail.ru», может пара десятков. Они обеспечивают не менее 50% общего смс-трафика. Те агрегаторы, которые не сумели, не успели с ними заключить договора – им-то что делать? Нет, конечно, среди них тоже много белого трафика. Но есть и фрод, я лично оцениваю его процентов в 20-25 от общего вала. Если посмотреть на доли рынка, то первое место занимает тот провайдер, у кого и белый, и черный трафик».

Инициатива МТС о применении принудительного смс-информирования абонентов о реальной стоимости услуги одобрения у Премиум Мобайл не получила:

«Эта инициатива носила временный характер. Её тотальное применение на постоянной основе приведет к падению уровня доходов всех участников рынка. Потому что решение об отправке смски носит спонтанный характер. Представьте, если в метро вам, кроме того, чтобы приложить билет к терминалу, надо ещё полезть и открыть замок.. Клиент уйдет к такому оператору, у которого этих сложностей нет».

«Мошенники, операторы и агрегаторы находятся в сговоре, – уверен контент-провайдер Федор Соколов. – Об этом говорит здравый смысл. У меня знакомые работают в абонентской службе одного из операторов большой тройки, я знаю, как с жалобами поступают. Никак. Иногда возвращают деньги, часто отравляют запрос контент-провайдеру, тот пишет, что жалоба не подтвердилась. Если не проявить настойчивость, даже заявку не примут. А чего стоит инициатива МТС ввести смс-предупреждение о списании денег? Смех, попытка вырваться в лидеры по борьбе с самими собой! Такое информирование должно быть тотальным. Покупатель материальной продукции имеет право вернуть непонравившийся товар в течение 14 дней. А продавцы контента делают ставку на импульс, боятся дать покупателю подумать хотя бы секундочку, иначе у них доходы упадут. Они неплохие психологи..»

Федор считает, что мошенники подрывают доверие к смс-рынку и не дают развиваться честным провайдерам, несущим, в отличие от мошенников затраты на создание программного продукта или на покупку контента. На своем сайте (http://2yxa.ru) в разделе «Зло» он разместил описание видов мошенничества, а в разделе «Добро» способы борьбы с ним, советы о том, куда обращаться, если с вас сняли деньги, в том числе образцы жалоб. Он по собственной инициативе тестирует на вирусы продаваемые в сети программы, сообщает в службы безопасности операторов об интернет-ресурсах мошенников, но от него чаще всего отмахиваются. Несколько раз ему мстили, избирая его сайт мишенью для ddos-атак.

«Операторы не делают так, чтобы контент-провайдерам было выгодно контролировать, так как на low-middle менеджменте оператора это невыгодно. Они отчитываются по привлеченному трафику. В итоге сложилась ситуация, когда трафик от мошенничества достигает 50-60% всего рынка. А это значит, что если разом рубануть, то прощай показатели прибыльности на допуслугах, прощай годовые/квартальные цели, прощай премия, прощай работа.

Рассуждения агрегаторов и операторов о борьбе с мошенничеством – профанация. Они штрафуют партнеров на проценты от выручки со всего номера и говорят, что это действенная мера. Конечно. Но только в том случае, если на номере 1 маленький пират и 50 больших белых сервисов. А если на номере сидят только пираты?

Кроме того, операторы же видят префиксы. Все смс, которые получены мошенническим путем, очень несложно определить и вернуть деньги ВСЕМ пострадавшим, а не только тем, кто обратился. Я слышал, что потери составили сотни миллионов, но я не слышал, что их вернули своим владельцам.

Все операторские инициативы по размещению на собственных сайтах информации о мошенничестве это вроде брошенной кости. Вывешивать такие предупреждения надо, образно говоря, над прилавком, а не в офисах торговых магнатов».

«По сравнению с 2008 годом более чем в три раза увеличилось количество жалоб на мошенничество, – сообщила «Огоньку» Евгения Чистова, менеджер проектов Билайна, поэтому вынуждены принимать меры,– Мы ввели штрафы размером в 10% с выручки от короткого номер или минимум 150 000р по жалобе.

Эти меры не всегда срабатывают, потому что штрафы уже заложены в стоимость, то есть они окупаются.

Если мы видим фрод, мы блокируем весь номер, таким образом мы вынуждаем агрегатора навести порядок в своем хозяйстве. Но мошенники постоянно совершенстуются. Новая волна – подписки на сервисы от псевдооператоров. Злоумышленники встраивают код авторизации в текст сообщения и, кликая по ссылке, абонент тем самым его активирует. Попытка сначала сходить по ссылке через компьютер не поможет, авторизация все равно произойдет. Абонент даже не поймет, за что у него списываются деньги.

Есть также сайты с повышенной тарификацией. Провайдеры обязаны размещать сообщения об этом, чтобы абонент знал во что ему обойдется нахождение на сайте. Но это происходит не всегда. Впрочем данный вид нарушений мы выявляем легко, так как знаем о таких сайтах

У Билайна основной бизнес – предоставление голосовых услуг. Сегмент платных смс не очень существенен, занимает 7-9%. Поэтому мы лучше закроем номер, чем будем нести репутационные риски. А у нижестоящих партнеров это профилирующий вид деятельности, и поэтому они более чувствительны к снижению доходности в этой сфере и вынуждены зарабатывать пока есть возможность.

У нас свои механизмы по определению фрода. Мы одно время специально сажали человека мониторить сеть на предмет выявления сайтов, предлагающих незаконные сервисы, например, продажа смс-локаторов – их было так много, что его работу на клавиатуре можно было сравнить с игрой на пианино. Он выключал номера, а они кочевали от одного партнера к другому. Потом пошла волна и от МВД, и от других операторов, и локаторы сошли на нет.

Наша большая проблема в многослойности партнерских уровней из которых мы можем отслеживать только первый, ближний к нам.

МТС, объявившая об акции по принудительному информированию о стоимости смс, несколько слукавила, эта их мера была временной и выборочной. Это как мертвому припарка, решает только очень малый пласт проблем».

Мошенничество на 100% не победить

– уверяет пресс-секретарь МТС Ирина Осадчая. – Хотя система штрафования у нас очень серьёзная. Мы штрафуем на 90% от дохода по номеру, а не на 10%, как другие операторы. За последние месяцы наказаны такие крупнейшие агрегаторы как «Первый Альтернативный», «ИнкорМедиа», «Нева Лайн», «РМ-Инвест», суммы существенные. Но абсолютные цифры мы не раскрываем.

Внедрение система штрафов, принудительное информирование абонентов о стоимости контента с необходимостью подтвердить желание воспользоваться платным сервисом и активное информирование абонентов, – помогло снизить кол-во жалоб практически в 2,5 раза. Цифры мы не приводим.

Очень действенной мерой, мы считаем сервис «Инфоконтент» – чтобы проверить стоимость контентной услуги, абонент может послать бесплатное SMS-сообщение на короткий номер со знаком »?», через несколько секунд он получит в ответ сообщение с указанием провайдера данной услуги ее реальной стоимости. Абоненты активно пользуются этой услугой.

«Огонёк», чтобы остаться в стороне, не преминул послать »?» на первый попавшийся короткий номер. В ответ получил афоризм на тему употребления алкоголя. С баланса списалось 3.5 рубля (но ведь не 300!) Оказалось, что услуга информирования о стоимости работает только с симок МТС, а «Огонек» сидел на Билайне. Видимо, большая тройка кофе пить пока не садилась.

Эпилог

Русские классики слегка промахнулись, сочиняя вопросы для вечности. Вместо «Что делать?» было бы правильнее спросить у себя и потомков:

«Кто делать?»

На сайте борца с мерзостью в Интернете Федора Соколова красуются кнопочки, с фривольными изображениями, подписанные «Жесткое Видео!», «SEX! Бесплатно!» и т.п.

«Секса и порно у нас нет, – оправдывается он, – это только рекламные ссылки, мой единственный скромный доход, иначе вообще никто на сайт не зайдет. Чудесный раздел с классической музыкой посещают 30 человек в день, а всё, что ниже пояса, почему-то каждого волнует от мала до велика». Ай-ай-ай, Фёдор!

Впрочем, кто бросит камень в него, пусть бросит и в О. Москвина – вашему корреспонденту после интервью в Билайне даровали баночку меда под фирменной черно-желтой полосатенькой крышечкой. Думаете он купился? Нет! Он ещё полосатую ручечку выпросил.

Олег Москвин,  журнал ОГОНЕК

You may also like...