Пентагон использует Интернет для психологической войны

Создание глобальной сети интернет в значительной степени способствовало появлению новых возможностей в сфере информационной войны. В настоящее время всемирная паутина включает в себя свыше 40 млн. компьютерных абонентов более чем в 154 странах мира и около 1 млрд. пользователей, в том числе примерно 845 миллионов – регулярных. Наличие такой массовой аудитории, разумеется, не могло не привлечь внимание специалистов в области проведения психологических операций (ПсО). ТРИАДА ИНФОРМАЦИОННОЙ ВОЙНЫ

Вывод о том, что США могут реально использовать интернет в качестве действенного средства в любой информационной кампании, а вооруженные силы должны быть способны вести войну в глобальной сети, был сделан американцами еще в 1995 году в ходе командно-штабных учений ВС. В частности, уже тогда предполагалось расширить область применения психологических операций и распространить ее на всемирную паутину.

С тех пор начались и в настоящее время активно продолжаются исследования в этой сфере, которые финансируются и контролируются ЦРУ, Пентагоном и рядом других ведомств Соединенных Штатов. При этом определенное внимание обращается на изучение возможностей психотропного оружия, то есть скрытого воздействия на сознание человека. Предполагается, что основными психофизическими задачами и целями такого воздействия являются: корректировка отдельных проявлений характера человека, изменение поведения личности в целом, снижение интеллекта и творческих возможностей, подавление личности и в конечном итоге – практически полный контроль над ней. В результате применения психотропного оружия возможно появление социальных групп, управляемых на подсознательном уровне и готовых выполнять любые команды. Наиболее опасно использование такого оружия против высокопоставленных чиновников, военнослужащих и других ответственных лиц, поскольку под его воздействием они могут совершать поступки в интересах вероятного противника.

Согласно американским доктринам, психологические операции – важный инструмент стратегии национальной безопасности США. Вместе с публичной дипломатией и проводимой военными органами работой по связям с общественностью ПсО входят в сферу информационной войны. Хотя все эти три элемента играют ключевую роль в информационных операциях и взаимно усиливают друг друга, они решают различные задачи и выполняют разные функции. Публичная дипломатия представляет собой межведомственную деятельность, нацеленную на зарубежные аудитории. В психологических операциях используются специальные способы и методы для воздействия на аудитории за пределами США. В свою очередь деятельность в области связей с общественностью не «нацелена на управление или манипуляцию общественной активностью и мнениями» и по закону должна быть отделена и отлична от психологических операций. Кроме того, общественные связи не могут использоваться для обмана или дезинформации национальных или зарубежных аудиторий.

Однако развитие новых технологий и средств глобальной коммуникации привело к значительному взаимному перекрытию сфер действия связей с общественностью и психологических операций. В работе по связям с общественностью произошел сдвиг от распространения специальной продукции (газеты, радио, телевидение и т.д.) к разработке тем и сообщений (messages). Это смещение фокуса, по мнению американских специалистов ПсО, делает принципиально важным полную интеграцию и синхронизацию деятельности в сферах связей с общественностью, психологических операций, публичной дипломатии и других элементов информационных операций. Публичная информация – как местная, так и международная – должна быть хорошо согласована на всех уровнях, чтобы сохранить доверие аудитории к каждому из вышеперечисленных инструментов. Несмотря на то что содержательные аспекты психологических операций, связей с общественностью и публичной дипломатии могут отличаться друг от друга, они не должны друг другу противоречить.

Заинтересованность в использовании координированных информационных программ в отдельных военных психологических операциях обусловлена, по взглядам специалистов ПсО, следующими причинами. Во-первых, существует принятое руководством США политическое решение о приоритете мирного предотвращения эскалации угрозы со стороны потенциального противника над насильственными мерами разрешения конфликтов. Во-вторых, в условиях существования интернета и других технологий правительственные средства коммуникации практически не способны контролировать межгосударственные информационные потоки, чтобы обеспечить большую доступность целевых аудиторий за рубежом для своих ИПМ. В-третьих, всемирная тенденция к урбанизации, в частности в странах третьего мира, делает мало приемлемым использование огневой мощи на поле боя во избежание потерь среди гражданского населения. К тому же все эти средства может применять и потенциальный противник.

Согласно американским руководящим документам в сфере информационных операций, способность вооруженных сил к эффективной и убеждающей коммуникации с местными лидерами является важнейшим ключом к достижению политических и военных целей. Более того, учитывая разрушительную силу обычного оружия и ограниченную результативность дипломатии, такие нелетальные инструменты, как психологические операции, становятся крайне актуальными и результативными в диапазоне действий между применением дипломатии и военной силы.

ПРАВОВЫЕ БАРЬЕРЫ

В то же время, учитывая характерное для США крайне строгое соблюдение законов, аппарат ПсО американских ВС несколько ограничен в своей деятельности из-за существования определенных юридических норм. Военные психологические операции подпадают под действие ряда законов, регулирующих публичную дипломатию, так как продукция ПсО и ее распространение юридически представляют собой одну из ее форм.

Речь идет о законе Смита-Мундта (Smith-Mundt Act, 1948), который сформировал базовую хартию публичной дипломатии после Второй мировой войны и утвердил создание Информационного агентства США (USIA). В свою очередь, закон о международных отношениях (Foreign Relations Act) 1972 года внес поправки к закону Смита-Мундта, которые запрещают распространять на территории США «информацию о Соединенных Штатах, их народе и политике», подготовленную для распространения за пределами страны. Поправка Зорински (The Zorinsky Amendment) еще более ограничила средства публичной дипломатии, запретив финансирование любых программ и распространение программных материалов, которые «воздействуют на общественное мнение в Соединенных Штатах». В дополнение к этому закон о реструктуризации органов международных отношений (Foreign Relations Restructuring Act, 1998) объединил ряд соответствующих ведомств и подчинил Информационное агентство США (USIA) Государственному департаменту.

Проблемы в этом плане обусловлены необходимостью (согласно букве закона) дифференцировать послания, адресованные национальной и международной аудитории. На решение этой проблемы была нацелена директива президента США № 68, в которой сказано, что международная публичная информационная деятельность является «открытой и направлена только на зарубежные аудитории». Вместе с тем там же отмечается, что местная информация должна быть непротиворечивой и синхронизированной. По выражению одного официального лица, «раньше на международном уровне выступали только USIA и государство. После информационной революции любая организация способна общаться с населением других стран». Указанная президентская директива как раз и издана для обеспечения соответствующей координации этими организациями своей информационной деятельности.

По мнению специалистов ПсО ВС США, кроме национальных существуют и определенные международные юридические препятствия для использования интернета в интересах проведения психологических операций. Положения, регулирующие конкретные действия, и более общие принципы международного законодательства могут некоторым образом ограничивать активность органов ПсО по причине отставания существующих законов от быстрого прогресса информационных технологий. В результате в настоящее время одновременно отсутствуют абсолютно ясное и четкое определение психологической войны и явные законодательные запреты на проведение информационных операций. То есть имеются определенные вопросы, связанные с легитимностью ведения информационных боевых действий.

Многие области психологических операций прямо рассматриваются в рамках сферы международного законодательства. Например, правила Международного телекоммуникационного союза не применяются к странам в состоянии войны, таким образом, передача информации по военным каналам связи считается законной. Например, манипуляция восприятием противной стороны, распространение паники посредством скрытого изменения официальных сообщений или теле- и радиовещания и дезинформация противника не нарушают законов войны. Однако манипулирование населением противника до такой степени, когда оно теряет ориентацию в реальности, либо использование пропаганды, видеоморфинга (специального монтажа) или телерадиовещания для разжигания гражданской войны или провокации геноцида с юридической точки зрения можно рассматривать как нарушение определенных законов.

С учетом широких перспектив, которые открывает интернет, а также упомянутых выше юридических ограничений специалисты ПсО ВС США рассматривают следующие реальные возможности для использования этого глобального СМИ. По их мнению, вооруженные силы США могут активно использовать его для содействия в решении неконвенционных военных задач, а также для ведения пропаганды, контрпропаганды, дезинформации противника и информационной работы с нейтральными сторонами.

Однако в США существуют и противники такой позиции, которые также рассматривают в первую очередь законодательные аспекты данной проблемы. Главный аргумент против использования ПсО в интернете касается изоляции целевых аудиторий, а именно – предотвращения получения соответствующих интернет-сообщений американскими гражданами. Однако изменить существующую политику, препятствующую использованию интернета для проведения военных психологических операций, по мнению специалистов ПсО, представляется возможным и без снятия ограничений, связанных со специальным выделением граждан США как целевой аудитории. Нежелательных последствий можно избежать, сфокусировавшись на распространении достоверной информации среди особых групп населения. Например, до переподчинения Государственному департаменту USIA поддерживало разные по содержанию веб-сайты для граждан США и зарубежной аудитории. В настоящее время англоязычный веб-сайт бюро международных информационных программ (Office of International Information Programs, бывшее USIA) отличается от своих версий на французском и испанском главным образом тем, что последние содержат ссылки на статьи по правам человека (особенно на Кубе и в Перу), проблемам наркотиков, коррупции, о демократических свободах и эпидемии СПИДа. Ни одной из этих ссылок нет на английском сайте. Особо стоит отметить то, что французский и испанский сайты содержат ссылки на радиостанцию «Голос Америки», которая по закону не может вещать на территории Соединенных Штатов.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ

Тем не менее уже имеются многочисленные реальные примеры использования интернета как глобального СМИ для проведения информационных операций. Так, в ходе боевых действий против Югославии войска НАТО с помощью ракетных и авиационных ударов уничтожили сербские теле- и радиопередатчики, но по указанию правительства США не подавляли сербский интернет. Как заявил представитель Госдепартамента США, «полный открытый доступ к интернету может только помочь сербскому народу узнать правду о зверствах и преступлениях против человечества, которые творились в Косово при режиме Милошевича.» В то же время, позволив сербам использовать интернет для своей кампании, Госдепартамент был вынужден предпринять серьезные усилия по онлайновому противостоянию и сохранению доверия к США.

По мнению американских экспертов, информационная кампания по обеспечению военной операции НАТО против Югославии наглядно показала, что глобальная компьютерная информационная сеть становится весьма перспективным средством формирования общественного мнения и продвижения в международные СМИ определенной информации. Она позволяет пользователям (в число которых входят правительственные и неправительственные организации и учреждения, научные центры, редакции СМИ многих стран) не только получать самую различную и обширную информацию фактически со всего мира, но и самим выступать в роли ее создателей и распространителей.

Еще один новый аспект, который привносит интернет в информационную войну и ПсО, — это возможность контакта с людьми на территории противника. Во время авианалетов и ракетных ударов НАТО по Югославии некоторые СМИ и отдельные пользователи глобальной сети поддерживали открытую коммуникацию посредством электронной почты и чатов. Например, международный редактор новостного портала MSNBC.com общался в этот период примерно с тридцатью сербами, а онлайн-журнал «Слэйт» (Slate) публиковал подробный дневник своего белградского корреспондента.

Возможность поддерживать личные контакты с помощью всемирной паутины также может активно и результативно использоваться в информационных операциях. Еще в 2000 году в докладе комитета военно-научных исследований Министерства обороны США о перспективах психологических операций упоминалось применение таких интернет-технологий, как чаты и службы обмена сообщениями, для инициирования управляемых дискуссий с целью оказания влияния на отдельных граждан. В настоящее время в дополнение к веб-сайтам могут также задействоваться моделируемые ньюс-группы, рекламные баннеры, онлайновые игры, аудио- и видеотрансляции.

С помощью интернета определенная информация может направляться симпатизирующим группам на удаленных территориях, позволяя им самостоятельно воздействовать на целевую аудиторию. В другом случае для этих целей необходимо задействовать специальные подразделения. Интернет сложно переоценить в деле доставки информации из регионов в США и обратно и для организации политической и даже оперативной поддержки на местах.

Многие американские специалисты считают перспективным направлением наступательной информационной войны использование каналов сети интернет с целью организации ПсО, а также «раннего политического предупреждения» угрозы американским интересам. Аналитические службы Министерства обороны США рекомендуют руководству Пентагона рассмотреть вопрос о возможности использования интернета для усиления психологического воздействия в ходе специальных операций, проводимых за пределами страны. Доступность глобальной компьютерной сети позволяет передавать с ее помощью необходимую информацию группам лиц, «сочувствующих» США в том или ином регионе. По мнению американских специалистов, в ряде случаев эти люди могли бы самостоятельно выполнять многие задачи, решение которых возлагается сейчас на специальные части американских вооруженных сил.

Интернет может быть использован и как техника обороны – главным образом путем защиты официальных веб-сайтов и баз данных от взлома. На компьютерах индивидуальных пользователей, у интернет-провайдеров, на национальных телекоммуникационных шлюзах или на веб-серверах может быть установлено специальное фильтрующее программное обеспечение, которое будет блокировать доступ к веб-сайтам в зависимости от интернет-адреса пользователя.

Ныне американские специалисты в области информационно-психологического воздействия уже имеют определенный опыт работы в компьютерных сетях противника. Так, в ходе операции «Поддержка демократии» на Гаити (1994–1996 годы) кроме обычных звонков по телефону военнослужащим национальной армии с призывами не оказывать сопротивления войскам США, некоторым членам правительства этого островного государства, имеющим персональные компьютеры, рассылались электронные письма с угрозами. На сайтах Пентагона до сих пор можно найти плакаты и листовки, подготовленные во время проведения операций «Щит пустыни» и «Буря в пустыне» и распространявшиеся в том числе и через глобальную компьютерную сеть. В период подготовки и проведения выборов в Боснии и Герцеговине специалисты ПсО США и НАТО использовали интернет для пропаганды позитивного образа войск Североатлантического альянса в урегулировании боснийской проблемы, передачи графических изображений пропагандистского характера (листовок, плакатов) и т.д. С мая 1996 года было организовано распространение в глобальной сети газеты «Тэлон» («Коготь»), которая являлась официальным органом американского военного контингента в БиГ (оперативной группы «Орел»).

Вновь обратимся к военной операции НАТО против Югославии (весна 1999 года). Тогда, по оценкам специалистов, в тот период в сети были размещены более 300 тыс. сайтов, посвященных или в разной степени затрагивающих косовскую проблему и действия альянса. Подавляющее большинство таких сайтов было создано непосредственно или при содействии американских специалистов по компьютерным технологиям и, следовательно, преследовали цель активно поддерживать пропагандистскую кампанию НАТО.

Примером частного сайта, который активно использовался пропагандой блока, являлась веб-страница некоего Франчиско. Кроме обычных рубрик (хроника событий, статьи журналистов) сайт содержал исторические исследования, подготовленные в основном в американских университетах. Направленность этих материалов характеризовали, например, «Дорожные записки Марка Беннера», в которых подробно описывается технология насильственного выселения косоваров из родных мест. Представляет интерес в этом плане и интернетовская страница 72-летней белградской журналистки Иванки Бесович, которая «по просьбе дочери, проживающей в США», рассказывала ей в ежедневных электронных сообщениях о жизни в югославской столице, «не претендуя на объективность». Этот же сайт давал возможность подключиться в режиме «живой звук» к запрещенной югославскими властями радиостанции «Радио Б-52», вещавшей на английском языке. Здесь же публиковалось расписание выхода в эфир этой радиостанции на коротких волнах.

В ходе операции «Иракская свобода» органы ПсО ВС США вновь активно использовали интернет для оказания информационно-психологического воздействия на противника. Так, в начале января 2003 года американцы провели широкомасштабную акцию с помощью электронной почты: в частности, рассылались послания на арабском языке иракским генералам с призывами к невыполнению приказов Саддама Хусейна. В этих письмах с пометкой «важная информация» отсутствовали открытые угрозы, однако их подтекст был ясен. Они рекомендовали предоставлять инспекторам ООН сведения о местонахождении оружия массового поражения. В электронных сообщениях, составленных ведущими американскими военными психологами, подчеркивалось, что если граждане Ирака помогут предотвратить использование ОМП, то Соединенные Штаты сделают все необходимое, чтобы защитить их самих и членов их семей. При этом внимание адресатов обращалось на то, что отказ от сотрудничества повлечет за собой «серьезные последствия», а те, «кто поможет применить это страшное оружие, будут считаться военными преступниками». Письма содержали также призыв обозначать местонахождение складов химического, биологического и ядерного оружия «световыми сигналами».

В целом такое широкомасштабное адресное обращение к иракскому военному руководству явилось сравнительно новым моментом в психологических операциях ВС США. Высшим офицерам внушалась мысль о том, что «иракцы понесут огромные потери, если не присоединятся к борьбе против Саддама или по крайней мере не откажутся поднимать оружие против вторжения». Материалы ПсО угрожали командирам подразделений судом как военным преступникам в случае применения ими оружия массового поражения против союзных сил или других наций, от них требовали не подчиняться приказам об использовании ОМП при угрозе вторжения.

Необходимо отметить, что формы и методы ведения информационной войны постоянно совершенствуются за счет новых технических разработок. В США уже создана и практически готова к использованию станция голосовой дезинформации, позволяющая перехватывать радиопереговоры противника, вносить в них голосами участников радиообмена ложную информацию и передавать ее почти в реальном масштабе времени.

Владимир Рафаэльевич Ахмадуллин – военный эксперт, НВО

You may also like...