Привилегия «в конверте»

Несмотря на то, что уровень коррупции в Украине в последние годы растет буквально на глазах, едва ли не большинство граждан нашей страны склонны оправдывать это социальное зло, уверяя, что без взяток ни одну проблему в нашей стране решить невозможно. При этом, даже несмотря на то, что часть украинцев все-таки готова противостоять коррупции, все они утверждают, что в одиночку делать этого не станут. Почему 52% наших граждан считают взятку наиболее удобным решением проблемы? К таким неутешительным выводам пришли аналитики проекта «Достойная Украина», инициированного корпорацией «Виклики тисячоліття», которые в феврале—марте текущего года провели всеукраинское исследование развития проблемы коррупции в нашей стране. Двухгодичный проект был разработан в рамках договоренности между правительствами Украины и США, и его главной целью является снижение уровня коррупции в государственном секторе Украины. Всего в исследовании приняли участие свыше 10,5 тыс. респондентов из всех областей Украины и АРК Крым, при этом особый акцент делался на опросе именно тех граждан, которые уже так или иначе сталкивались с коррупцией на личном опыте. И прежде всего — на первый план в этом исследовании вышел Донбасс, как один из наиболее «коррупционно насыщенных» регионов.

Как сообщила менеджер по мониторингу и исследованиям этого проекта Светлана Горная, в целом в Донецкой области сегодня более 77% респондентов (в среднем по Украине их 77,3%) уверены, что по сравнению с 2004 годом уровень коррупции на разных уровнях общественной жизни только вырос. Наиболее же коррупционными сферами жизни региона бесспорно признаны органы власти, решающие земельные проблемы, судебная система, система трудоустройства в государственные органы власти и Госавтоинспекция. Кроме того, донетчане жалуются также на всю милицию в целом и на систему здравоохранения, в которой коррумпированными оказываются буквально все — от лечащих врачей до аптекарей.

При этом, как уже было отмечено, 52% опрошенных в один голос утверждают, что они готовы оправдывать такое положение вещей — ведь коррупция сегодня, по сути, является одним из наиболее удобных механизмов решения проблем. В целом же, по мнению донетчан, привычка платить работникам ГАИ, чиновникам и врачам уже давно стала нормой поведения, и у многих граждан она уже находится, что называется, «в крови». Как показало исследование, уже совсем не удивительно, что молодежь шахтерского региона, и всей Украины в целом, уже даже не догадывается, что, скажем, зачеты и экзамены можно сдавать и бесплатно. В итоге уровень так называемой добровольной коррупции в регионе буквально зашкаливает, и получается своего рода замкнутый круг: клиент уже изначально настроен на взятку, и тот, кто оказывает ту или иную услугу или осуществляет какую-то проверку, иногда даже поневоле привыкает к тому, что его работа оплачивается «помимо прейскуранта».

«ГОРЯЧИЕ ТОЧКИ»

Особенно привычными к такому положению вещей, по статистике, оказываются чиновники, занимающиеся земельными вопросами. Как показывает практика, именно на этом можно «заработать» весьма солидные суммы, а предприниматели только рады стараться — им просто выгодно приобретать «хлебные» кусочки земли и затем получать с них прибыль, поэтому они не стесняются, в случае чего, «переплатить» — все равно все окупится сторицей. Да и вообще, наиболее часто добровольное взяточничество возникает на уровне взаимодействия бизнеса и чиновников — когда предпринимателям нужно получить те или иные разрешительные документы на какой-либо вид деятельности, а чиновники не желают идти на встречу без дополнительного «вознаграждения».

В итоге, скажем, в земельных вопросах частенько оказываются проданными даже территории государственных заповедников и исторических памятников. Так, буквально недавно в Артемовском районе Донецкой области за специальное «вознаграждение» был распаеван старинный курган, который носил статус памятника археологии, и который должностное лицо местного исполкома без зазрения совести передало в собственность частному предпринимателю. В итоге государство понесло ущерб в размере 300 тыс. грн., и хотя нерадивое должностное лицо сейчас находится под следствием, подобные ситуации в регионе продолжают случаться с завидной регулярностью. Аналогичный случай произошел и в Марьинском районе Донетчины, где должностные лица сельсовета дали разрешение на распахивание кургана в селе Георгиевка, в результате чего государству был нанесен ущерб в сумме более 1 млн. гривен.

Кстати, как сообщает пресс- служба прокуратуры Донецкой области, нарушения при использовании земель заповедной категории имеют в области распространенный характер, и особенно часто в этом плане промышляют чиновники тех сельских районов, где такие земли как раз и расположены.

Не менее регулярны в Донбассе и жалобы на судебную систему, в которой то и дело обнаруживаются злостные взяточники и вымогатели, требующие у подследственных и их родственников весьма солидную мзду взамен на какую-то услугу. При этом если при решении бизнес-вопросов говорить о жертвах вымогательства не приходится — многие из них идут на это добровольно, то в судебной системе очень часто запуганные родственники обвиняемых просто вынуждены платить буквально за каждый шаг следователя. К примеру, недавно в г. Артемовске Донецкой области был осужден следователь городского суда, вымогавший у обвиняемого в преступлении $200 за избрание меры пресечения в виде подписки о невыезде. Кстати, при расследовании этого преступления было установлено и доказано, что данный случай вымогательства для преступника не был единственным: ранее он требовал 2000 гривен у пожилой женщины, внук которой обвинялся в совершении преступления, правда, тогда следователь получил только половину суммы.

При этом, как сообщает пресс-служба прокуратуры Донецкой области, почти сразу же после того, как следователь- взяточник был арестован, в его же отделе была с поличным поймана сотрудница, также требовавшая у подследственного взятку в размере $300 в обмен на обещание избрать меру пресечения в виде подписки о невыезде, хотя преступление было тяжким и предполагало арест обвиняемого…

БОРОТЬСЯ — НЕ ПРОТИВ. НО КАК?

Однако, несмотря на все эти факты, исследования показывают, что в целом, украинцы мало склонны бороться с таким социальным злом, как коррупция. К примеру, сегодня в Донецкой области зафиксирован один из самых высоких индексов содействия коррупции (37,4), и в этом плане Донбасс уступает лишь Киеву (54,4), Николаевской (44,8) и Кировоградской (42,8) областям. Кстати, именно Донетчина отличается очень высоким уровнем добровольной коррупции: если в целом по Украине вымогательство случается вдвое чаще добровольного взяточничества, то в Донецкой области желающих платить чиновникам по «незаконному тарифу», как правило, оказывается столько же, сколько и самих вымогателей.

При этом если все эти индексы и проценты выглядят несколько абстрактно, то вот конкретные суммы, которые украинцам ежегодно приходится тратить на взятки, действительно впечатляют. Так, по данным Светланы Горной, «в пересчете» на семейный бюджет среднего украинца эти цифры трансформируются минимум в $160, которые украинцы тратят на мелкие подарки и шоколадки госслужащим, конфеты для врачей в больнице, подарки учителям и взятки гаишникам.

При этом наиболее уязвимыми категориями населения в коррупционном плане, как ни странно, являются именно граждане со средним или низким уровнем дохода — то есть те, кто зарабатывает не более 1000— 1500 гривен в месяц. И именно эти же граждане обычно и являются наиболее лояльными по отношению к коррупции.

В итоге, как утверждают специалисты, в текущем году с проблемами коррупции так или иначе столкнулись всего 67% украинцев. При этом большинство из них хоть и готовы бороться с коррупцией, однако не знают, как это сделать: люди, по-прежнему, не доверяют власти и уверены, что все шаги по борьбе с вымогательством на всех уровнях будут пресекаться на корню.

Скажем, каждый третий житель Донбасса, согласно опросу, действительно, готов отстаивать свои права, однако большинство из них не знает об усилиях власти в плане борьбы с коррупцией и считает, что такие усилия на самом деле не прилагаются. В итоге многие донетчане даже не догадываются, какими могут быть меры борьбы с этим социальным злом: донбассовцы до сих пор не знают ни единого телефона, по которому можно было бы обратиться с жалобой на какого-либо чиновника.

В итоге, пока в стране продолжается создание эффективных мер преодоления взяточничества на разных уровнях, мировые эксперты советуют нам начать с малого: то есть не бороться с результатами изнутри прогнившей системы, а искоренять проблему, что называется, в зародыше. К примеру, основной упор рекомендуется сделать не на аресте нерадивых госслужащих, которые получили $200 взятки, а прежде всего — на предоставление этим госслужащим нормальных условий работы — с адекватной зарплатой и достойной материальной базой.

С другой стороны, наказывать нужно и тех, кто продолжает брать взятки, несмотря ни на что. И здесь уже работать должны не только международные фонды, но и все, кто заинтересован в том, чтобы коррупции в Украине не было. И прежде всего — сами же «маленькие украинцы», которым просто необходимо избавиться от сомнительного стереотипа, что за сто долларов, уплаченных кому-то «в конверте», можно купить какую-либо сомнительную привилегию.

Анна ХРИПУНКОВА, «День»

You may also like...