Украина втянута в долларовый «лохотрон». Ждет ли нас новый кризис? Прогноз

В последние дни августа политики, ведущие финансисты и аналитики в один голос говорили об угрозе кризиса. Многие поминали рецессию и «вторую волну» кризиса. Чего ждать на самом деле?

После 23–25 августа 2011 года, когда одно из самых масштабных и стремительных падений цены на золото прервало его двухмесячный бурный рост, «желтый металл» вновь продолжил дорожать. И ко дню сдачи номера в печать цена на золотодобралась до исторического максимума, достигнутого 23 августа (1886 дол. за тройскую унцию) – 1846 долларов. Это говорит о том, что инвесторы по-прежнему напуганы и предпочитают всем остальными инструментам древнейший актив – «убежище».

Оно и понятно. Индексы Standard & Poor’s 500 и Nasdaq хоть и восстановились после недавнего обвала, но до показателя на начало года так и не дотянули. Ситуация на европейских фондовых рынках намного хуже: фондовые индексы FTSE 100 Index, CAC 40 Index, DAX Index, EURO STOXX 50 Price «зависли» намного ниже своих значений на начало 2011 года.

Аналитики говорят, что вялое восстановление европейских фондовых индексов связано с понижением прогнозов по росту европейской экономики рейтинговым агентством Standard & Poor’s, которое ухудшило их с 1,9% до 1,7% в 2011 году и с 1,8% до 1,5% в 2012-ом.

При этом, эксперты не ожидают нового обвала фондовых индексов (подробнее на стр. 14–15). «Учитывая резкое падение фондовых индексов в августе, я полагаю, что вероятность рецессии уже оценена инвесторами и поэтому не должна сильно пугать участников торгов», – говорит старший аналитик по рынкам LGT Capital Management Микио Кумада.

Растем или падаем?

В последнее время слова «мировая экономика» и «рецессия» начали подозрительно часто встречаться в заголовках на новостных лентах. Но очередные заявления о том, что «мировая экономика вошла в стадию рецессии» не имеют под собой реальной почвы. Ведь рецессия означает спад промышленного производства и ВВП в течение, как минимум, полугода.

Сейчас же речь идет о замедлении темпов роста. «Я могу сказать, что в данный момент речь о рецессии точно не идет. Однако риск кризиса, безусловно, увеличился из-за слабых экономических показателей, которые показали многие страны за последние месяцы», – отмечает первый заместитель директора-распорядителя МВФ Джон Липски.

А новости действительно не слишком радостные. Индекс деловой активности в Италии за август составил 47,0, тогда как эксперты прогнозировали 49,1, а предыдущее значение было равным 50,1. Во Франции прогнозы деловой активности также не оправдались – 49,1 против 49,3. В Германии этот показатель составил 50,9 при прогнозном значении 52,0.

Аналитики называют отметку 50,0 по этому показателю ключевой. И то, что индекс по итогам августа опустился ниже нее, говорит о том, что пессимистичные настроения в ключевых европейских экономиках растут.

Не вселяет оптимизма и то, что министры финансов Еврозоны никак не могут прийти к консенсусу по поводу инструментов для финансовой помощи Греции, что, по сути, уже обусловило дефолт в этой стране. «В Европе нет доверия: политики не доверяют друг другу, север не доверяет югу. В таком климате сложно ожидать быстрых решений, которые так необходимы европейской экономике», – говорит старший стратег ECOFI Investissements Флоран Комб.

В США дела идут несколько лучше. В частности, индекс деловой активности в США неожиданно превысил прогнозный уровень и составил 50,6. Кроме того, сократилось число заявлений на пособие по безработице. А этот показатель экономисты считают очень важным при прогнозировании состояния экономики.

Американцы более оптимистично смотрят в будущее, чем европейцы, и у них есть на то причины. По крайне мере, ФРС имеет в запасе еще несколько инструментов для поддержания равновесия в экономике, в отличие от ЕЦБ, который уже исчерпал все свои возможности, полагают эксперты.

Что нам с того

Замедление темпов роста мировой экономики затронет Украину в первую очередь за счет сокращения спроса на основной украинский экспортный продукт – металлопрокат. В свою очередь это приведет к уменьшению экспортной выручки, а значит к увеличению дефицита платежного баланса. Что, в свою очередь, может спровоцировать девальвацию гривни. Повторения 2008 года ожидать не стоит – многие риски уже исчерпаны, банки от валютных кредитов избавляются, да и за их платежеспособностью НБУ следит нынче куда пристальнее.

Вот и премьер-министр Украины Николай Азаров уверен, что такой кризис, как был три года назад, нам не грозит. «Мы все меры предосторожности применяем, но вместе с тем считаем, что такого полномасштабного кризиса, который был, не будет. Правительство, как рачительный хозяин, всегда должно иметь «загашник». Даже если случится падение нашего экспорта, мы определенное время абсолютно спокойно продержимся на этой «подушке безопасности», – заверил премьер-министр 1 сентября.

Азарову вторят и чиновники Нацбанка. Первый заместитель главы НБУ Юрий Колобов заявил, что центробанк не намерен в ближайшее время допускать девальвации или ревальвации гривны. «У нас сейчас не та ситуация, чтобы допускать какую-нибудь серьезную гибкость курса», – говорит г-н Колобов. При этом он отмечает, что НБУ использует один из самых консервативных подходов к формированию валютных резервов. «У нас нет бумаг Италии, Испании, Португалии и Греции».

Ну а чтобы у банков не было соблазна поиграть на понижение гривны, как то имело место осенью-зимой 2008–2009 гг., Нацбанк и Минфин постарались, насколько возможно, снизить объем свободных ресурсов, которыми могут оперировать банки (см. также стр. 32).

 

Прогнозы мировых экспертов о перспективах наступления второй волны кризиса

ХОРОШО

ПЛОХО

Бен Бернаке, глава ФРС

Несмотря на то, что серьезные проблемы в американской экономике действительно есть. Мы можем обоснованно ожидать возврата к уровням роста экономики и занятости. Хотя это и может занять некоторое время

Кристин Лагард, глава МВФ

Мы перешли в новую опасную фазу. И ясно, что поставлено на карту: хрупкий экономический подъем может быть сорван. Банкам необходима срочная рекапитализация. Если ничего не предпринять сейчас, мы можем столкнуться с дальнейшим распространением экономических проблем на другие ведущие страны

Марк Мобиус, президент Templeton Asset Management

Мы не готовимся к рецессии. У ФРС все еще есть инструменты, которые можно задействовать для поддержания экономики

Жан Клод Трише, глава ЕЦБ

В будущем мы ожидаем достаточно сдержанных темпов роста экономики Еврозоны, судя по общей картине основных экономических показателей региона

Арноут Ван Рийн, управляющий по инвестициям Robeco Hong Kong Ltd

Рынки, перегретые прогнозами о том, что мировая экономика утопает в новой волне рецессии, вскоре получат небольшую передышку

Нуриэль Рубини, профессор Нью-йоркского университета (предсказал первую волну кризиса)

Повторный спад, видимо, предотвратить не удастся. Американская экономика продолжает слабеть по причине низких темпов роста. А правительства стран Запада уже практически полностью исчерпали все основные возможности для стимулирования своих экономик

Что происходит в основными «маркерами» кризиса?

 

18 августа 2011

23 августа 2011

25 августа 2011

2 сентября 2011

Индекс Dow Jones

10990,6 п/

10987,0 п.

11149,82 п.

11493,57 п.

Индекс S&P

1140,65 п.

1140,3 п.

1159,27 п.

1204,4 п.

Индекс «Украинской биржи»

1738,36 п.

1696,64 п.

1647,52 п.

1678,68 п.

Индекс ПФТС

685,3 п.

661,14 п.

654,51 п.

695,72 п.

Курс евро/доллар

1,44

1,45

1,44

1,43

Наличный курс гривна/доллар

7,98/8,01

7,99/8,02

7,99/8,02

8,00/8,03

Наличный курс гривна/евро

11,42/11,59

11,42/11,58

11,44/11,61

11,34/11,53

Стоимость золота дол./тр.ун.

1823

1886

1716

1853

Цена на нефть (марка Brent), дол./бар.

109,58

108,79

111,36

114,29

 

Резюме: В пользу версии о второй волне кризиса свидетельствуют замедление темпов развития мировой экономики и беспрецедентный рост золота на мировых рынках (стр. 28). В пользу того, что не все так плохо, говорят высокие цены на нефть и отчаянно сопротивляющиеся натиску фондовые рынки развитых стран. Но, похоже, на этот раз отделаемся лишь большим испугом.

Авторы: Елена Буруль, ДЕНЬГИ

*****

УКРАИНА ВТЯНУТА В ДОЛЛАРОВЫЙ ЛОХОТРОН

Августовская паника вокруг доллара США понемногу улеглась. Обвал не состоялся, наоборот — спрос на доллары и облигации госказначейства Соединенных Штатов достиг небывалого уровня. США продолжают печатать свою национальную валюту в нарастающих масштабах, обеспечивая планету резервными (или мировыми) деньгами.

В этом успокоении таится главная опасность: выводов из кризиса никто не делает и не способен сделать, мировая валютная система продолжает привычно работать в режиме саморасширяющегося «лохотрона», перекладывая проблемы на послезавтра, угрожая в будущем катаклизмами и деградацией, форму и содержание которых сейчас никто не берется спрогнозировать. И прежде всего опасности подстерегают периферию капиталистической миросистемы, включая Украину, являющуюся ресурсно-сырьевым придатком глобального капитализма.

Доллары как мировые деньги

Чтобы понять, что происходит, следует кратко взглянуть на историю и принцип действия современной мировой валютной системы.

Проект «доллар как мировые деньги» стартовал в 1913 году, когда в США была создана Федеральная резервная система (ФРС). Но до Второй мировой войны мировой валютой был, скорее, британский фунт, его золотое содержание не изменялось с 1561 по 1931 год, то есть почти 400 лет! Финансовое могущество Британской империи подорвали две мировые войны — не так военными расходами и разрухой, как общим развалом мировой торговли, которую Британия обеспечивала кредитованием, фрахтом, страхованием.

Пользуясь слабостью партнеров, прежде всего Великобритании, США заставили их войти в мировую валютную систему, о чем в 1944 году в городке Бреттон-Вудс, штат Нью-Гемпшир, было подписано соответствующее соглашение. Доллар был объявлен единственной валютой, конвертируемой в золото, причем только по требованию центральных банков других стран. Договором были зафиксированы золотое содержание доллара и паритетные курсы остальных валют к доллару.

Страны — участницы валютной системы брали на себя обязательство поддерживать установленные договором курсы за счет валютных интервенций. Если курс национальной валюты поднимался выше паритета, то центробанк должен скупать доллары, в том числе за счет эмиссии, а если курс валюты падал ниже паритета, то центробанк должен был продавать долларовые резервы. Пополнить их можно было за счет либо продажи золотого запаса страны, либо кредита Международного валютного фонда, созданного в рамках Бреттон-Вудса, что является изначальным предназначением МВФ. Очевидно, что в такой системе американцы «хорошо устроились», получив официальное право оплачивать свой импорт своими же деньгами.

План Маршалла

Сразу после войны мир испытывал острый дефицит долларов. Основным их источником был пресловутый «план Маршалла», который нынче восхваляют как величайший вклад США в торжество демократии, но реально важнейшей его задачей было закрепление за долларом статуса мировых денег. В начале 1950-х положительное сальдо платежного баланса Соединенных Штатов сменилось умеренно отрицательным, а уже к концу десятилетия началась эпоха крупных дефицитов платежного баланса США, продолжающаяся по сей день по нарастающей.

Систему, возникшую в ходе развития Бреттон-Вудса, сравнивают с саморасширяющейся Вселенной: рост дефицита платежного баланса приводит к росту долларовой массы за пределами США, значительная часть этих долларов тут же направляется на покупку treasuries — облигаций госказначейства США, то есть идет на финансирование дефицита американского бюджета, а проценты по этим заимствованиям увеличивают дефицит платежного баланса и выброс долларов в глобальную экономику. Очевидно, что уже тогда, в 1950-х годах, запасов золота в США не хватало для задекларированного золотого обеспечения доллара, доллары превращались в «бумагу», то есть США первыми нарушили условия Бреттон-Вудса, пользуясь своей гегемонией. Так началась накачка мировой экономики необеспеченными деньгами…

Другим странам это не нравилось. Известна хрестоматийная то ли легенда, то ли быль о том, как в 1965 году президент Франции Шарль де Голль предложил США обменять доверху груженный долларами корабль на золото, исходя из задекларированного ФРС золотого обеспечения «зеленого».

За Францией последовали другие страны. Вопреки активному противодействию Америки они правдами и неправдами обменивали доллары на золото, в результате чего с конца 1950-го по начало 1970 года золотой запас США уменьшился более чем вдвое — с 23 до 10,5 млрд. долларов. Это сейчас счет идет на триллионы и даже квадриллионы, что является следствием эмиссии «зеленых», а тогда 10 млрд. долларов было огромной цифрой! За то же время долларовые активы по всему миру выросли на сумму, намного большую, что лишний раз подтверждает — уже с 1950-х годов США, нарушая свой же Бреттон-Вудс, печатали доллары без золотого обеспечения.

Итог был крайне недемократичным: в 1971 года президент Ричард Никсон единоличным решением отменил обмен долларовых резервов других стран на золото на неопределенный срок, то есть навсегда. Но дело было сделано: доллар стал мировыми деньгами, самой распространенной и ликвидной валютой, а мир стал заложником своих долларовых активов.

И когда сейчас говорят о замене доллара как мировых денег на что-то другое — юань, рубль, «нефтяной динар Персидского залива», — это глупость, это нереально. Как Китай сбросит доллары и заменит их юанями, если львиная доля его золотовалютных активов номинирована в долларах и вложена в американские treasuries?

Конечно, можно устроить третью мировую войну, но это уже слишком! Секрет мировых денег состоит не в их обеспечении, а в наличии мощной банковской системы, способной обеспечить мировую экономику кредитом и универсальным платежным средством за счет агрессивной кредитно-эмиссионной политики. Евро и Евроцентробанк, как аналоги доллара и ФРС США, не являются конкурентами из-за консенсусного принятия решений и общей дезорганизации Европы, хотя в Старом Свете евро сильно потеснил доллар.

Но не следует во всем винить ушлых янки, которые весь мир обвели вокруг пальца. Здесь не столько США навязали миру доллар, сколько мир схватился за долларовую «соломинку», бывшую единственным на тот момент решением проблемы глобальной ликвидности.

Изменение правил игры было в 1976 году закреплено соглашением об МВФ, подписанным в столице Ямайки Кингстоне, что получило название Ямайской, или Кингстонской системы. Но системы в этой «системе» нет! Роль «системы» играют валютные игры центробанков и спекулянтов. Отмена обмена долларов на золото похоронила систему фиксированных валютных курсов и привела к плавающим курсам, в необходимости которых теперь не устают убеждать разного рода «эксперты», в том числе из Международного валютного фонда — осколка Бреттон-Вудса. Хотя МВФ создавался в том числе для того, чтобы стоять на страже фиксированных курсов.

Лопнувший пузырь

Ситуация резко обострилась после 1999 года, когда в США был отменен закон Гласса — Стигола, введенный во время Великой депрессии и запрещающий банкам совмещать инвестиционную и кредитно-денежную деятельности. Растущий поток долларов захлестнул валютные резервы других стран, ипотечный и потребительский рынки. Напомним, что именно на заре 2000-х ­начался катастрофический рост цен на недвижимость, в том числе в Украине. Так был надут пузырь, лопнувший в 2008 году.

В настоящее время валютное мироустройство таково. США и далее финансируют растущий дефицит платежного баланса за счет эмиссии долларов, не имеющих обеспечения. Одна их часть возвращается в госказначейство США через размещение treasuries, а другая — идет на обеспечение мировой экономики платежным средством. Грубо говоря, мир работает на финансирование растущих долгов США, а когда мировая экономика не может выкупать облигации госказначейства Соединенных Штатов, недостающие суммы покрываются за счет мегаэмиссии.

Ведь госказначейство и ФРС США не берут на себя никаких обязательств по сохранению покупательной способности доллара и его курса к другим валютам. Экс-глава ФРС Аллен Гринспэн недавно высказался предельно цинично, но точно: США может покрыть любые долги, напечатав сколько угодно долларов! А обесценивание и даже крах доллара — это проблема не столько США, сколько держателей активов в виде доллара или treasuries в лице Китая, России, арабских нефтяных стран, Европы, Японии. Правда, инфляция доллара «давит» и на граждан США, но это уже их проблемы.

Но в этом-то и состоит принцип действия валютной миросистемы, которые Роберт Триффин еще в 1960-х метко сформулировал в виде парадокса-дилеммы: доверие к доллару как мировым деньгам постоянно подрывается его возрастающей эмиссией, но рост эмиссии осуществляется именно для того, чтобы доллары оставались мировыми деньгами.

Девальвация гривни неизбежна?

Для Украины это отнюдь не далекая абстракция. В долларах и облигациях госказначейства США сформирована львиная доля валютного резерва Украины — хотя это держится в тайне, но по-другому быть не может в принципе: ослабление доллара обесценивает резервы НБУ.

Очень больно ослабление «мировых денег» бьет и по рядовым обывателям, ибо ведет к еще большему росту цен на жизненно важные товары и услуги, к еще большей эксплуатации природных и человеческих ресурсов страны путем перераспределения через мировую финансовую систему. Через импорт, прежде всего энергоносителей, эмиссионная инфляция доллара «втаскивается» в страну, накладываясь на внутреннюю инфляцию.

Из-за удешевления доллара к гривне обесценивается экспорт, что ведет к падению валютной выручки, и уже вовсю обсуждается вопрос о девальвации гривни, что с «глубоким удовлетворением» поддержит экспортно ориентированная олигархия, получающая сверхприбыли на эксплуатации дешевого труда, который после девальвации станет еще дешевле. Девальвация гривни приведет к еще большему росту цен на энергоносители и коммунальных тарифов, а поскольку властно-капиталистическая клика, правящая в стране, реально повышать зарплаты в частном и государственном секторе не собирается, то это окончательно бросит граждан Украины в нищету.

Наряду с отечественным капитализмом, мировая финансово-экономическая система, неотъемлемой частью которой является Украина, неуклонно обостряет социальные противоречия в стране. Это чревато непредсказуемыми последствиями, о чем ярко свидетельствует наша бурная история в ХХ веке…

Автор: Александр Карпец, Столичные новости

You may also like...