Из-за «грачей» такси подорожает в два-три раза

Полной легализации столичного рынка такси власти не добьются. Зато тарифы гарантированно поднимутся. Власть будет хвастаться «наведением порядка», за хвастовство заплатим мы.

В минувший вторник столичные таксисты собрались в парке Дружбы народов для обсуждения ситуации на рынке. Поводом послужила история с конфискацией сервера и компьютеров компании «Эвос», программное обеспечение которой позволяло делать перекидки заказов от одной диспетчерской к другой.

Встретиться и поговорить «как жить без «Эвоса» таксисты через профессиональный форум договорились еще на выходных. Однако на место приехало лишь 30-40 машин. Исследовали проблему журналисты издания Комментарии.

Говоря о причинах произошедшего, одна часть водителей уверена в том, что это банальный передел столичного рынка таксомоторных перевозок. Другая – в политической подоплеке произошедшего, связывая заинтересованность УБЭПа «Эвосом» не только с началом легализации весьма прибыльного бизнеса, но также и с акцией протеста таксистов, которая прошла под стенами Кабмина 18 апреля.

«Протестная акция нелегального сектора таксомоторных перевозок спровоцировала повышенное внимание к нему, и, видимо, кто-то из руководящих сотрудников УБЭПа обратил внимание на рынок и дал указание разобраться. А организаторами акции являются руководители серверообменных систем и та часть диспетчерских служб, которая заинтересована в привлечении к перевозкам всего, что имеет четыре колеса», – рассказал «Комментариям» глава правления ВОО «Украинская таксомоторная ассоциация» Анатолий Галазюк.

Как бы там ни было с политической подоплекой, но рынок таксомоторных перевозок действительно практически полностью находится в тени. Из 200-300 тыс. водителей, задействованных в перевозках пассажиров на автомобилях, в правовом поле работают лишь несколько тысяч. В частности, машин-такси, оборудованных регистраторами расчетных операций, по данным Украинской таксомоторной ассоциации, на всю страну всего несколько сотен.

Легально можно работать и без него, но имея статус единщика. В масштабах же страны свидетельство плательщика единого налога по виду деятельности услуг такси имеют еще несколько тысяч. При этом ежегодный оборот теневого сегмента оценивается более чем в 20 млрд. грн.

Что же касается вариантов развития ситуации, на сегодня их видится несколько. В рамках одного сценария, работа диспетчерских служб будет точечно видоизменяться под давлением правоохранительных и регулирующих органов. Собственно, речь идет о саморегулировании рынка, который будет реагировать на проверки и возможные новые операции силовиков.

В случае если за серверообменные системы власти принялись всерьез, то постепенно все мелкие диспетчерские службы исчезнут одна за одной. Со слов участников рынка, для нормальной работы в столице, необходимо иметь договора на обслуживание 150-200 машин, чтобы запас свободных автомобилей на линии составлял минимум 50-60 штук.

Мелкие же службы выживают исключительно за счет перекидки из других служб заказов, которые в силу той или иной причины не были взяты в работу (сейчас, кстати, у «Эвоса» работает резервный сервер, однако свободных чужих заказов, по признанию водителей, стало меньше). И если рынок диспетчерских служб «сожмется», то и оплату своих услуг они прогнозировано повысят (сегодня таксист платит службам 10-15% оборота). А это уже отразится и на тарифах.

Одновременно могут взяться и за самих таксистов. На форуме профильного портала taxoport.com участники уже обсуждают облавы на дорогах и ответственность за отсутствие лицензии.

Есть и второй сценарий. Это принятие в том или ином виде комплексного закона, реформирующего рынок таксомоторных перевозок. Со слов Анатолия Галазюка, несколько месяцев назад в коридорах Мининфраструктуры говорили о том, что документ уже готов на рассмотрение правительства.

Тем не менее, констатировал он, на одну из последних редакций проекта закона повлиял ряд диспетчерских структур: «Законопроект, предлагая некоторые необходимые изменения, не учел других концептуально необходимых реформ, а некоторые изначально правильные идеи просто были перекручены». В любом случае, проект все еще не подан в Кабмин и даже не вывешен для месячного обсуждения на сайте ведомства. Предложения же таксистов к нему известны: в первую очередь это стандартизация тарифов по каждому городу решениями местных советов, а также предоставление ГАИ полномочий по запрету эксплуатации автомобилей, владельцы которых осуществляют перевозки без лицензий.

Когда бы и в каком бы виде закон не приняли, в последствие можно ожидать удорожания тарифов – Киевсовет гарантированно проголосует за максимальные тарифы для увеличения поступлений бюджета со стороны выходящих из тени водителей. В среде же таксистов активно обсуждают возможный переход с сегодняшних расценок (крутятся в пределах 2-3 грн./км) на три единых для всех тарифа – «эконом» (4 грн./км), «стандарт» (6 грн./км) и «Бизнес» (8 грн./км). В зависимости от выбранного тарифа, будет отличаться и машина.

Однако даже принятие закона почти наверняка не выведет таксомоторные перевозки из тени. Ведь спрос на эконом-расценки в стране никто не отменял, а качество услуги для украинцев зачастую уступает место привлекательной стоимости. А значит, на рынке все равно останется то или иное количество нелегальных перевозчиков. Да и трудно представить себе как в одночасье без малого 200-300 тыс. таксистов встанут в очередь перед Налоговой. Рынок, конечно, изменится, но не до неузнаваемости. Зато и при первом, и при втором сценариях тарифы будут гарантированно ползти вверх на фоне новых всплесков борьбы с нелегалами.

Автор: Андрей Сантарович, Комментарии

Читайте также: