Езда без правил. Ситуация на украинских дорогах улучшается только на бумаге

По статистике ГАИ, украинские водители стали дисциплинированнее, жертв ДТП всё меньше, а дороги всё лучше. По данным ГАИ, за 9 месяцев этого года снизились все основные показатели аварийности на украинских дорогах — количество ДТП, аварий с пострадавшими, травмированных и погибших. Последний критерий особенно впечатляет: падение на 12,7% — рекордное с 2010 года.

Но журналисты издания  Фокус приводят несколько поводов усомниться в этих цифрах.

Впрочем, эксперты общественных организаций, которые работают в сфере безопасности дорожного движения, относятся с недоверием к данным ГАИ. «Автоинспекция всегда пытается приукрасить результаты своей работы. А сделать это несложно, ведь ГАИ монополист по сбору информации о ДТП», — говорит Виктор Козориз, вице-президент ОО «Товариство учасників руху» (ТУР) и председатель Общественного союза «За безопасность пешеходов».

В подтверждение он приводит результаты опроса экспертов, осуществлённого ВОО «Украинская ассоциация маркетинга». Специалисты сошлись во мнении, что показатели ГАИ занижены примерно в два раза. «По нашему мнению, более точный учёт пострадавших в ДТП ведёт система Минздрава, — добавляет Козориз. — Она учитывает не только тех, кто погиб на месте аварии, но и участников ДТП, которые умерли уже в машине скорой помощи или больнице». Проблема в том, что Минздрав предоставляет свои данные только раз в год.

Инспектор инспекции. Вице-президент общественной организации «Товариство учасників руху» Виктор Козориз считает, что ситуация на украинских дорогах гораздо хуже, чем показывают данные ГАИ

Инспектор инспекции. Вице-президент общественной организации «Товариство учасників руху» Виктор Козориз считает, что ситуация на украинских дорогах гораздо хуже, чем показывают данные ГАИ

Как показывает статистика ГАИ, больше всего снизилось число аварий из-за нарушений правил обгона (-26,6%), несоблюдения сигналов регулирования пешеходами (-25,9%) и, что самое удивительное, плохого содержания автодорог и улиц (-26,1%). Если первые две причины ещё можно объяснить, то в последнюю тенденцию эксперты не верят. «Дороги стали только хуже. ГАИ просто пытается как можно чаще делать виновниками аварий самих участников ДТП, особенно если они погибли и не могут доказать обратного, — уверен Виктор Козориз.

— В противном случае Укравтодор и региональные службы автомобильных дорог будут вынуждены возмещать материальный и моральный ущерб пострадавшим. А это миллионные суммы, государство не выдержит такой нагрузки».

Что касается худших показателей, то, по данным ГАИ, быстрее всего растёт число ДТП из-за нарушения правил проезда железнодорожных переездов (+108,3%), неисправности автомобилей (+105,3%) и правил проезда остановок общественного транспорта (+55,6%). Очевидно, сказывается активность Укртрансинспекции — чем больше проверок, тем больше и количество выявленных нарушений. И наоборот, отмена обязательных техосмотров сказалась на росте ДТП из-за плохого техсостояния автомобилей, считают эксперты общественной организации ТУР.

«В целом ситуация на украинских дорогах остаётся такой же напряжённой и опасной, как и раньше, — полагает Козориз. — По основным показателям — количеству погибших и травмированных в расчёте на 1 млн или 100 тысяч населения — мы выглядим значительно хуже среднеевропейского уровня, а по числу смертельных наездов на пешеходов вообще занимаем первое место».

Универсальных рецептов, как бороться с проблемой, не существует. Но эксперты настаивают хотя бы на самых необходимых мерах. Исключить коррупцию при получении прав на вождение. Снизить скорость в населённых пунктах до 50 км/ч и убрать ненаказуемое превышение на 20 км/ч — такие правила работают в большинстве стран Европы. Реформировать структуру ГАИ. И раз уж принята Государственная программа повышения безопасности дорожного движения, пускай и далеко не идеальная, надо её выполнять.

Чтобы увеличить изображение, нажмите здесь
Чтобы увеличить изображение, нажмите здесь

Автор: Сергей Болотников, Фокус

You may also like...