Засветившихся в глобальном офшорном скандале, ждут неприятности — но не везде
Цепь коррупционных скандалов разгорается по всему миру: Международный консорциум журналистов-расследователей (ICIJ) выпустил серию материалов об офшорах, с помощью которых уходили от налогов известные политики, чиновники и публичные фигуры. Благодаря анонимному сотруднику панамской компании Mossack Fonseca журналисты получили доступ к 11 миллионам страниц документов о владельцах офшоров.
В них обнаружились следы украинского президента Петра Порошенко, аргентинского президента Маурисио Макри, исландского премьера Сигмундура Гюннлёйгссона и множества других громких имен. Правительства, затронутые скандалом, по-разному отреагировали на публикации: где-то чиновникам грозит проверка, где-то — отставка, а где-то — ничего.
Понедельник стал напряженным днем для правительств многих стран: государствам, где журналисты нашли высокопоставленных владельцев офшоров, пришлось комментировать скандал или переходить к более серьезным действиям.
Налоговые власти Великобритании, Швеции, Австралии и Новой Зеландии объявили, что начинают расследования в отношении клиентов Mossack Fonseca в своих странах. Налоговая служба Австралии выпустила заявление, что уже ведет расследование в отношении 800 клиентов Mossack Fonseca, и следы 120 из них уже удалось найти в одном из офшоров Гонконга.
Британские налоговики направили запросы в СМИ, опубликовавшие результаты расследования Международного консорциума журналистов, включая Guardian. Среди британцев, прячущих свое имущество в офшорах, оказался отец премьер-министра Дэвида Кэмерона, Иэн Кэмерон: он владеет компанией Blairmore Holdings, зарегистрированной на Виргинских островах.
Почему Британские Виргинские острова?
В беседе с OCCRP эксперты по правовым и налоговым вопросам не скрывали, что открытие холдинговой компании в офшоре — сделано ли это с целью продажи или доверительного управления — дает колоссальные налоговые преимущества.
Дэниел Билак, управляющий партнер в киевском отделении международной юридической компании CMS Cameron McKenna, не стал обсуждать детали ситуации с Roshen, но заявил, что экономия на налоговых выплатах — одна из главных причин перевода активов в офшоры и создания траста.
«Такие юрисдикции, как Британские Виргинские острова, Панама или Мальта, общепризнанно считаются офшорами, так как имеют очень гибкое законодательство с точки зрения управления активами и регистрации компаний. В то же время там обеспечивают максимальную конфиденциальность и минимальный уровень налогообложения, — говорит Билак и добавляет: — Таким образом там вполне законно можно лимитировать свои налоговые выплаты».
В свою очередь Ярослав Ломакин, управляющий партнер консалтинговой компании Honest & Bright, которая работает в Лондоне, Москве и Киеве, называет учреждение холдинговой компании на БВО простейшим и самым дешевым способом защитить активы, хотя и признает, что это «плохо для имиджа и репутации».
«В целом есть мнение, что трасты создаются для лучшей защиты активов и уменьшения налоговой нагрузки, — говорит Ломакин. — Налог на прибыль для бизнеса и для трастов на БВО стремится к нулю. При этом самые интересные, многоступенчатые [возможности] возникают, когда речь заходит о распределении прибыли».
«Я очень заинтересован в получении данных, которыми обладаете вы, чтобы мы могли сравнить их с нашей информацией и узнать сведения, которых нам недостает для расследований о налоговых нарушениях», — написал в редакцию Guardian Вики Рэнсон, глава отдела рисков и разведки Королевской налогово-таможенной службы. Журналисты ответили, что сначала им нужно проконсультироваться со своими коллегами в других странах.
В документах Mossack Fonseca оказались материалы и на исландского премьер-министра Сигмундура Гюннлёйгссона. Судя по расследованию журналистов, в 2007 году будущий премьер напополам с подругой, а позже — женой основал компанию Wintris Inc. на Британских Виргинских островах. Фирма распоряжалась облигациями крупнейших банков Исландии. Позже, уже будучи депутатом национального парламента, Гюннлёйгссон продал свою половину офшора жене за 1 доллар, пишет Guardian. Впервые информация об офшоре Гюннлёйгссона прозвучала в его интервью исландскому телеканалу Ruv : после того, как журналист спросил политика о Wintris Inc., тот прервал интервью и вышел из кадра.
В Исландии лидеры оппозиции обсуждают возможность досрочных всеобщих выборов. В первую сессию после пасхальных каникул альтинг (исландский парламент) проголосует за недоверие премьер-министру, заявил лидер Социал-демократического альянса Арни Арнасон. На вечер в столице назначена демонстрация за досрочные выборы. Президент страны Олафур Гримссон прервал свою поездку в США и объявил, что немедленно возвращается в страну, сообщает портал Iceland Review.
Сам Гюннлёйгссон в интервью исландскому «2 каналу» заявил, что в отставку подавать не собирается, а его правительство работает хорошо.
Предшественница нынешнего премьер-министра Йохана Сигурдардоттир заявила, что на месте Гюннлёйгссона оставила бы свой пост. «Мы не можем такого позволить, — заявил бывший министр финансов страны Стейнгримур Сигфуссон. — Иначе Исландия будет выглядеть просто как банановая республика. Никто не говорит, что он использовал свое положение премьер-министра, чтобы помогать этой офшорной компании, но нельзя допускать конфликт интересов. А также держать подобное в тайне», — цитирует политиков Guardian.
Футбольная ассоциация ФИФА, уже пострадавшая от масштабного коррупционного скандала в 2015 году, запустила расследование в отношении члена совета по этике Хуано Дамиани, сообщает Би-би-си. Судя по бумагам Mossack Fonseca, уругвайский адвокат оказывал юридические услуги как минимум семи офшорным компаниям, связанным с Эухение Фигередо, бывшим вице-президентом FIFA, арестованным в мае 2015 года по подозрению во взятках вместе с другими высокопоставленными футбольными чиновниками. Кроме того, Дамиани вел дела с людьми, которые собственно и давали взятки ФИФА за право на трансляцию футбольных матчей: аргентинским бизнесменам Хуго и Мариано Хинкисам.
От налогов в офшоры уходили футбольные клубы, включая «Барселону», «Реал Мадрид» и «Манчестер Юнайтед», и звездные футболисты, в том числе нападающий «Барселоны» Лионель Месси: судя по документом, он и его отец спрятали свои доходы в панамской Mega Star Enterprises и не заплатили в казну Испании 6,5 миллиона долларов налогов. 31 мая должен состояться суд над футболистом и его отцом.
Офшор нашли у президента Украины Петра Порошенко, но украинская генпрокуратура (ГПУ) не усмотрела в публикации повода для расследований. «Генпрокуратура не видит состава преступления в информации, опубликованной некоторыми СМИ, о президенте Украины Петре Порошенко, — заявил прокурор Владислав Куценко, добавив, что эту информацию ГПУ изучала раньше и ничего криминального в ней не нашла.
Похожим образом отреагировали власти Аргентины. По данным расследования, президент Аргентины Маурисио Макри, еще будучи мэром Буэнос-Айреса, одновременно управлял багамским офшором Fleg Trading Ltd, вместе с отцом и братом. Администрация президента выпустила заявление, что сам президент не владел акциями, а просто работал в семейной фирме. Позже правительство заявило, что ничего преступного в действиях президента и его «случайном» назначении директором офшора нет. Даже глава Анти-коррупционной службы Лаура Алонсо не нашла повода для беспокойства: «Использование налоговых гаваней само по себе не преступление, господа».
А вот президент Франции Франсуа Олланд отреагировал одним из первых, заявив утром в понедельник, что компетентные органы проведут проверки того, имеют ли отношения французские граждане к «панамским офшорам», и поблагодарил журналистов, назвав все происходящее — хорошей новостью для бюджета, который может после проверок и пополниться.
АВТОР: АННА БАЙДАКОВА, «НОВАЯ ГАЗЕТА»
Tweet