Банду «оборотней» начали сажать
За избиения и вымогательства милиционер получил 6 лет. На очереди — 12 его коллег. Месяц назад суд вынес обвинительный приговор по делу одного из правоохранителей, которые избивали и вымогали деньги у гостей Крыма. 13 милиционеров организовали на центральном железнодорожном вокзале настоящую банду. Погорели оборотни на коллеге — бывшем сотруднике милиции, пенсионере МВД из Херсонской области. Он едва выжил, но сумел разоблачить «стражей порядка».
Бывший оперативник, Николай П., приехал на железнодорожный вокзал Симферополя по делам. Был один. Сотрудники линейное отделение милиции (ЛОМ) задержали его на перроне в феврале 2008 года, он как раз торопился на поезд. Правоохранители повели пенсионера в отделение, и, по отработанной схеме, начали вымогать деньги. Николай пытался объяснить, что он «свой» — не помогло.
— Ему не поверили. Объяснения человека не слушали. У него отобрали вещи и жестоко избили. Когда поняли, что переусердствовали — вывезли за город и выбросили недалеко от свалки, — рассказал «Новой» источник в правоохранительных органах. (Милиционеры сейчас неохотно делятся воспоминаниями о «подвигах» бывших коллег. — Авт.).
— Перед тем как уехать, еще раз избили. Лежачего. Ногами. Когда пенсионер затих — спокойно покинули место преступления. Решили, что человек умер. Но мужчина пришел в себя, выполз на дорогу и чудом добрался до городского управления милиции, где сразу же заявил о случившемся. В милиции уже знали о банде оборотней. Ровно год назад — в феврале 2007-го — об аналогичном избиении заявил еще один приезжий, тоже пенсионер МВД из Алупки.
Год слежки за оборотнями
Между преступлением над бывшим сотрудником МВД из Алупки и задержанием милиционеров прошел год — банду накрыли только 18 марта этого года. Все это время оборотней «пасли», установив за ними оперативное наблюдение. Дело оборотней объединило Службу внутренней безопасности ГУБОП МВД Украины, прокуратуру и СБУ — все вместе пытались вывести служивых на чистую воду.
Подсудимые работали в Линейном управлении Приднепровской железной дороги станции Симферополь. Большинство из них (семеро) были инспекторами патрульно-постовой службы — старшие сержанты, лейтенанты. Их дежурства проходили на железнодорожном вокзале. Кроме них на скамье подсудимых — командир взвода ППС, сотрудник отдела сопровождения поездов, инспектор административно-штрафной практики. В банду вошел даже заместитель начальника Линейного отдела железной дороги.
Все эти «стражи порядка» были единой группой, действовавшей слаженно и организованно. Суть их работы на железной дороге была в следующем: пэпээсники задерживали на вокзале людей и под видом проверки документов или досмотра багажа доставляли их в опорный пункт, расположенный на Привокзальной площади, 6. Там у людей вымогали деньги, запугивая штрафами, арестом. Если человек возмущался и отказывался платить — деньги у него отбирали силой. Как и часть вещей. Если пострадавший оказывал сопротивление — жестоко избивали.
— Мы давно слышали, что у нас на вокзале милиционеры занимаются настоящим грабежом, — рассказывает житель Симферополя Николай Смирнов. — В городе ходили слухи: если попадешь на вокзал выпивший — бойся не воров-карманников, а ментов. Об этом судачили почти три года. Причем откровенно «готовых» бомжей, которые бродили по вокзалу, наши милиционеры не трогали. Как и цыган, воров, которые практически там прописались.
Симферопольские милиционеры останавливали исключительно тех, кто с багажом торопился на поезд, был выпившим, имел вид простого человека или отдыхающего. Отдавали преимущество тем, кто шел один. Сначала у человека просили паспорт для проверки и его билет на поезд. Все это они долго рассматривали, якобы проверяли.
Люди, опасавшиеся опоздать на поезд, сами предлагали патрулю деньги, лишь бы те вернули им документы и отпустили. Тех, кто не спешил делиться, милиционеры вели в опорный пункт. Там начинали досматривать багаж. Часть вещей отбирали. Иногда открыто, но чаще незаметно для задержанных. Обыскивали и карманы. Найденные деньги присваивали.
К примеру, один из подсудимых, старший сержант милиции А. Даньшин, задержав приезжего В. Меньшова, привел его в свое отделение. Там начал обыскивать. Когда человек стал возмущаться, милиционер его избил. В отличие от страшилок о рукоприкладстве на милицейских допросах, симферопольские оборотни не стеснялись — били по телу, голове. Отобрав мобильный телефон и деньги, около четырех тысяч гривен, Меньшова отпустили.
— Задержанных, которые были подвыпившими, пугали Кодексом об административных правонарушениях, — вспоминают в пресс-службе МВД Крыма. — Согласно нему за появление в общественных местах в нетрезвом виде полагается штраф от 75 до 300 гривен и, возможно, админарест до протрезвления.
Эти сотрудники брали «штрафы» без оформления протокола, только себе в карман. Нам давно поступали жалобы от разных людей о подобных грабежах, но доказать вину милиционеров было сложно. Затруднялось все тем, что практически все пострадавшие в Симферополе были проездом и направляли к нам лишь письменные жалобы из других городов.
Пока милиционеры «пасли» коллег, те продолжали безнаказанно орудовать на вокзале.
— Решили не спешить с задержанием, чтобы собрать больше доказательств преступлений этих «милиционеров», — объяснил «Новой» источник в ГУ МВД Крыма. — Ради этого установили видеонаблюдение. Когда доказательств стало достаточно, объявили, чтобы весь личный состав отдела срочно собрался на совещание по случаю приезда министра МВД. Это было 18 марта этого года. Вместо министра приехали сотрудники внутренней безопасности и арестовали почти половину отдела — более 20 человек.
До суда дошли не все
В суд передали дела только 13 милиционеров. Процесс начался в октябре этого года. За злоупотребление служебным положением, совершение краж, грабежей, незаконные задержания граждан и получение взяток милиционеров обвиняют по нескольким статьям Уголовного кодекса Украины. Если их вина будет доказана, бывшим правоохранителям светит до десяти лет тюрьмы.
Сегодня под стражей находится девять симферопольских оборотней в погонах. Один из них — Владимир Пономаренко — уже осужден судом
Следствие установило 28 пострадавших — граждан Украины и России, которые в течение года были на симферопольском железнодорожном вокзале проездом и пострадали от оборотней в погонах. Сколько граждан пострадало от их деятельности до этого, остается только гадать.
В октябре Железнодорожный суд Симферополя вынес первый приговор обвиняемому Владимиру Пономаренко. Его дело было выделено в отдельное производство. Именно от этого «правоохранителя» пострадал пенсионер МВД из Алупки Владимир Е. Коллега-соучастник Пономаренко скрылся еще до задержания всей бандитской группы. До настоящего времени он в розыске. Сам пострадавший до сих пор не отошел от «встречи» с правоохранителями. Общаться с журналистами отказывается.
— Он не будет ничего рассказывать. Нам уже все это надоело, оставьте нас в покое! Его уже измучили допросами и уточнениями! — возмущенно ответила «Новой» мама Владимира.
Бывшие коллеги Владимира Пономаренко неохотно идут на контакт с прессой.
— Вынесли приговор только по одному подозреваемому. Я не присутствовал на заседании суда, и точно не уверен, какое обвинение было предъявлено. Знаю, что оно еще не вступило в законную силу. Подана апелляция. Сейчас мы не даем никакой информации по этому поводу, — объясняет Игорь Коробов, сотрудник пресс-службы Линейного управления Приднепровской железной дороги.
За все злодеяния оперуполномоченный отделения уголовного розыска ЛОМ на станции Симферополь Пономаренко приговорен к шести годам лишения свободы.
— Подсудимый признан виновным в том, что по предварительному сговору с лицом, которое в настоящее время находится в розыске, он незаконно задержал на железнодорожном вокзале Симферополя пенсионера МВД и доставил его в участок. Там избил, а его подельник отобрал 400 гривен, — сообщил «Новой» Арсений Суходолов, следователь по особо важным делам из прокуратуры Крыма.
P. S. После ареста банды милиционеров многие туристы смогут отдыхать в Крыму намного спокойнее. Но остается неизвестным, сколько еще организованных группировок «в законе» могут работать в таком лакомом месте, как Крымский полуостров. И сколько туристов побоялось жаловаться на милиционеров. Ведь большинство граждан уверены — все равно ничего не добьемся.
МНЕНИЯ
Евгений Захаров, председатель правления Украинской Хельсинкской группы по правам человека, сопредседатель Харьковской правозащитной группы:
— Подобные преступления в милиции были всегда, только раньше статистика была закрытой, а сейчас, наоборот, все на виду. Но это не метод борьбы с нарушениями в органах МВД. Чтобы изжить эти пороки, милицию надо лучше финансировать. Что это за зарплата — 1200 гривен, которую получает офицер? Такая оплата труда и толкает милиционеров на подобные преступления.
Виктор Кокошко, начальник Управления надзора за расследованием уголовных дел следователями органов прокуратуры Главного следственного управления Генпрокуратуры Украины:
— Органы прокуратуры при взаимодействии с другими правоохранительными структурами постоянно проводят различные мероприятия для противодействия коррупции. И прежде всего, в органах власти и правоохранительных ведомствах. Считаю, что работа службы внутренней безопасности МВД оставляет желать лучшего. Эта структура должна вовремя увидеть и пресечь подобные преступления.
Людмила Башкирова, Новая
Tweet