Смерть отпускают без рецепта. «Аптечные наркотики» дешевы, доступны и потому опаснее героина

О необходимости запрета кодеиносодержащих и прочих лекарственных препаратов, которые могут спровоцировать наркозависимость, наконец заговорили на самом верху. Структура рынка наркотиков меняется буквально на глазах. Его «аптечная» составляющая достигла, по некоторым данным, 40 процентов и продолжает расти. А порошки, которые «потребители» научились готовить из таблеток, не уступают героину и другим самым жестким наркотикам. 

Небольшой киоск рядом со столичным метро «Медведково».

– Как обычно, Мариночка, – низким голосом бормочет худой бледный парень, протягивая несколько замусоленных бумажек. Продавщица бросает на меня недовольный взгляд. Я делаю вид, что разглядываю витрину и думаю о своем. Мариночка быстрым движением протягивает парню бледно-голубую упаковку таблеток. Тот сует ее в карман и быстро выходит из аптеки.

Медведково – традиционный ареал обитания аптечных наркоманов. Они не идут в аптеки крупных сетей, а отовариваются в безликих ларьках, затерянных между домами. Продавцы многих из них знают, как официантки пивнушек знают свой контингент.

– Аптечная наркомания стала массовым явлением в 2001 году, – рассказывает «Известиям» игумен Анатолий Берестов, основатель Душепопечительского православного центра святого праведного Иоанна Кронштадтского. – В тот год в Афганистане случился неурожай мака, и поставки героина в Россию резко сократились. Все восприняли эту новость с радостью, думая, что это сдержит рост наркомании. Как бы не так. Оставшиеся без героина наркоманы нашли выход, перейдя на лечебные препараты. Это привело к тому, что мы получили новую армию наркозависимых, теперь уже – от таблеток.

Анатолий Берестов на реабилитацию наркоманов тратит все свое время. В прошлом детский врач-невропатолог, доктор медицинских наук, он одним из первых увидел в «безобидных» аптечных препаратах убийственный наркотик, способный заменить героин. Уже несколько лет он наблюдает, как поветрие расползается по стране.

Надежнее, чем героин

Большинство аптечных наркотиков – отличные в терапевтическом плане лекарства, обладающие сильным обезболивающим или расслабляющим действием. Эти эффекты достигаются за счет одного из компонентов таблеток – синтетического опиоида трамадола или кодеина. Их применяют в психотерапии как антидепрессант или в качестве обезболивающего для пациентов с сильными болями, к примеру – онкологических больных.

– Наркоманы моментально узнают о появлении новых препаратов, – говорит Анатолий Берестов. – Помню, в 2002 году мы впервые столкнулись с тем, что наркоманы облюбовали один из аптечных препаратов, содержащих трамадол. Мощный анальгетик, обладающий обезболивающим эффектом, он в больших дозах вызывает наркотическое опьянение и сильнейшее привыкание. А продавался препарат даже без рецепта. Начали находить пустые пачки в подъездах и подворотнях, а потом узнали, что в одной из аптек за день препарат купили 800 человек. Мы забили тревогу, подключили все силы, требуя запретить свободную продажу синтетического наркотика. Была создана специальная комиссия во главе с тогдашним руководителем Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) Виктором Черкесовым. И надо сказать, что тогда усилия увенчались успехом: препарат стали отпускать по рецепту. Но уже 1 января 2003 года появился новый препарат, состоящий из трамадола и парацетамола, обладающий точно такими же свойствами.

Современные российские наркоманы все чаще «пересаживаются» на аптечные препараты, предпочитая их как более дешевый и безопасный с точки зрения закона аналог героина

К тому же выяснилось, что введение рецептурного отпуска на таблетки абсолютно ничего не дает: аптеки продолжали и дальше продавать препараты всем желающим. Ведь проверить, показал ли покупатель продавцу бумажку или тот «поверил на слово», практически невозможно. Ирония в том, что раскрученное маркетологами лекарство создавалось для того, чтобы облегчить ломку наркозависимых, пытающихся отвыкнуть от героина. Вместо этого таблетки породили целую армию зависимых, но уже от медицинского препарата.

– По нашим данным, более 40 процентов всех наркоманов сейчас принимают именно аптечные препараты, – продолжает Анатолий Берестов. – В этом нет ничего удивительного: этот наркотик дешевле, его проще купить, а главное – наркоман чувствует себя в полной безопасности. Носи с собой хоть ящик таблеток – милиция не страшна. В то же время убивают эти «лекарства» надежнее, чем героин: зависимость наступает быстрее и избавиться от нее гораздо тяжелее. Мы можем судить по тем отчаявшимся наркоманам, которые приходят за помощью в наш центр.

– Такие наркотики употребляют по-варварски, – рассказал «Известиям» заведующий отделением гнойной хирургии одной из московских клинических больниц, попросивший не указывать его имя. По его словам, наркоманы размалывают от нескольких десятков до двух сотен таблеток и растворяют их в воде из-под крана. В растворе много крупных частиц, которые закупоривает сосуды. Стремительно развивается гангрена, которая часто приводит к ампутации. Лечить таких людей дорого и очень сложно. Но самое главное – бесполезно. Их не любят держать в больницах, потому что они мучаются от страшных ломок и даже на больничной койке умудряются вкалывать себе очередные «дозы». Такие люди обречены.

Бензин и серная кислота

Не верится, что передо мной – живой человек. Серо-черные, вспухшие как у утопленника руки, покрытые струпьями, запавшие мутные глаза, одна из щек раздулась до размеров грейпфрута и превратилась в нарыв. По всему телу – следы уколов. А именно – зияющие дыры в гниющих заживо тканях.

Хорошо, что это была не личная встреча, а кадры из фильма «Полуфабрикаты смерти». Его показали на днях на специальной коллегии ФСКН, посвященной аптечным наркотикам. Проблему совместно обсуждали борцы с наркотиками и представители Минздравсоцразвития. Что уже является большим прогрессом. До сих пор наркополицейские считали приоритетом борьбу с крупной мафией – поставщиками героина и синтетических препаратов. А в Минздраве даже не было статистики по «аптечным смертям»: умирая, такие люди попадали в разряд обычных наркоманов. Кодеин относится к опийным алкалоидам, врач просто ставит галочку в графе «принимает опиоиды».

На спецколлегии ФСКН прозвучало: аптечная наркомания постепенно приобретает формы национального бедствия.

– Необходимо принять незамедлительные меры по замещению кодеиносодержащих препаратов на их безопасные аналоги и начать разработку новых, – заявил председатель ФСКН Виктор Иванов. – В последнее время мы наблюдаем феномен эпидемического роста числа наркобольных, являющихся потребителями нетрадиционного наркотика – дезоморфина. Лишь в первом квартале текущего года из незаконного оборота было изъято 65 миллионов среднеразовых доз дезоморфина, изготовленного из аптечных лекарств.

Дезоморфин – наркотик, который готовят из таблеток, содержащих кодеин. В среде потребителей его называют «борщ». В состав этого зелья, кроме таблеток, входят сера (соскребают со спичек), бензин, йод и серная кислота. Это «дурь» для самых бедных. «Борщ» уничтожает человека за 2-3 года. Потом его тело в прямом смысле распадается на куски.

– Дезоморфин в 16 раз токсичнее героина, – заявил Анатолий Берестов. – Новоявленные наркодельцы покупают аптечные препараты оптом и устраивают в частных квартирах и домах настоящие фабрики смерти, на которых из таблеток варят отраву.

Самые закоренелые скептики уже не сомневаются, что современные российские наркоманы все чаще «пересаживаются» на аптечные препараты, предпочитая их как более дешевый и безопасный с точки зрения закона аналог героина.

Строгая отчетность

– Если ситуация выйдет из-под контроля, кодеиносодержащие анальгетики будут просто запрещены, – заявила на коллегии ФСКН главный специалист научного центра социальной и судебной психиатрии им. Сербского Татьяна Клименко. – И такое развитие событий абсолютно реально. Но в случае введения запрета тысячи по-настоящему больных людей останутся без обезболивающих средств, и их жизнь превратится в агонию.

– На самом деле решение проблемы на поверхности, – уверена депутат Мосгордумы, председатель комиссии по здравоохранению и охране общественного здоровья Людмила Стебенкова. – Достаточно лишь начать продавать лекарства по рецептам строгой отчетности, когда продавец обязан иметь при себе документ на каждую проданную пачку таблеток. Так можно разрушить легальный наркорынок.

С этим согласен и Анатолий Берестов. Сейчас отпуск кодеиносодержащих препаратов не регламентируется так строго, как продажа более сильных лекарств. Для их покупки достаточно обычного рецепта: после того как на него взглянет провизор, бумажку можно унести с собой и использовать вновь и вновь. А если такие препараты будут продаваться по рецептам строгой отчетности, то для той же продавщицы Мариночки отпуск лекарства «как обычно» станет уже подсудным делом.

Впрочем, у такого подхода есть яростные противники.

– Не исключено, что фармакологические корпорации организовали лобби, которое намеренно сдерживает реформы в области аптечных наркотиков, – заявила Людмила Стебенкова.

Аптечные наркотики стоят недорого: примерно 300 рублей за пачку, что в несколько раз дешевле разовой дозы героина. Относительно невысокая цена компенсируется огромным количеством покупателей. Компании-производители и аптеки получают гигантские доходы.

– По нашим подсчетам, лишь один препарат – понятно, не буду называть, какой именно, – из имеющихся в продаже приносит аптекам и производителям 9 миллиардов рублей в год. А в ассортименте их – десяток, – рассказывает Анатолий Берестов. – Предполагаем, что некоторые аптечные киоски специально открываются для того, чтобы торговать подобными препаратами, становясь легальными пунктами продажи наркотиков. А наказание за отпуск лекарств без рецепта – штраф до 40 тысяч рублей. И все, аптека вновь продолжает работу. Поэтому милиция бессильна.

За незаконную продажу – отзыв лицензии и статья

– На Западе проблемы аптечных наркотиков нет, – объяснил директор по маркетинговым исследованиям аналитического агентства «Фармэксперт» Давид Мелик-Гусейнов. – Без рецепта в аптеке можно купить только самые безобидные препараты вроде аспирина. Все остальное продается только по рецептам, аналогичным нашим рецептам строгой отчетности. Если аптеку уличат в незаконной реализации товара, ее тут же лишат лицензии. Не говоря уже о возможном уголовном деле. К тому же на Западе, где развито медицинское страхование, пациент приходит в аптеку с рецептом и получает лекарство бесплатно. А по этому рецепту деньги потом платит страховая компания. Так что там никто не может просто так прийти в аптеку и купить наркосодержащий препарат.

Дмитрий Евстифеев, Известия

You may also like...