КАК ТОНУЛА ЯХТА «МАРИУПОЛЬ»

В течение прошедшего июля с его умопомрачительной жарой Украина понесла как всегда невосполнимые потери в почти две сотни человеческих душ. Но виновником тому не жара или иные природные катаклизмы. Причина иная – пресловутый человеческий фактор, а точнее – человеческий идиотизм и безответственность. Люди гибли под землей, на земле и в воде. Случай с яхтой “Мариуполь”, затонувшей 29 июля вблизи поселка Мелекино в Донецкой области яркое тому подтверждение.

Отдыхающие на побережье Азовского моря покупали за пять гривен билет на тот свет и поднимались на борт яхты. Пять человек так и не вернулись из этой прогулки …

Работа межведомственной комиссии, созданной по приказу Минтранса и МЧС 30.07.2002 года (председатель С. Симоненко -заместитель Государственного секретаря Министерства транспорта Украины), позволила в деталях восстановить картину произошедшего.

Яхта “Мариуполь”, 1983 года постройки (судовладелец Виктор Качалов), оформила отход у пограничников и вышла в море для проведения тренировок, ибо главным образом она использовалась для обучения детей парусному спорту. Около 11 утра яхта легла в дрейф на ближнем рейде поселка Мелекино.

Далее на сцену выступает некто Саша (сейчас активно розыскивается). Этот таинственный незнакомец подпыл на катере к берегу и развернул агитацию среди отдыхающих на предмет совершения незабываемой морской прогулки на “крейсерской яхте”. Такса оказалась весьма щадящей – 5 гривен. Утомленная солнцем пляжная публика выстроилась в очередь. Очевидцы рассказывают, что в этой очереди смертников выделялась поведением весьма эмоциональная дама, которой страшно «не повезло» – на ней очередь и закончилась. Какими только словами не напутствовала уходящую в даль яхту экзальтированная дама. Слово “козлы” было самым пристойным. После того, как стало известно о трагедии, случившейся ан борту «Мариуполя», ту же даму видели бьющейся в истерике от счастья, что он не удалось ступить на борт яхты. Вот и гадай – где потеряешь, где найдешь?..

После того, как были собраны деньги, а пассажиры доставлены на борт, катер с Сашей и еще одной женщиной вернулся на берег. Больше его никто не видел: на помощь тонущим людям катер так и не пришел. Сейчас как уже говорилось, личность Саши пытаются установить сотрудники прокуратуры.

После загрузки капитан яхты Виктор Безхлебный включил двигатель и взял курс в открытое море. На борту находилось 38 пассажиров, пять человек команды, дочь капитана (1982 года рож.) и сын судовладельца (1987 г.рож.). По судовому билету яхты максимальное количество людей на борту – 14(!) человек. Таким образом перегруз судна был более чем двойной. Как позже установила межведомственная комиссия, судовладелец за лицензией на перевозку пассажиров никогда не обращался. Из спасательных средств на борту находился один спасательный круг, два спасательных жилета и еще два -“похожих на спасательный жилет”, как квалифицировала это транспортная прокуратура. По всем правилам безопасности мореплавания, судно берущее на борт свыше 12 человек, считается пассажирским и помимо стопроцентного обеспечения спасательными жилетами, должно иметь на борту спасательный плот.

Традиционные “авось”, “небось” и “как- нибудь” вели яхту “Мариуполь” навстречу трагедии. Отойдя полтора километра от берега яхта легла в дрейф. За бортом на шкертике плавал спасательный круг и капитан отдал команду: “Купаться!” Публика ухая и повизгивая отчаянно бросала свои разгоряченные тела в условно чистые воды Азовского моря. Окончив водные процедуры и подняв людей на борт, капитан запустил движок и начал маневр на развороту к берегу. Все паруса на яхте были зачалены. Шверт (некое подобие киля) был поднят и находился внутри яхты. 13-сильный движок, предназначенный только как вспомогательный двигатель для выполнения швартовки, с трудом тянул яхту водоизмещением в 7,5 тонн…

Далее события разворачивались стремительно, увлекая ничего не подозревающих пассажиров в ужас морской катастрофы. От них в этих событиях уже ничего не зависело: свой выбор они сделали, решившись отправиться в море на утлом суденышке без должных спассредств. В момент разворота яхта потеряла остойчивость (есть такой морской термин) и резко накренилась на борт. Для свершения катастрофы достаточно было легкого толчка… и он не заставил себя ждать. Люди как горох посыпались за борт, а яхта боком легла на воду. В 11:45 яхта “Мариуполь” исчезла с экрана радара портнадзора Мариупольского торгового порта.

Капитан Безхлебный отдал команду переместиться всем на один борт и попытаться поставить яхту. Попытка удалась: общими усилиями яхту поставили на киль. Однако, поскольку на баке был открыт кокпит, а на корме – дверь в кают-компанию, судно успело порядком набрать воды. После того как яхту поставили на киль, она начала медленно погружаться на глубину.

Под углом в 45 градусов яхта уходила под воду и легла на грунт на пятиметровой глубине. Над водой виднелся только кончик мачты. Вокруг плавали обезумевшие от страха люди. Течение относило их все дальше от места происшествия. В 12:00, заметив с берега неладное, к месту трагедии вышли первые скутера; с рейда Мариупольского порта на помощь потерпевшим спешил лоцманский бот 121; в эфире прозвучали первые тревожные сообщения. Последними о происшествии, как не трудно догадаться, узнали в оперативной службе МЧС Мариуполя. Люди с затонувшей яхты находились в воде в общей сложности 55 минут. За это время погибло пять человек. Получается, по одному человеку на каждые одиннадцать минут – такая невеселая арифметика. Такова цена беспечности капитана и тех, кто ступил на борт судна не задумываясь о своей безопасности.!

Утонули те, кто совсем не умел держаться на воде – Любовь Мищенко (1945 г.р. г. Лисичанск), Федор Мищенко (1998 г.р. г. Набережные Челны). Без вести на тот день пропали Владимир Зинкевич (1968 г.р. г. Минск), его сын Антон Зинкевич (1995 г.р.). Отца море отдало на следующий день, а тело мальчика обнаружили только к вечеру 31 июля в районе Белосарайской косы. Анастасия Перевалова (1981 г.р. г. Угледар) была спасена от смерти в воде и доставлена на берег. И уже там, спасенная, не выдержала всего напряжения и скончалась на берегу от разрыва сердца.

Последствия чьего-то идиотизма всякий раз кто-то преодолевает за счет собственного героизма. Настоящим героем, больше всех спасшим людей, оказался Михаил Лобов, житель поселка Мелекино и, между прочим, общественный инспектор Мариупольской рыбинспекции. Он вывел в море свой катер, привязал надувной «банан» и буксировал людей к берегу до последнего. Парни на скутерах выхватывали потерпевших из воды и доставляли к берегу. Казалось это никогда не кончится.

В суматохе никто не заметил исчезновения капитана Бесхлебного. Знали одно – он остался жив. На следующий день жена отдала в прокуратуру оставленную им записку: «Каким бы отцом я не был – простите меня.» Виктора Бесхлебного оперативные сотрудники милиции задержали на Левом берегу около двух часов дня 31 июля. Первыми его словами при задержании были: «Я сам собирался идти в милицию.» Может быть ему и поверят, а на сегодня транспортной прокуратурой Мариуполя возбуждено уголовное дело по ст. 119 УК Украины (убийство по неосторожности). По отношению к судовладельцу Виктору Качалову прокуратура пока не может найти нормативной базы для привлечения его к ответственности, поскольку яхты даже не относятся к водному транспорту и они не упоминаются в комментариях к Уголовному Кодексу.

Поиски пропавших без вести отца и сына были организованы в тот же день. Тогда же появилась версия, что яхта напоролась на рыбацкие сети и это якобы послужило причиной катастрофы. В море вышли катера рыбинспекции… Вот что рассказывает начальник Мариупольской рыбинспекции Валентин Шаповалов: « Случай, конечно, дикий… Но мы мгновенно откликнулись на просьбу о помощи и задействовали все ресурсы. Наш инспектор Станислав Наливай вывел в море четыре катера, мы протралили «кошками» весь прилегающий район катастрофы в радиусе 5-6 километров. Сетей не обнаружили, а тщательность работы была такой, что подняли со дна даже солнцезащитные очки и фотоаппарат потерпевших. Когда работали, заметили с берега какой-то плавающий предмет и передали своим по рации, чтобы его проверили. Оказалось, почти в километре от берега на надувном матраце плавает нудист без штанов. Задуй ветерок с берега и через три часа этот матрац был бы уже под российским берегом на той стороне. О чем люди думают?.. Ведь не раз уже убеждались, что море шутить не любит.»

И это не единственный вопрос, который ставит перед нами случившаяся трагедия. Странная штука смерть. Она ставит ударения на совсем другие слоги и укрупняет мелкие, вроде бы малозначительные детали. Как заметил член межведомственной комиссии Эдуард Зааль (начальник Регионального представительства Регистра судоходства Украины в г. Запорожье), одним из первых вопросов должен быть вопрос к местной городской и районной администрации: «Почему не выполняется распоряжение Президента Украины № 190 от 18 июня 2001 года, которое обязывает иметь сезонные наблюдательные посты и сезонные спасательные группы в местах массового отдыха людей? Администрация поселка Мелекино открыла пансионат «Чайка» в нарушение этого распоряжения. Городские власти не воспринимают всерьез вопросы обеспечения безопасности жизни людей. Почему транспортный отдел горисполкома не занимается водным транспортом? Напрашивается частное определение в адрес местной администрации и, я думаю, оно будет вынесено.» Другой вопрос, который поднял на заседании комиссии, начальник Мариупольской госинспекции маломерных судов (ГИМС) Анатолий Челиби:

« Как с закрытой для выпуска плавсредств городской спортивной базы «Сирена» могла выйти в море яхта «Мариуполь»? А последние пополнения материально-технической базы ГИМСа случились еще во времена СССР. В инспекции, призванной осуществлять надзор в районе протяженностью 150 км работает… 3 человека. В их распоряжении один катер, на котором хронически нет топлива.

Наконец, вопросы относительно самой яхты. Не случайно все время заседания комиссии, председательствующий Вячеслав Ганичев (начальник Управления безопасности судоходства Укрморречфлота) пытался выяснить – кто же все таки осуществлял за яхтой надзор? «Речь идет о соблюдении элементарного надзора, – сказал Вячеслав Ганичев.- Сейчас, при работе комиссии, мы убеждаемся, что везде все нарушено. Не по ошибке, а сознательно нарушены правила безопасности. И под угрозу была поставлена жизнь людей». А выясняется следующее – яхта «Мариуполь», перестроенная из деревянного вельбота, до конца мая прошлого года была зарегистрирована Федерацией парусного спорта Украины как спортивная. Акт технического освидетельствования выдавался судовладельцу в мае прошлого года и действителен один год. В том же 2001-м году капитан яхты был уличен в извозе пассажиров. Яхту автоматически исключили из перечня спортивных судов. О чем уведомили директора спортивного клуба «Юный моряк» по телефону. Свидетельство спорткомитета не изъяли – якобы на это не было полномочий. В тоже время, представитель транспортной прокуратуры заявил, что уже найден документ, подписанный главой парусной Федерации Мариуполя Владимиром Лавриненко, дающий право на использование яхты. Документ действиелен до 2003 года. Поддельный он или настоящий – выясняет следствие.

Последняя запись в судовом журнале яхты датирована 27 июля, далее стоит ряд цифр – то ли топливо принимали, то ли пассажиров – не ясно. Один из членов комиссии обратил внимание на запись в судовом билете яхты. В графе «район плавания» записано – «открытое море». Подписал директор яхт-клуба. Это как в песне – «Мой адрес не дом и не улица…»

Сама яхта с технической точки зрения находится в удовлетворительном состоянии – с этой точки зрения у комиссии вопросов нет. «Дело не в яхте, а в человеческом факторе, – сказал один членов комиссии. – Вакханалия на побережье при попустительстве местных властей стала причиной трагедии. Но и людям, отдыхающим на море не мешало бы хоть иногда задумываться о том, что они делают и куда идут, когда ступают на борт перегруженного судна.» Сотрудник транспортной прокуратуры Сергей Волкович добавил, что когда они осматривали яхту «Мариуполь» в порту, то наблюдали как другое судно, загруженное пассажирами под завязку, курсировало вдали от берега. И ничего нельзя было сделать. Так какая же роль госфлотинспекции, которая все это движение должна контролировать? Не раз на заседании комиссии вставали вопросы и о том, какова же роль пограничных нарядов на берегу, которые в течении нескольких дней не могли не видеть перегруженной яхты и нарушения безопасности мореплавания? Или пограничники больше рыбными вопросами интересуются, чем жизнью людей? Что предпринимается налоговыми службами в отношении тех частных «капитанов», которые «пиратствуют» в водах Азовского побережья? Сейчас, как явствует из показаний членов команды этой яхты, 80 гривен в час они отдавали владельцу яхты. Гривен 120 оставалось у них. Это в час! То ли страна такая богатая, то ли налоговые службы в казну денег не берут и не хотят видеть, что у них под носом происходит? Вопросы… Безусловно на них ответят. Не сомневаюсь, что бодро. Разберутся «как положено и накажут кого-нибудь.» Дождемся выводов комиссии. Они не за горами.

Юрий Стрелков, журналист газеты “Салон – Мариуполь” специально для «УК»

You may also like...