Как проводились валютные торги в СССР

Как хотите, это дата. Именно 3 ноября 1989 года в Советском Союзе был проведен первый валютный аукцион. И хотя только через два года будет принят Закон СССР «О валютном регулировании», коммерческие банки находятся в младенческом возрасте, а валюту на аукционах покупают и продают по закрытой подписке предприятия, этот памятный день можно считать началом рыночной эры в стране. Был дан старт формированию валютного рынка в отечестве нашем. 

Господи, неужели 20 лет прошло? Спросите любого, да хотя бы и двадцатилетнего хлопца, с чем у него ассоциируется свобода. И народ в массе своей вспомнит вовсе не об осознанной необходимости, а о возможности обменять родные целковые на доллары, евро, фунты. А? Вот она – свобода: принадлежность к внешнему миру.

У нас есть ВАЛЮТА, стало быть, мы – такие, как все, можем поехать в любую точку планеты – хоть на Сейшелы, хоть на Мальдивы, были бы эти самые – «тугрики». Как хотите, это дата. Именно 3 ноября 1989 года в Советском Союзе был проведен первый валютный аукцион. И хотя только через два года будет принят Закон СССР «О валютном регулировании», коммерческие банки находятся в младенческом возрасте, а валюту на аукционах покупают и продают по закрытой подписке предприятия, этот памятный день можно считать началом рыночной эры в стране. Был дан старт формированию валютного рынка в отечестве нашем.

Продажный «трутень»

Это сейчас мы дня не проживем, чтобы не поинтересоваться курсом рубля к доллару и евро. Можно подумать, у всех под матрацем в заначке «зеленый» миллион. А все же привычка дороже натуры.

Нынче от валютных качелей кружится голова: то он, проклятый бакс, улетит в «поднебесье», то вдруг накренится и закачается, словно перебрав лишнего. Иди скажи теперь молодым да ранним, что единицы в нашей стране 20 лет назад видели этот самый доллар воочию. Какое там: само слово «валюта» было чуть ли не под запретом. В понимании рядового советского человека дело с валютой имели нехорошие жулики. Подпольные валютные операции карались с необыкновенной жестокостью. Помните легендарного музыкального продюсера Юрия Айзеншписа? В 25-летнем возрасте он загремел за фарцовку и торговлю валютой на нары аж на 17 лет.

Но «прославились» советские валютчики еще в 1961 году. По настоянию тогдашнего первого секретаря ЦК КПСС Никиты Хрущева валютчики Ян Рокотов и Владислав Файбишенко были приговорены к расстрелу. Это дело прогремело на всю страну, поскольку за экономические преступления «вышку» в то время не назначали. Но для «трутней, жирующих на вые трудового народа», как писали в то время газеты, сделали исключение.

Надо сказать, «трутни» в годы послесталинской оттепели в Москве совсем «наглость» потеряли. О фарцовщиках и валютчиках имели представление иностранные визитеры, которых заносило в советскую столицу туризма ради или, значительно чаще, по делам, в том числе и шпионского толка. О том, что на Плешке, как именовал осведомленный народ злачное местечко на улице Горького (нынешней Тверской) от гостиницы «Националь» до Пушкинской площади, всякого рода «бегунки», перекупщики и иже с ними «торговали» у «импортных» гостей валюту, прекрасно знали и в ЦРУ, и в КГБ.

«В начале 60-х годов столичный черный рынок мало чем отличался от валютных толкучек арабского Востока», – вспоминал впоследствии один из гэбистовоперативников. Еще бы: владение валютой, возможность выезда за границу считались тогда в СССР признаком того, что жизнь полностью удалась.

Раз уж советскому человеку выпадала счастливая доля заглянуть за железный занавес, как же можно было не привезти оттуда – из славного города Парижа, из Лондона или Стокгольма – тамошний ширпотреб. Представьте, дамы вокруг ходят в юбочках, сработанных в артели «Напрасный труд», а тут твоя женка надевает французскую мини-юбку и шведские сапоги. Но командировочным дозволялось поменять для поездки на вожделенные франки или фунты не более 30 рублей. Доллар же тогда стоил от 40 до 60 копеек. Валютчики, конечно, наглели и продавали баксы по 3–5 рублей за «зеленый». И ведь покупали! А куда деваться? Не привезешь родным и близким обновку из-за бугра – не поймут.

Здравствуй, рынок

Вот почему первый валютный аукцион, проведенный 20 лет назад Внешэкономбанком, нынче воспринимается как провозвестник рыночного светлого будущего. 1989 год. В стране полным ходом идет перестройка. На рынке появляются первые кооперативы. К 1 января 1989 года в СССР действовало 18 коммерческих банков.

Правда, через год их число уже почти приблизилось к полутора тысячам, но опыта внешнеэкономических операций они еще не имели. Между тем отечественные импортеры остро нуждались в валюте. Экспортеры, те же продавцы нефти и леса, вынуждены были продавать валютную выручку по официальному курсу, как известно, неоправданно завышенному.

Первый аукцион, как и последующие подобные процедуры (эта форма покупки-продажи валюты продержалась около полутора лет), проходил под патронажем специального комитета, в который входили представители Госбанка, Госплана, Министерства финансов. Фактически на этом аукционе впервые определили рыночную цену рубля. Так, 3 ноября государство предложило для покупки 8 миллионов долларов, советские предприятия – 6,3 миллиона.

Спрос же превысил 58,5 миллиона долларов. Первый рыночный валютный аукцион определил: один доллар США стоит 8 рублей 92 копейки.

А потом… представляете, каким завоеванием была для нарождающегося бизнеса возможность устанавливать прямые связи с иностранными компаниями? Сформировалась система биржевой системы валютной торговли. Была организована Валютная биржа Госбанка. В 1992 году появилась ММВБ – Московская межбанковская валютная биржа.

Оцените: на первых торгах ММВБ за доллар давали… 230 рублей. При этом вне биржи «зеленый» торговался по 50 рублей. Рыночная стихия захлестнула страну. А потом народ, кто сколько мог, затаривался долларами. Валютный курс скакал, как необъезженный жеребец, пока в 1995 году Центробанк не ввел так называемый валютный коридор. Стоимость американской валюты стала более предсказуема. Десять лет назад мир осчастливила новая мировая валюта – евро. В 2005 году рыночный курс рубля стали определять исходя из бивалютной корзины. В настоящее время она состоит из 0,55 доллара и 0,45 евро. Вот так делается история.

Нынче на всех экономических фронтах идет в наступление Китай. И уже Алексей Кудрин, министр финансов, размышляет о том, что лет через десять, в том случае ежели юань станет свободно конвертируемой валютой, китайскими деньгами, возможно, разбавят международные резервы нашей страны! Российское правительство заявляет о том, что и рубль может стать одной из мировых резервных валют, на первых порах региональной. Впрочем, и рублю нужно добиваться статуса свободной конвертируемости.

А для этого требуется, чтобы в рубль инвестировали средства, чтобы расширялись международные расчеты в рублях. Конечно, доллар нынче слабоват, но кто же силен? Кто заменит доллар в качестве мировой валюты? Сначала нужно пережить кризис. Но это уже другая история. Современная…

Николай Никодимов, Вечерняя Москва

You may also like...