Цены – политическое оружие буржуазии

Против кого направлено или на кого нацелено это далеко не гуманное и интеллектуальное, но достаточно эффективное, высокоточное оружие? В учебнике «Политэкономия капитализма» этой теме посвящена огромная и не самая увлекательная глава… 

В начале 2010 года, когда Украина стала входить в последнюю, решающую предвыборную фазу, потребительские цены, словно по мановению дирижерской палочки или банальному сговору монополистов рынка, дружно поползли вверх. Попросту говоря, бизнес отпустил цены на многие продукты первой необходимости. Причем все это не очень то и противоречило, вроде бы, законам рыночной экономики, если забыть о монопольной составляющей в росте цен. Особенно это было заметно в густонаселенных пролетарских регионах страны, опоясывающих Украину с юговостока, захватывая в том числе и Запорожье, Днепропетровск…

Понятно, что у этой незамысловатой арифметической операции есть определенный автор или хозяин, обладающий несложным спусковым механизмом, наподобие того, с помощью которого управляют, например, борзыми собаками. Что характерно, «отпускались» эти «кусачие» цены практически синхронно каким то авторитетом координатором.

Причем догадаться, кто он, совершенно не сложно. Ясно как божий день, что дергают за ниточку не из уютного правительственного кабинета, хозяин которого как раз и несет (по закону и логике) ответственность за стабильную ценовую политику. Емуто зачем, спрашивается в задачке, рубить сук, на котором так комфортно сидеть? Значит, тянет за веревочку­удавочку кто то другой, кому выгодно недовольство простого народа в период активной стадии выборов.

Совсем легко решается задачка с двумя неизвестными, если принять во внимание, что глава Кабмина тоже претендент на еще более высокое кресло, президентское. То есть любое повышение цен и асинхронное ухудшение социального положения пролетариата, а в нашем случае еще и электората, на руку претенденту оппозиционеру. Тут ходить далеко не надо. Аксиома. Потому что любое ухудшение «социалки» — истинное благо для очень сильно жаждущей власти оппозиции, лидер которой в нашем трактате является не просто вторым, а главным соискателем президентского кресла.

Решение ценовой задачки, по мнению авторитетных экспертов, настолько очевидное, и притом единственное, что обратного доказательства просто нет. И вот уже охватывающий квазисвободолюбивую страну спрут давит во всю предвыборную мощь не столько на бизнес (в виде требований «Поднять цены!»), сколько на бедных студентов и нищих пенсионариев. Давление в системе, казалось, достигло максимума в период между первым и вторым, решающим, турами выборов президента.

Как только стало известно имя победителя, думалось, что цены наконец то стабилизируются, успокоятся, «устаканятся». Ан нет! Буквально 8-9-го февраля цены пуще прежнего взмыли вверх, все туже затягивая петлю вокруг лебединой шеи премьера и совсем отощавшего пролетария. Новая власть требует немедленной отставки пока еще легитимного правительства, а оно, в свою очередь, уходить не собирается. Опять, как говорится, коса на камень нашла…

Чтобы жизнь медом не казалась

А цены действительно сошли с ума! Рост стоимости продуктов питания поистине беспрецедентный, даже по меркам кризисного времени. Цены на сахар, молочную продукцию, сыр, картофель, лук и яйца бьют рекорды. С января сахар подорожал на 3040%. Подобная ситуация и с молочными продуктами.

Особенно стремительно поднялась стоимость молока и сыра. И дело вовсе не в холодной погоде, а в неожиданном взлёте цен на продукты питания: простых людей грабят средь бела дня. Резкие ценовые скачки на товарном рынке зачастую являются следствием заключенного между компаниями негласного ценового сговора. Согласно закону «О защите экономической конкуренции», такие действия чреваты серьезными штрафными санкциями, но мыто знаем, как «оперативно» работают у нас антимонопольные комитеты всех уровней.

Неестественный рост цен на отдельные виды товаров, который наблюдается в последний месяц, не имеет никаких объективных экономических причин, если верить, что в 2009 году Украина собрала один из рекордных урожаев зерновых 48 миллионов тонн. К тому же на 1 января 2010 г. поголовье свиней увеличилось на 10%, крупного рогатого скота на 1015%, производство яиц на 10%. В минувшем году выпущено 1,3 миллиона тонн сахара, что является абсолютно достаточным для удовлетворения внутреннего спроса. Правда, специалисты оппоненты власти объясняют высокую стоимость сахара большим дефицитом.

Во первых, они считают, что страна должна иметь 1,7 миллиона тонн «белой смерти», а произвела она лишь 1,2 миллиона тонн. Плюс ко всему мировая нехватка сахара: основные страныпоставщики Бразилия и Индия потеряли большую часть урожая изза стихийных бедствий: Индия от засухи, Бразилия от ливней.

А почему у нас буквально заоблачные цены практически на все овощи (витаминная группа), на сахар (выросли на 40%), гречку и особенно на твердые сыры? Не совсем понятно. В Министерстве экономики убеждают, что Украина способна обеспечить себя продуктами питания на все 100%, а любой рост цен может быть обыкновенными махинациями на фоне политической нестабильности. Сахар, молоко, сыр, яйца подорожали на 510%. Килограмм твердого сыра сейчас стоит в среднем 60 70 гривен на четверть дороже, чем в конце прошлого года, а за сахар приходится платить 911 гривен за килограмм. Продавцы только успевают менять ценники. А чиновники, видимо, небезосновательно подозревают махровую организованную спекуляцию.

Еще один досадный пример. Приблизительно с 20 февраля цены на бензин на большинстве заправок Украины подскочили на 35%. В правительстве утверждают, что такое резкое повышение цен необоснованно, налицо сговор главных поставщиков и торговцев нефте продуктами. Более 90% бензина продается на заправках, принадлежащих всего нескольким компаниям. Поэтому они диктуют свои условия, а цены у них далеко не рыночные: стоимость бензина завышена в среднем на гривну за литр, считают некоторые эксперты. В свою очередь, операторы рынка традиционно объясняют свою политику тенденциями на мировом рынке…

Аналогии, или Победителей осудят

Тактика использования ценовых манипуляций для достижения конкретных политический целей – не нова. Наша северная соседка давненько (да и не она первая) прибегала к подобным экономическим рычагам воздействия на несговорчивых клиентов. От нее страдала даже почтенная старушка Европа. Что там говорить о нас?

Всем хорошо памятны уроки химии, точнее, газовых войн. Какова же перспектива в обуздании цен, возвращении их на прежние боевые позиции? Да никакой. В нашей политически перегретой стране экономический пресс будет давить на простого покупателя, похоже, тем сильнее, чем дольше будет оставаться в своем кресле нынешний премьер министр. Такой вот приговор, вполне соответствующий законам механики, тем силам, которые попрежнему болеют призрачным, как оказалось, государственным и бизнессуверенитетом.

Что может сделать правительство в такой сложной ситуации? Кстати, подобную обстановку мы видели весной 2005 года, когда определенные силы в Украине (а может, и дальше) спровоцировали хорошо спланированный монопольный подъем цен на те же бензин и некоторые продукты питания.

Из всего сказанного можно сделать не совсем оптимистические выводы. Получается, что рост цен является непрерывной функцией, и, стало быть, жизнь пролетариата нескоро улучшится (почти по Марксу). На носу, похоже, попрежнему партийные муниципальные, а там, гляди, и парламентские выборы. И вновь «олигары» возьмутся за свое испытанное оружие прекрасно знакомую нам ценовую удавку…

Николай Лозовой, Истеблишмент

Читайте также: