Третий Рейх и нефть: шведский гамбит

 В октябре 1944 года шведский нефтяной магнат Эрик Эриксон вылетел из Стокгольма в Берлин на встречу с человеком, занимавшим второе место в иерархии власти нацистской Германии, — рейсхфюрером Генрихом Гиммлером. В резиденции шефа СС шведа ожидали с нетерпением…

Для Третьего рейха война достигла критической стадии: Германия отчаянно нуждалась в нефти, а скандинавский гость намеревался представить грандиозный план по организации бесперебойного снабжения германской армии нефтепродуктами.

Эрик Эриксон родился в Нью-Йорке, окончил Корнуэльский университет, а в Швецию приехал в конце 1920-х годов. Здесь он занялся поставками американских нефтепродуктов в Европу и добился в этом немалых успехов.

О «красном» Эрике Эриксоне в 1962 г. был снят фильм «Фальшивый предатель». Актеры Уильям Холден (справа) и Лили Палмер с настоящим Эриком. Эриксоном смотрят подлинные документы из жизни «мастера разведки»

О «красном» Эрике Эриксоне в 1962 г. был снят фильм «Фальшивый предатель». Актеры Уильям Холден (справа) и Лили Палмер с настоящим Эриком. Эриксоном смотрят подлинные документы из жизни «мастера разведки»

Начало войны швед счел прекрасной возможностью сколотить капитал на сотрудничестве с нацистами. Он порвал с американскими друзьями, вступил в германскую торгово-промышленную палату в Стокгольме и завязал тесные связи с бизнесменами из Германии. Вскоре его стали считать поклонником Адольфа Гитлера и ярым приверженцем идей нацизма.

Реакцию на это союзников долго ожидать не пришлось: очень скоро США и Великобритания занесли фамилию Эриксона в «черные списки» за торговлю с Германией и активное оказание помощи ее властям.

Официально Швеция соблюдала нейтралитет, но почти все ее население выступало против нацистов. На стокгольмских улицах прежние друзья при виде Эрика переходили на другую сторону, а жена, узнав, что супруг принимал в их доме высокопоставленных сотрудников гестапо, ушла от него.

Несмотря на регулярные бомбежки в первой половине 1944 г., нефтеперерабатывающая промышленность Германии работала как часы. С характерным упорством немцы быстро и решительно восстанавливали разрушенные авиацией союзников производства и хранилища. Кроме того, многие заводы были так тщательно закамуфлированы, а их местонахождение хранилось в столь глубокой тайне, что вражеская разведка просто не могла их найти.

Прекрасно понимая нужды рейха, Эрик предложил его руководству построить на территории нейтральной Швеции — вне досягаемости бомбардировщиков союзной авиации — огромный нефтеперерабатывающий комплекс стоимостью 5 млн. долл. Предполагалось, что финансирование обеспечат немецкие и шведские промышленники.

В октябре 1944-го на встрече с Гиммлером Эриксон подробно изложил свой план, вызвавший восхищение у второго человека в Германии. А в конце беседы швед попросил разрешения на полную инспекцию германской нефтеперерабатывающей отрасли, пояснив свое любопытство производственной необходимостью.

Гиммлер незамедлительно дал согласие, снабдив бизнесмена специальным разрешением и автомобилем. Эриксон объехал большую часть Центральной Европы, осматривая заводы и хранилища, беседуя с инженерами и руководителями, подробно рассказывавшими ему о мерах маскировки и сроках восстановительных работ после бомбежек. Собрав необходимую информацию, Эрик вернулся в Стокгольм.

Прошло несколько недель, и командование «Люфтваффе» в Берлине не могло ума приложить, что происходит: союзники начали бомбить немецкие нефтезаводы не просто чаще, но с невиданной ранее точностью, невзирая на маскировку и успешно подавляя огонь защищавших их зенитных батарей. Более того, складывалось впечатление, что союзники точно знали, когда разбомбленное производство будет восстановлено, — именно тогда они наносили очередной сокрушительный удар. В марте 1945 г., когда союзные войска перешли в решительное наступление, нацисты просто не знали, чем заправлять танки и самолеты из-за страшного дефицита топлива.

И только после окончательной победы над фашистской Германией командование союзных войск раскрыло тайну успешного уничтожения нефтяной промышленности Германии. Оказалось, что встреча Эрика Эриксона с Гиммлером была задумана союзниками для того, чтобы поставить Германию на колени, а швед активно сотрудничал с разведкой антигитлеровской коалиции с первых дней войны, делая все возможное, чтобы лишить нацистов доступа к нефти. Его завербовали представители британских спецслужб, а занести свое имя в «черный список» нечистоплотных дельцов предложил сам Эрик Эриксон.

Александр Мартыненко, 2000

You may also like...