Бандероубийце – 75
14 октября 1959 года. Советский разведчик Богдан Сташинский вошёл в историю как человек, убивший вождя ОУН Степана Бандеру. Но мало кто знает, что мир узнал об этом заказном убийстве КГБ благодаря его любви к женщине. В субботу, 12 августа 1961 года, супружеская пара прибыла электричкой из восточного сектора Берлина в западный. После посещения родственников жены супруги зашли в здание полицейского президиума Западного Берлина. Молодой человек представился агентом советской разведки, сознался в двух убийствах и попросил соединить его с американским разведывательным центром. Год спустя весь мир узнал о методах работы советских спецслужб. Его имя — Богдан Сташинский. Безумно влюблённый в свою жену Инге Поль, он предпочёл любовь работе на КГБ. Их бегству на Запад благоволила сама судьба — буквально на следующий день, 13 августа 1961 года, сообщение между двумя частями города было прекращено: Берлин разделила стена.
Цена билета
Сташинский родился 4 ноября 1931 года в селе Борщовичи недалеко от Львова, в крестьянской семье. После окончания Второй мировой войны три сестры Сташинского активно поддерживали украинское подполье. Сам Богдан, однако, борьбой с оккупантами интересовался мало, больше времени посвящал учёбе — после окончания школы в 1948-м поступает во Львовский пединститут. Денег на жизнь будущему учителю не хватало. Поэтому время от времени Богдан ездил домой «зайцем» — благо от Львова до Борщовичей езды поездом всего-то минут пятнадцать-двадцать. Именно безбилетный проезд в 1950-м становится поводом для «знакомства» Богдана со своим будущем работодателем — Министерством госбезопасности. Капитан Сытниковский сделал Сташинскому предложение, от которого тот не смог отказаться: сотрудничество в обмен на свободу для Богдана и его семьи. Или — ссылка всей семьи на 25 лет в Сибирь. Вскоре Сташинский под псевдонимом «Олег» выполняет первое серьёзное задание — через сестру проникает в подполье Организации украинских националистов (ОУН) и помогает узнать имя убийцы Ярослава Галана. Когда Богдан возвращается во Львов, в подполье понимают, что он — предатель. Сташинский ссорится с родными и принимает предложение о дальнейшем сотрудничестве с «органами». Обратного пути для него уже нет. В 1951-52 гг. Сташинский в составе оперативной группы борется с остатками националистического подполья. Его замечает киевское начальство. В Киеве ретивому сотруднику предлагают перейти на агентурную работу с целью дальнейшего использования в Германии. С этого времени Сташинский никогда не пользуется своей настоящей фамилией. Теперь он — «Мороз». Два года Богдан активно штудирует немецкий, учится фотографировать, водить автомобиль, постигает другие премудрости шпионской профессии.
В 1954-м с документами на имя Йозефа Лемана Сташинского перебрасывают в ГДР, где готовят к главному делу его жизни. А к какому — он и сам пока не подозревает. Работает
штамповщиком на фабрике, изучает места, в которых, согласно легенде, жил раньше «герр Леман». Подтягивает свой пока ещё откровенно слабый немецкий. В начале 1956-го Сташинский впервые прилетает в Мюнхен для встречи с агентом и обмена информацией. Речь идёт о возможности похищения или убийства известного украинского публициста и одного из лидеров Заграничных Частей ОУН Льва Ребета. Теперь нужно часто выезжать из Восточного Берлина в ФРГ, собирая информацию о будущей жертве. На танцах Богдан влюбляется в парикмахершу Инге Поль, скромной внешности, неопрятную, но — безгранично преданную своему новому другу, «переводчику Йозефу Леману».
Этой девушке предстояло сыграть ключевую роль в его дальнейшей судьбе. Сташинский информирует Москву о своём увлечении. Богдану дают понять, что контакты с немками не приветствуются, но особых возражений против развития отношений спецслужба не выразила.
Первая кровь
Сначала Богдан надеялся, что поставленное перед ним задание ограничится исключительно слежкой за редактором газеты «Український самостійник». Действуя под именем Зигфрида Дрегера, он несколько раз бывал в Мюнхене и следил за Ребетом. Приказ ликвидировать «объект» стал для него неожиданностью. В одной из лабораторий КГБ разработали орудие убийства — похожий на толстую авторучку двуствольный пистолет, заряженный ампулами с синильной кислотой. При выстреле ампулы разбивались, жертва вдыхала пары яда, результат — паралич сердца. Следы преступления обнаружить было практически невозможно. Чтобы убедиться в действенности оружия, Сташинский предварительно испробовал его на купленной для этой цели собаке. Это оружие Сташинский перевозил в жестяной банке из-под сосисок. Суббота, 12 октября 1957 г. Третий день ожидания Ребета в центре Мюнхена — на площади Карлсплац. Наконец, жертва выходит из трамвая и приближается к дому. Богдан заходит в подъезд и поднимается по лестнице на второй этаж. Он слышит, как открывается дверь, спускается вниз и стреляет из завёрнутого в газету пистолета в лицо жертвы. Выйдя на улицу, принимает противоядие, выбрасывает оружие в канаву с водой и уезжает из Мюнхена. Врачи констатируют «естественную смерть» политэмигранта Ребета. В Восточном Берлине, в штаб-квартире советской разведки после возвращения Сташинского закатывают вечеринку по поводу успешного выполнения задания. Начальство выразило Богдану благодарность и наградило фотоаппаратом.
Снова цианид
Летом 1958-го Сташинский получает новое задание — он выезжает в Роттердам, где находит знакомый ему автомобиль Opel Capiten с мюнхенскими номерами. Владелец машины — Штефан Попель, он же — «провідник» ОУН Степан Бандера, (домашний адрес Штефана Попеля удалось выяснить из обычной телефонной книги: Крайтмайерштрассе, 7). В январе 1959 г. под именем Ханса Йоахима Будайта Сташинский возвращается в Мюхнен. Бандера к тому времени уже почти не скрывался: регулярно посещал церковь, а на все упрёки в пренебрежительном отношении к своей безопасности отвечал: кому, мол, я сейчас нужен!
В конце апреля Сташинского вызывают на Лубянку. В Москве ему передают знакомое уже оружие: наличие двух стволов позволяло в случае необходимости ликвидировать и охранника Бандеры. Вскоре судьба предоставляет уникальный случай — вождь ОУН возвращается домой без охранника, расстояние — всего сто шагов. Однако у Богдана сдают нервы: он осознаёт, что не может просто так убить человека, который не сделал ему ничего плохого.
КГБ даёт Сташинскому ещё один шанс. 14 октября он снова в Мюнхене. Пистолет — во внутреннем кармане пиджака. Вечер Богдан проводит в тяжёлых раздумьях — он не хочет убивать Бандеру, но понимает: не выполнив задание, подпишет себе смертный приговор. Богдан возвращается на свой наблюдательный пункт — мост Людвигсбрюкке. В одиннадцать утра принимает таблетку с противоядием. В полдень Бандера выходит из бюро. Вместе с ним в машину садится секретарь Евгения Матвиейко. Сташинский заскакивает в трамвай и едет за ними на рынок. В 12 часов 50 минут Бандера открывает дверь своего подъезда. В правой руке — пакет с помидорами, левой он пытается достать ключи из замка, на мгновение оказавшись беззащитным… После выстрела Сташинский выходит на улицу, избавляется от орудия убийства и в спешке покидает Мюнхен. Это убийство Сташинский не смог выполнить идеально: яд не успел испариться. Врачи констатировали смерть Бандеры вследствие отравления. За выполнение особо важного правительственного задания Верховный Совет СССР наградил Сташинского орденом Боевого Красного Знамени.
La femme fatale
В Москве Богдана ожидали большие почести. Во время награждения он решается попросить руководство разрешить брак с Инге Поль. После возражения непосредственного начальства обращается с просьбой к самому главе КГБ. Первыми словами Александра Шелепина были: «У нас тоже есть красивые женщины. Посмотрите хотя бы на эту». Влюблённый убийца ответил: «Дело не в красоте»… Шелепин дал согласие только при условии, что Инге переедет в СССР и станет сотрудничать с КГБ. А для неё откровенный разговор стал шоком. Критически относящаяся к советской системе, она и не думала работать на КГБ. Однако любовь и аргумент Богдана, что это — единственная возможность быть вместе, убедили Инге.
9-го мая молодожёны оказались в Москве. Для Инге жизнь здесь оказалась жуткой смесью бытовой неустроенности и аскетизма. Когда же они узнают, что их квартира на «прослушке», Инге начинает уговаривать мужа бежать на Запад. Сташинские ждут ребёнка. Требование руководства КГБ — сделать аборт. Инге отказывается. Именно тогда семья окончательно решается на побег. Спецслужба запрещает своему агенту выезд. В январе 1961-го Поль возвращается к родителям одна. 31 марта Богдану приходит телеграмма — «Родился Пётр. Мы здоровы. Инге». Но 8-го августа их столь желанный ребёнок умер. Немка просит мужа приехать на похороны. КГБ разрешает Богдану съездить в Берлин. Сташинский знает: для него это — последняя возможность вырваться на свободу. Похороны назначили на 13 августа в городке Дальгов, неподалёку от Берлина, где жили родители Инге. Супруги замечают за собой слежку. Как опытный агент, Сташинский понимает, что сразу после похорон его силой препроводят в Москву: надо бежать раньше. В субботу, 12 августа, Инге и Богдан скрываются, так и не похоронив ребёнка. Им удаётся на время уйти от слежки и добраться до Берлина. А там — сесть в электричку и переехать из восточного сектора в западный.
Процесс в Карлсруэ
8 октября 1962 г. в Карлсруэ начался процесс над Богданом Сташинским. Мировые СМИ в самый разгар «холодной войны» не преминули рассказать о причастности высшего руководства Советского Союза к политическим убийствам оппонентов. Поведение Сташинского на процессе, по свидетельствам очевидцев, было подчёркнуто спокойным. Складывалось впечатление: он знал, что приговор не будет слишком суров. Сташинский откровенно рассказал суду о своих преступлениях. Родственники жертв, присутствующие на процессе, решают не поднимать вопрос личной мести и превратить процесс в политический — над заказчиками убийства. Вдова Льва Ребета Дария в своей речи утверждает: она видит в Сташинском прежде всего «орудие Москвы». Радикально настроенные члены ОУН всерьёз рассматривали возможность физической ликвидации предателя в зале суда — при тогдашних мерах безопасности это не составило бы особого труда. Однако руководство украинских националистов, не желая уподобиться политическим террористам и боясь осложнений в отношениях с немецким правительством, отвергло этот план. Суд учёл аргументы защиты. 19 октября 1962 г. судья Хайнрих Ягуш объявил приговор: 8 лет тюрьмы с учётом срока расследования. Многие восприняли мягкость приговора как плату за готовность Сташинского сотрудничать с американскими спецслужбами. В книге «Сколько стоит предать Родину», вышедшей в прошлом году, российский автор Дмитрий Прохоров утверждает, что после освобождения Сташинскому были предоставлены новые документы, и что он с тех пор живёт в США.
Судьба нерезидента
Сташинский отсидел всего лишь четыре года, а сведения о его дальнейшей судьбе весьма противоречивы. В эмигрантских кругах распространена версия, что в США Сташинскому сделали пластическую операцию. И со временем, выудив всю полезную информацию, отправили безбедно доживать век в Южную Африку. Одновременно ходят легенды, что Сташинский якобы до сих пор заходит купить газеты и привычные продукты в магазинчики Ukrainian Village — района Чикаго. По словам зятя Бандеры, Андрия Куцана, вопрос поиска и мести Сташинскому для родственников убитых никогда не стоял — после откровений на суде Богдан стал врагом № 1 для Советского Союза. Но даже гигантская машина тайной разведки бывшей империи не смогла найти «предателя». По воспоминаниям полковника КГБ в отставке Георгия Санникова, его вместе с куратором Сташинского направили в Берлин на поиски беглеца уже через несколько дней после побега. Цель была одна — «убрать». Однако сделать это не удалось. Сведений о смерти Сташинского нет: если он жив, то вскоре должен праздновать своё 75-летие. И как истинный галичанин — поднять один из тостов за процветание независимой Украины. Земляки в селе Борщовичи утверждают, что видели его здесь в последний раз в 60-м году, когда он вместе с Инге Поль навещал родителей. Впрочем, неизвестно, остался ли он после освобождения с женщиной, ради которой пожертвовал всем.
Tweet