Профессиональная преступность в Грузии. Методы борьбы с «ворами в законе»
Именно воры в законе в Грузии были организаторами бунтов в тюрьмах и колониях, которые произошли в последние годы. Часто бывшая администрация учреждений была вынуждена идти на различные уступки и предоставлять привилегии ворам в законе и авторитетам, чтобы поддерживать порядок в тюрьмах и колониях. Кроме этого воры часто подкупали тюремных чиновников, которые имеют низкую зарплату и получали наркотики, выпивку, женщин или даже тайно отпускались домой на время. 10. Правовые методы борьбы с «ворами в законе»
Борьба с «ворами в законе» велась на протяжении всего периода существования этого сообщества с переменным успехом. Как показала практика, с большой сложностью связана процедура привлечения вора в законе к уголовной ответственности.
Это обусловлено следующими факторами:
Во-первых, по статусу “вор в законе” уже не совершает преступлений лично, что ранее прямо предписывалось воровским законом. Обычно он лишь осуществляет общее руководство той или иной преступной группировкой, зачастую даже не вникая во все подробности ее деятельности. Сегодня оперативники в интервью отмечают, что доказать причастность вора в законе к какому-либо преступлению, совершенному по его указанию его подопечными, чрезвычайно сложно. Уголовники (и не только) предпочитают не давать показаний на “крестных отцов“.
Во-вторых, раньше в уголовном законодательстве существовало понятие «особо опасный рецидивист». Особо опасным рецидивистом преступник признавался судом и, будучи признан таковым, получал более суровое наказание за совершенные преступления. Как правило, большинство воров в законе одновременно числились особо опасными рецидивистами со всеми вытекающими последствиями. В действующем УК такого понятия нет. Нет в действующем УК и статьи об административном надзоре, которая также весьма эффективно применялась против матерых преступников и “воров в законе” в частности.
В третьих, почти каждый уважающий себя вор имеет высокопоставленных покровителей и связи с продажными средствами массовой информации, которые по заказу подымают шум. Так случилось после активизации полиции Грузии, задержавшей в 2002-2003 годах ряд законников. В ответ на это многие журналисты стали обвинять сотрудников полиции в искажении фактов, в нарушении правил задержания и фальсификации доказательств. Однако никто так и не акцентировал внимания на том, что задержанные были общепризнанными криминальными авторитетами и организаторами многих тяжких преступлений.
Кроме того, все чаще лидеры криминальной среды создают свою собственную контрразведку, в которой работают настоящие профессионалы – бывшие сотрудники из правоохранительных органов и заранее нейтрализуют активность государственных структур.
Широко используются услуги высоко оплачиваемых адвокатов. В ход идут юридические ухищрения, подлог и лжесвидетельства.
Защищаются “законники“ отнюдь не пассивно. Кроме ставших уже обыденными случаев запугивания или подкупа свидетелей, имеют место попытки воздействовать на особо рьяных оперативников и следователей. В первую очередь в ход идут деньги. Если такой вариант не проходит, изыскиваются иные возможности.
Неудивительно, что задача привлечь вора в законе по серьезной статье становится практически невыполнимой.
Поэтому на современном этапе в связи с значительными изменениями в статусе и основных криминологических характеристиках этого явления необходима разработка новых подходов к борьбе с ним.
В 2003 году официальные власти Грузии в лице президента Грузии Э. Шеварднадзе неоднократно публично заявляли, что проблема «воров в законе» угрожает политической и экономической стабильности страны. Неоднократно проводились заседания правительства и коллегии МВД для выработки эффективных методов по борьбе с профессиональной преступностью. В результате активизации правоохранительных органов было задержано около 20 «воров в законе» на наркоманию, владение огнестрельным оружием и другими незначительные преступления.
Одновременно руководство управления исправительных учреждений Грузии Министерства Юстиции Грузии под руководством Г. Агулашвили попыталось навести порядок в тюрьмах и колониях республики. Массовый побег из руставской колонии строго режима 128 заключенных достоин книги рекордов Гиннеса. Во всяком случае, так считают грузинские наблюдатели, которые в новейшей истории пенитенциарной системы не припоминают столь масштабного побега из мест лишения свободы. Отметим, что за последние полгода из грузинских тюрем сбежали около 200 заключенных, а первого мая 2003 года 4 тысячи заключенных в течение недели бастовали и голодали в знак протеста против нечеловеческих условий содержания в колониях и тюрьмах. Причем, по мнению министра Юстиции Р. Гилигашвили и начальника управления УИУ Г. Агулашвили вдохновителями и исполнителями этих противозаконных деяний были «воры в законе». В результате и Министр Юстиции и Начальник управления пенитенциарными учреждениями были вынуждены подать в отставку, однако это не остановило дезорганизацию исправительных учреждений, которые находятся на грани развала и полностью криминалами.
Что касается роли организованной преступности и воров в законе в учреждениях пенитенциарной системы, то получить такую информацию очень трудно, т.к. отсутствует статистика и нет достоверных аналитических материалов по данной проблеме.
Многие вопросы реального состояния дел в местах лишения свободы и взаимоотношения администрации и криминальных авторитетов строго засекречены или вообще выходят за рамки легальных.
Поэтому можно сделать только криминологический анализ имеющихся данных из различных источников полученных в результате монографического исследования.
Основной вывод сделанный авторами в результате исследования свидетельствует о том, что роль и влияние современной организованной преступности и воров в законе в местах лишения свободы значительны.
Это обусловлено следующими обстоятельствами:
1. “воры в законе” и опасные криминалы содержатся в тюрьмах и колониях Грузии вместе с другими заключенными.
Это связано с тем, что по законодательству Грузии существует всего три режима содержания заключенных:
– общий режим – лица впервые осужденные за преступления до 5 лет
– строгий режим – лица осужденные за тяжкие преступления впервые или совершившие любые преступления повторно.
– тюремный режим – присуждается судом.
Таким образом для рецидивистов и воров в законе нет специального режима, который существовал в СССР под названием “особый режим” Этот режим предусматривался в учреждениях где содержались особо опасные рецидивисты и воры в законе. Таким образом обеспечивалась изоляция рецидивистов от остальной массы заключенных. Эта мера была достаточно эффективна.
Новые власти пришедшие после “революции роз” поняли это – сейчас разрабатывается проект закона, о введение “особого режима” для содержания преступников в учреждениях Грузии.
2. Следует отметить, что совместное содержание воров и других заключенных позволяет ворам устанавливать свои порядки, вербовать своих сторонников среди других заключенных, терроризировать заключенных ставших на путь исправления, оказывать давление на администрацию путем организации актов неповиновения и бунтов.
Как показывает анализ материалов и интервью с сотрудниками правоохранительных органов, именно воры в законе были организаторами бунтов в тюрьмах и колониях, которые произошли в последние годы. Часто бывшая администрация учреждений была вынуждена идти на различные уступки и предоставлять привилегии ворам в законе и авторитетам, чтобы поддерживать порядок в тюрьмах и колониях. Кроме этого воры часто подкупали тюремных чиновников, которые имеют низкую зарплату и получали наркотики, выпивку, женщин или даже тайно отпускались домой на время.
За последние годы участились побеги из мест лишения свободы:
Статистика побегов из мест лишения свободы 1999-2003 годы
Годы | Количество побегов | Количество беглецов |
1999 | 4 | 6 |
2000 | 10 | 30 |
2001 | 10 | 19 |
2002 | 10 | 15 |
2003 | 11 | 181 |
Как показывает анализ конкретной ситуации каждого побега, то становится ясно, что эти действия были хорошо организованы и совершены при поддержке коррумпированных сотрудников учреждений и соучастников вне тюрем. Так, в некоторых случаях для побегов были вырыты туннели в 40-50 метров, что была практически невозможно без помощи изнутри и снаружи.
Система исправительных учреждений Грузии включает массу устаревших колоний, которые потеряли свою основную функцию времен СССР – принуждение к труду. Поэтому содержание заключенных на этих объектах, которые по сути являются нефункционирующими производствами нерентабельно и опасно. Контроль за заключенными на больших территориях колоний крайне затруднен, что предоставляет организованной преступности хорошую возможность для эксплуатации заключенных.
За последние годы в колониях совершено множество преступлений среди заключенных, в том числе с применением огнестрельного и холодного оружия. Показательно, что многие такие преступления не получили адекватной правовой квалификации. Так, не смотря на многочисленные бунты и побеги против организаторов не были возбуждены дела по специальной статье 378 УК Грузии “Воспрепятствование деятельности учреждений предварительного заключения или учреждений, исполняющих наказание или дезорганизация их работы”, которая предусматривает суровое наказание.
Большинство представителей организованной преступности, отбывающих наказание имеют хорошую связь с окружающим миром (незаконные мобильные телефоны) и могут получать и распространять необходимую информацию о заключенных и других делах, координировать действия разных учреждений и организовывать преступную деятельность по всей республике.
Власти до сих под не смогли наладить предупредительную работа с лицами, которые отбыли наказание, но не стали на путь исправления. Хотя для надзора за этими субъектами существует служба пробации, которая должна на основании материалов из мест лишения свободы осуществлять контроль за конкретными лицами, однако ее эффективность невысока. В результате постоянного контроля за криминальными авторитетами, практически не осуществляется.
Этому способствует и очень слабая система регистрации по месту жительства, которая после отмены института прописки не справляется с поставленными задачами.
Сейчас в местах лишения свободы Грузии содержится 18 воров, что вполне достаточно для установления значительного контроля над заключенными
Для повышения эффективности борьбы с организованной преступностью в пенитенциарных заведениях необходимо:
1. Введение нового (особого) режима содержания, который позволит изолировать воров в законе от других заключенных.
2. осуществление планового перехода от системы колоний к тюрьмам
3. Установление более жесткого порядка в учреждениях с целью исключить мобильные телефоны, наркотики, оружие и т.п.
4. Усиление ответственности за преступления внутри учреждений: истязания, гомосексуализм, неподчинение требованиям администрации, дезорганизацию работы учреждений.
5. Улучшить кадровую работу с администрацией учреждений, с установлением обязательной ротации через определенное время (например, через каждые два года).
6. Совершенствование агентурной работы среди заключенных на четкой законодательной основе.
Исследование показало, что борьба с «ворами в законе» возможна, если будут осуществлены определенные правовые реформы и принят закон «О борьбе с организованной и профессиональной преступностью». Этот закон должен быть призван для защиты прав человека и гражданина от организованной преступности путем использования правовых мер, в том числе и специальных, по предупреждению создания и функционирования организованных преступных формирований, их выявлению прекращению преступной деятельности, наказанию организаторов, руководителей и иных участников этих формирований, воспрепятствованию легализации и приумножению преступных доходов, а также восстановлению нарушенных прав и законных интересов физических и юридических лиц, общества и государства.
В соответствии с Законопроектом в правовую практику будут введены следующие понятия:
– Организованная преступность – создание и функционирование организованных преступных формирований: организованных групп, банд, преступных организаций и преступных сообществ; их преступная деятельность
– Преступная организация – объединение лиц, либо организованных групп под руководством криминальных авторитетов или (и) «воров в законе» для совместной деятельности с распределением между участниками функций:
a) по созданию организации или руководству ею.
b) по непосредственному совершению криминальных преступлений.
c) по иным формам обеспечения создания и функционирования преступной организации.
– Преступное сообщество – объединение лиц, организаторов, «воров в законе», авторитетов или других участников преступных организаций или организованных групп, или банд, для совместной разработки либо реализации мер по координации, поддержанию, развитию преступной деятельности или занимающихся ею лиц, организованных групп, преступных организаций, а также по организации совершения серьезных преступлений.
– Преступный доход – полученные путем совершения преступлений деньги, ценные бумаги, иные материальные, интеллектуальные ценности либо права на них, а также нематериальные блага.
Закон должен дополнить УК Грузии, следующими составами: «создание или (и) руководство преступной организацией или ее деятельностью», «участие в преступной организации либо в ее деятельности», «организация преступного сообщества или руководство им», «участие в преступном сообществе» «участие в легализации и (или) приумножении преступных доходов организованных преступных формирований», «фальсификация доказательств при отягчающих обстоятельствах», оказание содействия организованной группе, преступной организации и преступному сообществу», «укрывательство организованной группы, преступной организации и преступного сообщества», «воспрепятствование законной деятельности представителей государственных Органов, осуществляющих функции по борьбе с организованной преступностью.
В законопроекте по борьбе с организованной и профессиональной преступностью предполагается выделить 8 разделов:
Общие положения.
1. Уголовно-правовые методы борьбы с организованной преступностью
2. Перечень и основные полномочия органов, осуществляющих борьбу с организованной преступностью
3. Роль оперативных служб и мероприятия по борьбе с организованной преступностью.
4. Процессуальное производство по делам об организованной преступности
5. Предупреждение легализации средств полученных преступным путем
6. Особенности исполнения наказания рецидивистов и «воров в законе»
7. Введение административного наблюдения за рецидивистами и «ворами в законе», которые после отбытия ими наказания, не стали на путь исправления.
8. Формы и источники финансирования
Данный закон послужит реализации следующих целей – это:
– Усиление административного оперативного контроля над воровскими авторитетами, лидерами уголовных группировок,
– изоляция их от молодежи, обычных правонарушителей в специально отведенных тюрьмах, в камерах одиночного содержания.
– Сокращение уголовной среды за счет декриминализации незначительных
правонарушений, пересмотра уголовных дел с признаками незаконного осуждения.
– Отработка надежного финансового контроля
– Защита частного сектора от рэкета силами местных органов самоуправления.
– Отладка и запуск единой информационной системы по преступности.
– Изучение условий выработки специального законодательства об организованной преступности.
– Создание координирующего независимого органа по борьбе с организованной преступностью.
Конечно, наряду с законодательными и структурными изменениями необходимо уделить особое внимание реформированию пенитенциарной системы на законодательном, материально-техническом и кадровом уровнях.
Законопроект должен опираться на Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности. В частности, грузинский законодатель должен предусмотреть конфискационные меры и штрафы, которые широко рекомендуются данной Конвенцией, а также законами США и Италии, направленными против мафии.
Не менее важной задачей является расширение прав и обязанности участковых инспекторов полиции, которые должны своевременно выявлять и воздействовать на «воров в законе» с целью предотвратить совершение тяжких преступлений, вовлечения несовершеннолетних и молодежи в преступную деятельность, культивирования воровской морали и норм поведения среди населения.
Одним из направлений деятельности правоохранительной системы по борьбе с «ворами в законе» должен стать переработанный закон об оперативно – розыскной деятельности, который должен урегулировать правовые вопросы деятельности оперативных служб по борьбе с организованными преступными формированиями и определить тактику и методы этой борьбы. В данном случае должна быть определены права и обязанности агентов и их статус, обоснованность использования технических средств и средств электронного наблюдения, процедур оперативного вторжения в жилища и другие частные помещения. Одним из важных элементов по борьбе с профессиональной преступностью является оперативное внедрение, т.е. внедрение штатных сотрудников оперативных подразделений ОВД, либо лиц, содействующих этим органам в осуществлении оперативно-розыскных мероприятий, в организованные группы, банды, преступные сообщества. Для развития этого направления большой интерес представляет опыт США. В этой стране проведение секретных операций ФБР, Управлением по борьбе с наркотиками, другими специальные службами и правоохранительными органами и использование в них негласных сотрудников (иногда термин «негласный сотрудник» переводится как «тайный сотрудник» или «тайный агент». Агент в США означает кадрового сотрудника специальных служб) и осведомителей регламентируется в основном нормативными актами Президента и Министра Юстиции США.. В этих документах регламентируется порядок использования негласных сотрудников и осведомителей лишь для следующих целей:
– Получение информации или доказательств в интересах судебного преследования по делам первостепенной важности;
– Установление и поддержание доверительных отношений с лицами, связанными с преступной деятельностью, по которой ведется расследование;
– Предотвращение серьезной опасности, угрозы смерти или нанесения тяжких телесных повреждений сотруднику или другому лицу.
Не менее важным является урегулирование процедуры так называемого «оперативного эксперимента», которая предполагает создание и воспроизведение условий для проявлений преступных намерений лиц, подозреваемых в принадлежности к организованной группе или сообществу «воров в законе». Иными словами, это мероприятие называется «оперативная комбинация» или «секретная операция». Если обратится к законодательству США, то такие эксперименты, содержащие провокацию правонарушения (преступления» т.е. «ловушка» запрещена. Провокация в этих случаях определяется как «склонение или подстрекательство лица к совершению преступления, которое он при иных обстоятельствах не склонен совершать»
Для раскрытия преступной деятельности преступных сообществ в законодательстве должны существовать специальные положения об освобождении от уголовной ответственности лиц из числа преступников, которые сотрудничают с представителя оперативных служб. Закон может иметь следующую форму «лицо из членов преступной группы, участвующее в противоправной деятельности, не повлекшей тяжких последствий, и добросовестно сотрудничающее с оперативно-розыскным органом, активно способствующее раскрытию преступлений, возместившее нанесенный материальный ущерб или иным способом загладившее причиненный вред, освобождается от уголовной ответственности в соответствии с Законодательством Грузии.
Не менее существенной является нормативная защита оперативных сотрудников, осуществляющих борьбу с преступными кланами, которая может быть включена в «Закон по борьбе с организованной преступностью». Эта норма может называться «Особенности привлечения к уголовной ответственности при выполнении задания по защите от тяжких преступлений, связанных с созданием и функционированием организованных групп, банд и преступных сообществ.
В соответствии с этим законом не является преступлением деяние хотя и подпадающее под признаки уголовно-наказуемого, предусмотренного особенной частью настоящего кодекса, но совершенное при выполнении полученного в установленном порядке задания по проведению оперативно-розыскных мероприятий сотрудниками специализированных подразделений по борьбе с организованной преступностью либо лицами, способствующими им в проведении данных мероприятий, если такое задание выполняется в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, предусмотренных специальными статьями УК и если при этом:
– причинено лишение жизни или умышленное причинение вреда здоровью, чести, достоинству, свободе личности совершено в условиях необходимой обороны или крайней необходимости;
– сотрудники специальных подразделений по борьбе с организованной преступностью не являлись организаторами либо руководителями банды, организованной группы, преступной организации, преступного сообщества или их преступной деятельности;
– сотрудники указанных подразделений или предварительного расследования не склоняли лицо к совершению преступления если оно не имело намерения его совершить, т.е. не совершали подстрекательства к совершению преступления , что наказуемо в соответствии с законом.
Одновременно УК Грузии необходимо дополнить следующим составом:
“Освобождение от уголовной ответственности и наказания участников организованной группы, преступной организации, преступного сообщества”
Организатор и руководитель деятельности преступной группы, банды, организации, сообщества не подлежит к освобождению от уголовной ответственности и наказания по основаниям, предусмотренным Статьей 68 УК Грузии.
Участник деятельности преступной группы, банды, организации, сообщества, не принимавший участия в совершаемых организованной преступной группы, банды, организации, сообщества преступлениях, предусмотренных УК Грузии или совершивший преступления, не являющееся тяжким и принявший все меры по предотвращению указанных преступлений, может быть освобожден судом от уголовной ответственности на основании соответствующего представления органов дознания или следователя.
Участник деятельности преступной группы, банды, организации, сообщества освобождается судом от наказания, если он до привлечения к уголовной ответственности добровольно сообщил органам дознания, следователю, прокурору, суду все известные ему сведения об этих организованных группах, бандах, преступных сообществах об их деятельности, активно способствовал раскрытию совершенных или преступлений и возмещению причиненного ущерба. Если такой участник совершил тяжкое преступлению против жизни, здоровья, свободы и чести и достоинства личности, ему назначается наказание, а указанные выше обстоятельства рассматриваются как смягчающее ответственность.
Лицо, участвующее в легализации и (или) приумножении преступных доходов, освобождается судом от наказания, если оно способствовало раскрытию преступления и разоблачению соучастников, добровольно выдало преступные доходы, и доходы полученные в результате их приумножения. Такое лицо освобождается от уголовной ответственности, если оно добровольно заявило о легализации и (или) приумножении преступных доходов и предприняло действия по раскрытию этих преступлений..
Не менее важной задачей для правовой системы Грузии является создание специального пенитенциарного учреждения для «воров в законе» и криминальных авторитетов. Это должно быть заведение тюремного типа с высокой степенью изоляции опасных преступников от окружающего мира и других арестантов. Осуществление надежной изоляции лиц, придерживающихся воровских традиций, поможет исправить криминогенную ситуацию в пенитенциарных учреждениях, предотвратит рекрутирование новых преступников, и будет способствовать исправлению осужденных.
Для предотвращения рецидива и обеспечения контроля за «ворами в законе» после отбытия наказания, так как заранее известно, что подавляющее большинство возвращается к организаторской роли в преступных сообществах необходимо установление за ними ведомственного (административного) контроля Обязательный контроль после освобождения даст полиции законный инструмент осуществлять административное наблюдение за преступными авторитетами и в случае нарушения определенных законов и установленных ограничений, привлекать их к ответственности.
(Продолжение следует)
Глонти Георгий, Гиви Лобжанидзе
Центр по изучению Транснациональной Преступности и Коррупции
Tweet