Культ дедовщины
Кому не известно выражение советских времен: “Пойдешь служить в армию – станешь мужчиной”? Не взятый на службу получал обидный ярлык “браковка” и подозревался окружающими в физической неполноценности. Сегодня “закосить” от армии – неписаное правило большинства молодых людей. Многих мутит от одного ожидания процесса армейской инициации – “дедовщины”. Потому что армия, как и театр, начинается с “вешалки”. Сокращение службы в украинской армии до одного года, по замыслу отечественных реформаторов, ликвидирует такое явление армейской субкультуры, как дедовщина. А контрактная форма службы должна и вовсе искоренить неуставные отношения. Но это – планы на будущее. Пока что, возвращающиеся с армии возмужалые молодые люди рассказывают истории о дедовщине. “Дембеля” с удовольствием вспоминают, как были “дедами”, и философски рассуждают о необходимости неуставной иерархии.
Уходящие на службу, точно так же, как инициируемые в экзотических островных культурах, оказываются за пределами своего сообщества как в географическом, так и в социальном смысле. Они попадают в иным образом структурированный мир со своими традициями – дедовщиной – и корпоративным духом, в созидании которых каждый из вновь прибывших участвует с большим или меньшим энтузиазмом.
В казарме сталкиваются на одном жизненном пространстве два возраста, разница между которыми всего полгода-год. На гражданке она практически не чувствуется, но в армии – совсем другое дело. Это как бы два разных мира. Один, прошедший горнило испытаний и потому, как считают его представители, заслуживший немалые льготы. И другой – еще не хлебнувший армейских трудностей, который, по мнению тех же стариков, просто обязан пройти через те же самые испытания.
Страх многих призывников перед дедовщиной связан прежде всего с насильственным характером армейской инициации. Непременным атрибутом дедовщины выступает обряд посвящения новобранцев – своего рода испытание, которое те должны пройти для того, чтобы приобщиться к воинскому братству.
Переход солдат из одной категории в другую часто связан с переходным обрядом – переводом. Формы перевода различны в различных частях. Существует, например, такой обряд: солдат должен получить столько ударов ремнем, сколько месяцев ему осталось служить, все это он должен переносить молча. Однако когда “котла” переводят в “деды”, удары ему наносят ниткой, при этом он должен кричать во весь голос, как будто от сильной боли.
Из ритуалов перехода самый известный происходил через 12 месяцев службы – самых трудных и изнурительных. Прослужившего год именуют “черпаком”, потому как переводят его в это звание путем нанесения двенадцати ударов черпаком по обнаженному заднему месту (процедура столь же мучительная и болезненная, сколько неизбежная).
Сегодня дедовщина стала предметом изучения культурологов и психологов. Оказавшись в неблагоприятных условиях, оторванные от привычной жизни, находясь под тяжелым социальным и психологическим прессом, солдаты создают удивительные образцы творчества и норм поведения.
Неуставная иерархия складывается от срока службы. Армейские поэты-кустари представляют ее следующим образом:
Если ты без сна опух – значит, ты, конечно, “дух”.
Если ты проспал подъем, значит, ты, конечно, “слон”.
Если спишь ты кое-как, значит, ты уже “черпак”.
Если ты проспал обед, значит ты, конечно, “дед”.
Если спишь ты целый день, значит дембель через день.
Как уже понятно со стишка: на вершине армейской пирамиды стоят “деды” – солдаты, которые отслужили большую часть положенного срока. Внизу – “духи” – новобранцы.
Кстати, отличие между “кастами” не только возрастное. Особенно ярко противопоставление “духов” и “дедов” проявляется в форме одежды. “Дух” обязан носить не подогнанную по фигуре (неушитую) форму, которая состоит из кителя (гимнастерки) и брюк. Молодой солдат должен подпоясываться “духовским” ремнем, сделанным из дерматина (заменителя кожи). Пряжка ремня разгибается так, чтобы она была совершенно плоской или лишь слегка согнутой. Ремень должен быть затянут так сильно, чтобы между ним и телом нельзя было просунуть палец. На голове полагается носить “духовскую” шапку – это шапка обычно слишком большого размера или бесформенная, серого цвета.
“Деды” же, напротив, ушивают (то есть подгоняют) свою форму точно по фигуре, при этом существуют особые способы проглаживания кителя. “Дедовский” ремень сделан из натуральной кожи (обычно такие ремни покупаются в солдатских магазинах), его пряжка выгибается под углом примерно в 120-90 градусов. Ремень носится очень свободно, на бедрах. “Дедовская” шапка – маленького или даже очень маленького размера, она подстрижена и окрашена сапожным кремом в фиолетовый цвет. Старослужащие носят отбитые сапоги на высоких каблуках и с металлической подковкой.
Нормы, регулирующие форму одежды военносслужащих разных периодов службы, разительно напоминают стандарты, принятые в лагере (на зоне), где, например, внешним признаком высшей “касты” – воров – также является ушитая и отутюженная униформа, сапоги с увеличенным каблуком и другие сходные признаки.
Однако культ дедовщины проявляется именно в отношениях между “дедами” и “духами”, граничащей с жестокостью и иногда травлей. “УК” считает, что многим будущим защитникам Отечества нелишне будет узнать об армейской субкультуре.
“Дедовские” традиции
Затяжка ремня. Всю нелегкую армейскую жизнь усугубляет еще один порядок, придуманный “дедами”: ремень у “духа” должен быть затянут по размеру голову – от подбородка до макушки. При такой затяжке, солдат выглядит как балерина. Если “дух” нарушит неписаный закон, “деды” могут попробовать перекрутить бляху на его ремне. Сколько раз они перекрутят ее, столько десятков раз заставят отжиматься от пола. Или “отфанеpят” столько раз, сколько удалось перекрутить ремень.
Пуговицы. Если “дед” увидит, что у “духа” на кителе или штанах хотя бы одна пуговица расстегнута, то отрежет все остальные. После чего бедолаге приходится все их пришивать обратно. А пуговиц-то – более двадцати!
Постель. Каждое утро несколько “духов” должны застилать “дедам” их постели. И каждый вечер, перед сном, несколько “духов” обязаны расстелить постели для дедов. Все должно быть сделано так, чтобы дед, ложась, одним движением руки и без особого труда мог бы накрыться одеялом.
Курево. Если “дед” попросит у “духа” сигарету, тот обязан достать ее за две минуту. В противном случае “дед” даст еще две минуты. Но придется принести уже четыре сигареты, и так далее. Когда “деду” надоест ждать, он может отпустить “духа”, а ночью послать его за пределы воинской части покупать сигареты.
Подворотнички. Каждый вечер солдаты обязаны подшивать свои воротнички на кителе. При этом грязный воротничок отрывается, стирается, гладится, аккуратно складывается и пришивается на старое место. Самое главное при подшивании воротничка нужно четко следить, чтобы сверху было 12 стежков, снизу шесть, и два по бокам. За “дедов” всю работу делают духи.
Наказания и “шутки” “дедов”
“Дедовские” игры и обычаи – пограничный вид между “полезным дедовством” и насилием. “Дедушки” – они ведь порой, как дети. Чего только ни придумают, дабы скрасить унылые дни ожидания дембельского приказа. Вот некоторые виды развлечений.
Шоферы (они же “рули”, “карданы”) принуждают “салабонов” “сдавать вождение”. Рядовой “дух” ползает на карачках под койками, двигая перед собой тазик с водой и бибикает. “Деды” в это время сверху подают команды: “Налево!”, “Газу прибавь!”, “Задний ход!”.
У связистов свой фирменный “прибамбах” – заставляют встать на табуретку и шваброй отгонять помехи от антенны радиоприемника.
Иногда предлагается задуть лампочку, потренироваться в облачении в форменную одежку за 48 секунд (так полагается обмундировываться по тревоге).
Если “дед” (“деды”) зайдет в комнату к духам, и даст команду “Сушить крокодилов!”, все “духи” должны залезть на кровати так, чтобы руки были на одной спинке, а ноги на другой. “Сушить крокодилов” заставляют в случае, если кто-то провинился. Тем, кому рост не позволяет выполнять такое “упражнение”, предусмотрено другое. Приказывают взять табуретку за кончики ножек и, наполовину присев, держать ее на вытянутых руках. Это может длиться в течении до десяти минут.
Выдержать позу “сушить крокодилов” можно около 30-ти секунд, затем начинают болеть мышцы рук и ног. Особенно сильно болят кисти рук. А после одной минуты начинает сводить все тело.
По команде “Сушить летучих мышей!”, все “духи” должны залезть под кровати и висеть под ней, уцепившись руками и ногами за металлическую сетку. Это тоже совсем не легко.
По команде “Сушить попугая!” все становятся на одну спинку кровати, и, чтобы не упасть, сидя, держатся за нее руками. При этом, один из “дедов” ходит по комнате и, время от времени, сбивает подушкой некоторых “попугаев”. Хорошая реакция и ловкость здесь не помешают.
Если “дед” говорит “духу” “Ставь лося!”, то тот скрещивает ладони рук и прижимает их ко лбу. После чего следует удар кулаком в получившиеся “рога”. После этого “дух” должен сказать: “Спасибо, дедушка! Не желаете ли еще?”. Если “дед” изъявит желание – процедура повторяется.
Иногда “дед” говорит: “Ставь музыкального лося!”. “Дух” должен развести руки в разные стороны, и, медленно подводя их ко лбу, напевать: “Вдруг, как в сказке, скрипнула дверь…”. В этот момент руки должны быть уже у лба. Следует удар. И далее нужно так же медленно развести руки обратно. Напевая при этом: “Все мне ясно стало теперь”.
При команде “деда” “Ставь фанеру!” “дух” должен сказать: “Я, фанера трехслойная, бронебойная, 87-го года выпуска (год рождения), к выстрелу готова”. После чего дед бьет кулаком в живот, а дух, немного отойдя должен сказать: “Дым рассеялся, откат нормальный”.
Но самым любимым игрищем стариковской братии является “дембельский поезд”. Данная “игра” во всех подробностях показана в фильме “ДМБ”. Это когда некоему ефрейтору Пупкину страсть как охота почувствовать себя едущим домой в мягком вагоне. И вот возлежит он на своей коечке, которую слегка покачивают два-три “салабона”. А вокруг носятся солдатики с ветками в руках (это за окошком деревья проплывают). Фон звуковой, вестимо, создается: чух-чух-чух, чух-чух-чух, ту-ту-ууу! Ну и, наконец, “проводник” со стаканом в руках: “Чайку, не желаете ли?”.
Однако, на самом деле эти “игры” не так безобидны, как кажутся на первый взгляд. Вот письмо российских военнослужащих из в/ч 23452, в котором они описывают примеры “развлечения” “дедов”.
“Были случаи:
– двоих солдат он заставил снять штаны и трусы, встать на колени, а третьего заставлял ножкой табуретки тыкать им в задний проход;
– другого солдата неоднократно бил, при этом он был голый с надетыми наручниками за спиной, при этом он угрожал остальным, что с ними будет тоже самое;
– заставлял есть сигареты;
– строил роту и отбирал деньги;
– стрелял из пневматической винтовки по нам;
– неоднократно, находясь в нетрезвом состоянии, проходил ночью в расположение роты и заставлял нас бегать, ползать по плацу и т.д.”.
Календарик дембеля
Когда остается сто дней до приказа на увольнение “дедов”, “духи” должны вырезать длинную ленту белой ткани, расчертить ее ручкой на узкие поперечные полосы, и пронумеровать полосы от 0 до 100. Иногда используют обыкновенный портняжный метр. Таких лент должно быть две: одну нужно повесить в укромном месте в казарме, где спят “духи”, а другую – в казарме, в которой спят “деды” с “черепами”.
Затем каждый день после ужина нужно аккуратно отрезать от этой ленты по одному кусочку – сначала с номером 100, затем 99 и так далее до нуля. Эта лента служит для того, чтобы “духи” могли точно знать, сколько осталось дней до приказа. Если “духи” вдруг забудут отрезать кусок ленточки, “деды” могут устроить всеобщее наказание. Об этом “метре” также ни в коем случае не должны знать офицеры.
Если дед спросит: “Сколько ты прослужил?”, нужно ответить: “Пять минут, как с поезда”. Если спросит: “Сколько осталось служить?”, отвечают: “Шуршать, как медному котелку”.
Если во время завтрака или обеда “дед” подзовет к себе “духа”, и предложит ему забрать свое масло, “дух” должен сказать: “Дорогой дедушка, до приказа осталось (столько-то) дней”. После этого нужно взять масло и спокойно отчаливать.
Если дед подзовет духа в ужин, и также предложит ему взять свое масло, тот должен сказать: “Дорогой дедушка, когда я съем это масло, до приказа останется (столько-то) дней”. При этом следует помнить, что если днем считалось, например, что до приказа было 78 дней, то в ужин будет уже 77.
Когда остается круглое количество дней до приказа (90, 80, 70,…), “духи” должны сделать на сигаретах надпись: “Дорогой дедушка, до приказа осталось (столько-то) дней”. И потом ночью разбудить “дедов” и каждому вручить по такой “поздравительной” сигарете.
Если “дед” спросит у “духа”, какой номер стоит у него на майке, какой размер сапог, который сейчас час и т.д., “дух” должен назвать ему количество дней до приказа. Например, если спросили который час (а до приказа осталось 65 дней), нужно ответить: “65 часов, 65 минут, 65 секунд”. Иногда бывает, что деды с целью сбить с толку, специально говорят: “Ого, какие здоровые сапоги! Какой же у тебя размер?” В этом случае главное не тормозить!
Если “дед” спросит у “духа”, какой номер у дембельского поезда, нужно ответить: “0506” (год призыва и увольнения). Если “дед” спросит у “духа”, какая скорость у дембельского поезда, то нужно назвать число равное 100 умноженное на количество дней до приказа. Когда же “дед” задаст вопрос: “А какая начальная скорость дембельского поезда?”, “дух” должен ответить: “Ноль”.
За неправильный ответ – отжимаешься или подтягиваешься столько раз, на какую цифру ошибся.
Армейские понятия
ВОЗДУХ – гражданский человек.
МУРАВЕЙ – солдат осеннего призыва.
ФАЗАН – молодой солдат весеннего призыва.
ЗАПАХ (синонимы: карантин, слон, мамонт, салабон) – солдат, который еще не принял присягу.
ДУХ (синонимы: салабон, щегол, чижик, гусь, морж) – солдат, который уже принял присягу.
ЧЕРЕП (синонимы: котел, черпак, помазок) – солдат, который прослужил четверть срока.
ДЕД – солдат, которому осталось до конца службы менее чем четверть срока.
ДЕМБЕЛЬ, КВАРТИРАНТ – тот “дед”, который скоро будет уволен в запас.
ЧМО – так в армии называют “духов”-париев.
ШАКАЛ – военнослужащий со званием прапорщика или выше (из командного состава).
ДУХАНКА – период для солдата, пока он считается “духом”.
КАРАНТИН, КМБ – курс молодого бойца (период, пока всех новопризванных солдат гоняют строевой подготовкой, заставляют учить устав, проводят всяческие учения). Начинается с момента призыва и длится до присяги – от двух недель до двух месяцев.
ЛЫЧКА, СОПЛЯ – маленькая полоска на погонах. Дает право идти рядом с толпой солдат и орать, чтобы те шли в ногу, и не более!
ЗАШАPИТЬСЯ – 1. Получить работу, на которой никто не гонит в шею, никто не орет, не стоит над душой. 2. Отдыхать, пока все работают. 3. Раздобыть гражданскую еду. 4. И вообще, получить то, что приносит радость в армейской жизни.
ЗАЛЕТ – нарушение какого-нибудь “дедовского закона”, правила, обычая. Как правило, несет за собой наказание.
УМИPАЛОВКА – наказание за “залет”. Может быть в отношении одного “духа”, так и всех сразу.
СТУКАЧ – солдат, сотрудничающий с “шакалами”.
КРЫСА – вор.
ТОРМОЗ – солдат, который неправильно выполняет приказы (или правильно, но медленно).
КАПТЕРКА – комната, где хранятся личные вещи всех солдат (как правило, долго
они там не хранятся).
ПРИКАЗ – день, когда дедов начнут увольнять в запас.
ГУБА – гауптвахта, место отбывания наказания.
Антон Минченко, специально для “УК”