Не научат, так наживутся. Кабмин готовится узаконить поборы в вузах!

Студенты встревожены. Они справедливо полагают, что расширение списка платных услуг, которые вправе предоставлять вузы, не выводит из тени «образовательный бизнес», а лишь усугубляет проблему коррупции в учебных заведениях.

Всеукраинская молодежная общественная организация «Студенческая платформа» распространила заявление, в котором сообщает, что Кабинет министров принял постановление «Об утверждении перечня платных услуг, которые могут предоставлять государственные и коммунальные учебные заведения».

В этот перечень, помимо того, за что вузы берут деньги уже давно (изготовление студенческих билетов, зачетных книжек и дипломов, проживание в общежитии и т.д.), попали такие «услуги», как плата за отработку практических, лабораторных и семинарских занятий, пропущенных без уважительных причин, пользование книгами из вузовской библиотеки сверх установленных сроков (в вечерние и ночные часы, в выходные дни, на каникулах) и прочее.

«Честные и моральные преподаватели не требовали и не создавали условий для так называемой «подработки» на дополнительных занятиях, теперь же это можно делать официально», — сказано в заявлении студенческой организации.

Дым без огня

Принятие такого постановления в ближайших планах правительства. Как сообщил Weekly.ua глава исполкома «Студенческой платформы» Денис Рудень, распространенное организацией заявление — «превентивная мера». В ближайшее время активисты планируют также провести по этому поводу всеукраинские акции протеста, к которым будут подключены молодежные и студенческие организации, профсоюзы студентов.

В прошлом году подобные акции имели успех. Под их давлением правительство Юлии Тимошенко было вынуждено отменить принятое им постановление №369, которым, собственно, для студентов-прогульщиков и устанавливалась такая платная услуга, как отработка пропущенных практических занятий. Как говорят руководители вузов, вместе с водой правительство выплеснуло и ребенка — среди предложенных дополнений к перечню платных услуг, которые могут предоставлять государственные учебные заведения (он был подписан еще в 1997 году премьер-министром Павлом Лазаренко), кроме скандальных, были и весьма резонные.

«Сегодня университетское издательство печатает книги, но не может дать автору положенные ему экземпляры, поскольку они принадлежат университету. Более того, продавать эти книги тоже нельзя, так как печатаются они за счет средств университета, а поскольку бюджетное учреждение является неприбыльным, пускать их в продажу запрещено, — рассказал проректор по научной работе Киевского национального университета им. Тараса Шевченко Владимир Бугров.

— Еще примеры. Наши студенты-географы, проходя практику, проводят экскурсии. Они могли бы получать за это надбавку к стипендии, если бы составлялись смета, акт и деньги за проведение экскурсий поступали бы в кассу университета… У нас есть база отдыха возле моря. Летом там отдыхают наши сотрудники, а сейчас она пустует. Там довольно большое помещение, можно было бы сдавать его в аренду для проведения различных мероприятий, но мы не можем этого делать. Иными словами, отменив дополнения к перечню платных услуг, заодно с, возможно, не очень правильными вещами, отбросили и весьма разумные».

По завышенным ценам

Желание вузов зарабатывать вполне понятно. Объяснимо и нежелание студентов и их родителей, чтобы вузы дополнительно зарабатывали за их счет. Получение высшего образования в этом году и так подорожало в четыре-пять раз. По некоторым данным средняя его стоимость для студентов 2010 года составляет около 8000 грн., что равно сумме четырех среднемесячных зарплат по стране или 22 грн. ежедневно.

По словам министра образования и науки Дмитрия Табачника, министерство может лишь рекомендовать размер платы за обучение, но устанавливают ее сами вузы. Минобразования определило, что она не может быть ниже 8–9 тыс. грн. в год. Собственно, вузы и устанавливают расценки на обучение исходя из представлений о престиже специальности и самого вуза.

Так, например, год обучения по специальности «философия» (уровень магистра) в Киевском национальном университете им. Тараса Шевченко составляет 8115 грн., в Национальном педагогическом университете им. Михаила Драгоманова — 8700 грн., по специальности «правоведение» — 13 525 и 16 000 грн. соответственно. Несмотря на избыток юристов на рынке труда, обучение по этой специальности остается одним из самых дорогих — 30 тыс. грн.

В прошлом году Антимонопольный комитет Украины обязал Минобразования установить унифицированный порядок формирования цен на обучение в вузах, чтобы привести их к экономически обоснованному уровню. Проводя исследование рынка платных образовательных услуг, комитет проанализировал деятельность 43 вузов Украины.

Выяснилось, что вузы, пользуясь несовершенной методикой формирования стоимости услуг, брали со студентов слишком высокую плату за обучение. Двадцать из них, несмотря на запрет, включали в расчет кроме текущих затрат еще и капитальные расходы. Некоторые учебные заведения включали в договоры со студентами условия о возможном изменении в одностороннем порядке размера платы за обучение, что тоже запрещено.

Без права потратить

С точки зрения учащейся молодежи денежные поборы за пропущенные занятия, пользование библиотекой или изготовление диплома на фоне достаточно высоких цен на обучение выглядят крохоборством.

«В Киеве час работы дворника или грузчика стоит от 50 до 100 гривен. Мы подсчитали, что плата за пропущенное лабораторное занятие или лекцию будет составлять около 20 гривен. Вопрос: зачем студенту протирать на этих лекциях штаны, если он может заработать вдвое или втрое больше, а потом «рассчитаться» с университетом при получении диплома?» — говорит Денис Рудень.

Ни для кого не секрет, что в вузах и без постановлений Кабмина преподаватели вынуждают студентов платить за пропуск занятия по неуважительной причине, пересдачу зачетов и экзаменов. Но легализация такой практики в форме предоставления платной услуги вряд ли может считаться борьбой с коррупцией. Ведь таким образом открывается законная возможность для злоупотребления преподавателей своими полномочиями. К тому же где гарантия, что не будет установлен гласный или негласный план по предоставлению «услуг» такого рода, который необходимо будет выполнять?

Впрочем, даже если вузам расширят перечень предоставляемых платных услуг, это не означает, что «заработанными» деньгами они смогут пользоваться, как им заблагорассудится — повышать зарплату преподавателям, ремонтировать помещения, обновлять материальную базу и т.д.

Существующий порядок таков, что средства, которые вуз зарабатывает, предоставляя образовательные услуги, осуществляя прикладные научные исследования, сдавая в аренду помещения, ему не принадлежат, а зачисляются в госбюджет, поэтому на них распространяются процедуры тендеров, казначейского обслуживания и т.д. А значит, потратить их, руководствуясь одной лишь необходимостью, институт или университет не сможет. Финансовая автономия, которой уже давно добиваются вузы, все еще остается мечтой, реализация которой в сложившихся экономических и политических условиях представляется сомнительной.

Государственный стандарт поборов

Руководство самого престижного на сегодня вуза в стране приготовило своим второкурсникам сюрприз к 1 сентября. Студентам придется платить за изучение второго иностранного языка. Всем, даже бюджетникам.

Как-то так получается, что учатся в этом вузе дети далеко не бедных родителей, даже на бюджетных местах. Плата за обучение весьма приличная — 30 тыс. грн. в год, и те дополнительные 4 тыс. грн., которые теперь придется доплатить за второй язык, в общем-то не разорительны для них. Но дело том, что все эти родители, будучи состоятельными и успешными людьми, очень не любят, когда из них пытаются сделать дойных коров. Для них это дело принципа.

Они еще раз перечитали контракты на обучение своих детей, под которыми стояла их подпись. Ничего о дополнительной плате там не было. Более того, там было черным по белому написано, что за все время обучения плата не может быть увеличена. Кое-кто из родителей обратился к своим юристам с поручением подготовить протест, кто-то — напрямую в вуз, кто-то — даже к друзьям в правительстве. И попали в неловкое положение.

Документ, под которым стоит их подпись, позволяет вузу на совершенно законных основаниях взять с них не только упомянутые 4 грн., но и намного больше — было бы у вуза желание.

Дело в том, что в контракте четко написано: вуз обязуется дать образование в соответствии с государственным стандартом образования. Никто, даже матерые юристы, читавшие этот контракт перед тем, как родитель ставил на нем свою подпись, не обратил внимания на эти слова, сочтя их обычной «фигурой речи». А зря.

Согласно государственным стандартам образования второй язык вузы обязаны преподавать только филологам, а в данном случае речь идет не о филологии, а о гораздо более престижной специальности.

Отказаться ради принципа от второго языка тоже нельзя, потому что контракт заключен только на обучение до диплома бакалавра, а чтобы продолжить потом образование в магистратуре и получить диплом о полном высшем образовании, требовалось знание двух иностранных языков. Для магистратуры предусмотрены другие стандарты высшего образования. Так что все строго по закону.

Вот такая изящная схема по взиманию дополнительной платы за обучение. Работает безотказно и может применяться не только в случае второго языка, но и практически любого другого предмета. И никаких тебе студенческих протестов и флешмобов. Не пойдут же состоятельные успешные родители митинговать под окнами Дмитрия Табачника.

КОММЕНТАРИЙ

Владимир Бугров, проректор по научной работе Киевского национального университета им. Тараса Шевченко

Некоторое время я работал в одном частном вузе. Там, как известно, практика оплаты студентами пропущенных занятий является распространенной и правомерной. Если студент не отрабатывает материал и преподаватель занимается с ним во внеурочное время, это происходит за отдельную плату. Определенным образом это, конечно, дисциплинирует студентов. Но я не говорю, что это панацея. Более того, в прошлом году мы изучали этот вопрос и считаем, что здесь нужен очень взвешенный и аккуратный подход, потому что вуз является не фирмой по зарабатыванию денег, а учебным заведением, научным центром и, в конце концов, социальным институтом.

ПОЛЕЗНО

За что вузы имеют право взимать плату

Согласно действующему перечню платных услуг, которые могут предоставляться государственными учебными заведениями, вуз вправе требовать деньги за:

  • получение второго высшего образования;
  • обучение слушателей подготовительных отделений;
  • перевод из одного вуза в другой и возобновление обучения студентов, за исключением лиц, которые были в академическом отпуске и переводятся или восстанавливаются по объективным причинам;
  • повторное изучение отчисленными студентами отдельных дисциплин и курсов с дальнейшей сдачей экзаменов;
  • прием кандидатских экзаменов;
  • образовательные услуги сверх объема, установленного учебными планами.

Автор: Олег Репризов, Weekly.ua

You may also like...