101 российский миллиардер может не иметь к России уже ни малейшего отношения
Скандал с грузинским миллиардером Борисом Иванишвили, которого на днях лишили гражданства Грузии за попытку сформировать оппозиционное общественно-политическое движение, выявил одну ранее малозаметную проблему. Дело в том, что как минимум 20% представителей финансово-промышленной элиты стран СНГ сколотили свои состояния за границей, а точнее – в России. Есть и другая тенденция: казалось бы, абсолютно российские предприниматели то и дело оказываются гражданами совсем других стран.
Одним удаётся сохранять ровные отношения с властями бывших советских республик, а другие – как Иванишвили – становятся общественными раздражителями и «оппозиционерами». Кто они, иностранные резиденты рейтингов богатейших людей России, почему эти люди крайне неохотно афишируют своё гражданство?
В рейтинге американского журнала Forbes числятся 1210 миллиардеров, из них 101 – из России.
«Иными словами, каждый 12-й долларовый миллиардер на планете имеет российский паспорт», – заключает Forbes. Но с этим заключением можно поспорить.
…у Сороса помимо американского есть как минимум ещё одно гражданство – несуществующей республики Ичкерия…
Дело в том, что далеко не у всех из них российский паспорт – единственный. Говорят, что граждан СНГ, чьё состояние исчисляется суммами от 100 млн до нескольких миллиардов долларов, в России порядка 50 человек. Но, так ли это на самом деле, никому доподлинно не известно. Возможно, неясность объясняется тем, что у значительного числа богатых людей имеется несколько паспортов. Так, у того же Иванишвили помимо грузинского гражданства, которого его в итоге лишили, было другое, французское. А есть ли у опального грузинского миллиардера ещё и российский паспорт – открытый вопрос. Вполне может отыскаться, как в своё время отыскались грузинские паспорта у российских предпринимателей Бадри Патаркацишвили и Кахи Бендукидзе.
Формально в России нет института двойного гражданства, и миллиардеров с двумя и более родинами вообще-то должны «прессовать» как нарушителей закона. Но на деле ничего подобного не происходит. (Исключение – получение гражданства самой России, при котором от соискателя требуют отказаться от подданства другой страны. – (Ред.) Юристы говорят о «правовом вакууме» и «юридической казуистике», но формально придраться действительно не к чему.
Вторые и третьи паспорта в карманах бизнесменов вполне допустимы, так как двойное гражданство у нас действительно возможно лишь с таджиками и туркменами, зато так называемое второе гражданство – вещь вполне законная. В случаях, когда россиянин приобретает второе гражданство, он не утрачивает автоматически гражданство России, но и не приобретает двойное гражданство в юридическом смысле.
Другими словами, когда обладатель двух и более паспортов, один из которых российский, находится на территории Российской Федерации, он считается гражданином России, а остальные гражданства формально игнорируются. Но неформально-то они есть! По этой причине вторые и третьи родины всегда готовы выступить запасными аэродромами и приютить тех, кто обогатился в нашей стране и поделился нажитым в другом своём отечестве.
Особенно много тех, кто зарабатывает деньги на одной родине, а тратит их на другой, в Грузии. Там всех «своих» знают наперечёт, но не выдают, пока «двойные граждане» сохраняют с властями добрые отношения и не инвестируют в оппозицию.
Иванишвили, которого в России именуют Борисом, в Грузии – Бидзиной, а в наиболее авторитетных кругах за глаза кличут Бидзией – «Дядюшкой», наверняка не «спалился» бы и не лишился паспорта своей малой родины, когда бы открыто не заявил о своём намерении добиться отстранения от власти действующего президента Мишико Саакашвили. Ещё бы, ведь Иванишвили – 25-й номер списка богатейших бизнесменов России, его состояние оценивают в 5,5 млрд долларов.
Среди его активов – Импэксбанк, банк «Российский кредит», аграрная корпорация «Стойленская нива», сеть аптек «Доктор Столетов», столичные гостиницы «Минск» и «Центральная» и многое, многое другое. Такой вполне может создать с нуля оппозиционную партию и выиграть выборы, такого следует опасаться. И самый действенный способ вывести столь опасного человека из игры – отобрать у него гражданство.
Грузинские бизнесмены, зарабатывающие свои миллиарды в России, и раньше оказывали поддержку противостоящим Саакашвили политикам, но гражданство у них до сих пор не отбирали – всего лишь «засвечивали». Так, после того, как питерский предприниматель Александр Ебралидзе предложил оппозиционной Лейбористской партии Грузии финансовый транш в 200 млн долларов, в МИД Грузии прозрачно намекнули, что-де у бизнесмена на самом деле два паспорта.
Таким же образом грузинское министерство поступило и с двумя другими предпринимателями – Михаилом Хубутия и Бадри Меладзе. Когда же Ебралидзе публично открестился от двусмысленных намёков грузинского МИДа и официально обратился к действующим властям с ходатайством о предоставлении грузинского гражданства (перед этим возглавив Всемирный конгресс народов Грузии), ему отказали, не указывая причин.
Но такое отношение к своим гражданам, неоднозначно настроенным по отношению к действующим властям, характерно не только для Грузии. Аналогично поступают и в Узбекистане. Когда российского миллиардера узбекского происхождения Искандера Махмудова заподозрили в пособничестве местной оппозиции, в ташкентской прессе появилось немало недвусмысленных намёков: мол, не стоит ли оставить предпринимателю какой-то один паспорт из двух якобы имеющихся у него. Но как только политическое непонимание было урегулировано – не важно, каким способом, – про вероятное двойное гражданство бизнесмена, чьё состояние оценивается в 9,9 млрд долларов, больше не вспоминали.
Выходит, что разграничение на российских и прочих миллиардеров из списков Forbes – весьма и весьма условное. До поры до времени российскими считались израильские миллиардеры Владимир Гусинский и Леонид Невзлин. Время от времени в молдавской прессе неистово спорят, кем считать мультимиллионера Владимира Балаескула – российским или молдавским предпринимателем. А значит, говорить о 101 российском миллиардере можно лишь весьма и весьма условно.
Правда, список «русских миллиардеров» может при этом как уменьшиться, так и наоборот. Дело в том, что, скажем, в Прибалтике найдётся немало этнических русских, обладающих огромными состояниями, но считающихся гражданами Эстонии, Латвии и Литвы. При этом вопрос наличия у них вторых паспортов тактично обходят стороной. А когда подобные вопросы ставят ребром, возникают скандальные ситуации.
Валерий Каргин, основатель латвийского Парекс-банка и бессменный спонсор фестиваля песни в Юрмале, считается едва ли не самым богатым предпринимателем в Латвии. Каким образом бывший заведующий отделом культуры рижского горкома комсомола Каргин стал обладателем латвийского паспорта, сказать сложно. Но уже в новые времена банкира Каргина государство этого самого паспорта в одночасье лишило. Мол, получен он был не вполне законным образом. И ранее аполитичный Каргин пригрозил стать спонсором пророссийской организации «За права человека в единой Латвии» (ЗаПЧел). Гражданство ему тут же вернули с формулировкой «за особые заслуги перед Латвией».
Разные слухи ходят в Эстонии о гражданстве предпринимателей русского происхождения Анатолия и Аллы Канаевых, специализирующихся на транзите российских нефтепродуктов, и их партнёра Александра Денисова. В обладании российским паспортом в разное время подозревали бывшего директора рязанского нефтеперерабатывающего завода Владимира Осовалюка и бывшего руководителя «Нефтехимэкспорта», функционировавшего при Министерстве нефтяной и газовой промышленности СССР Игоря Лепетухина – сегодня оба бизнесмена входят в «топ» эстонских предпринимателей.
Кстати, почти безвыездно живущий в Эстонии Лепетухин является официальным представителем в России голландского нефтехимического концерна «Роял Вопак», и на этом основании некоторые эстонские СМИ называют его «голландским миллионером». Вот как переплетены гражданства и национальные принадлежности богатых людей – такие узлы с кондачка не распутать.
Да и нужно ли распутывать? Известный миллиардер Джордж Сорос считает, что в современном мире национальная принадлежность представителей мировой финансовой элиты – вещь весьма условная и «не имеющая принципиального значения». В известном смысле Сороса тоже сложно идентифицировать как «американского бизнесмена».
По национальности он еврей, родился в Венгрии, поэтому часто своей родиной называет именно эту страну и оказывает помощь различным венгерским культурным и неправительственным организациям. Несколько лет Сорос считался гражданином Британской империи, и лишь 35 лет от роду он получил американский паспорт. Кстати, и сейчас у Сороса помимо американского есть как минимум ещё одно гражданство – несуществующей республики Ичкерия. Его подарил миллиардеру «эмир» Доку Умаров – сложно отказаться от столь щедрого дара. Так что национальная принадлежность самых богатых людей мира – действительно всего лишь малозначимая условность.
Автор: Георгий Филин, ВЕРСИЯ
Tweet