БАНК HAPOALIM “ИГРАЛ РОЛЬ ПРАЧЕЧНОЙ”

В минувшее воскресенье в тель-авивском отделении израильского банка Hapoalim № 535 были арестованы сразу 22 служащих. Все они подозреваются в осуществлении операций по отмыванию денег, которые, по данным полиции, проводились нечистыми на руку клиентами Hapoalim. Таких клиентов насчитывается порядка 200 человек, причем в их числе называют имена медиамагната Владимира Гусинского и владельца контрольного пакета акций группы “МЕНАТЕП” Леонида Невзлина.“Речь идет об отмывании сотен миллионов долларов”

В воскресенье в отделение № 535 крупнейшего израильского банка Hapoalim, находящееся на одной из главных улиц Тель-Авива, Ха-Яркон, нагрянули сотрудники полиции, которые задержали 22 работника банка, провели обыск и изъятие документации. Счета банка на сумму около 372 млн. долларов США были заморожены. Спустя несколько часов стало известно, что 13 из 22 банковских служащих арестованы по подозрению в махинациях. Из официального заявления представителя полиции Гила Клеймана следовало, что все они подозреваются в совершении 80 незаконных финансовых операций. «Речь идет об отмывании денег на уровне сотен миллионов долларов, – сообщил Клейман в интервью The Wall Street Journal. – Они помогали клиентам переводить крупные суммы из-за рубежа и, вопреки закону, не сообщали об этих трансакциях в соответствующие органы». В отделении № 535 в основном обслуживались иностранные граждане, клиенты с двойным гражданством, а также выходцы из бывшего СССР. Так, в списке подозреваемых в отмывании денег через Hapoalim клиентов значатся бизнесмены Владимир Гусинский (на его имя в банке открыто 180 счетов на общую сумму в 376 млн. долларов США), Леонид Невзлин и Аркадий Гайдамак. Всего же черный список насчитывает около 200 человек. Полиция планирует допросить по меньшей мере 45 из них.

“Прачечная” для иммигрантов

В отношении этих 45 клиентов Hapoalim, как утверждает бригадный генерал полиции Амихай Шай, «есть серьезные подозрения в правонарушениях». Основой для этих подозрений стала информация, которую получил агент полиции, внедренный в банк и работавший под прикрытием. Помимо сотрудников банка и клиентов отделения под подозрением оказалась и трастовая компания Bank Hapoalim Trust Co. Она, по сведениям израильской службы противодействия отмыванию денег (так в переводе звучит название финансовой разведки Israel Money Laundering Prohibition Authority – IMPA, созданной в 2000 году для контроля за соблюдением израильского закона об отмывании денег), также участвовала в махинациях. «Банк и трастовая компания играли роль “прачечной” для клиентов банка», – с уверенностью заявляет Гил Клейман. Как удалось выяснить сотрудникам IMPA, на протяжении длительного времени сотрудники Hapoalim принимали от клиентов переводы крупных денежных средств сомнительного происхождения из-за рубежа. Спустя несколько минут эти же деньги, отмытые через легальный счет банка, входящего в число 200 крупнейших кредитных организаций мира, перебрасывались в другую страну, преимущественно – в отделения Hapoalim в странах Западной Европы. Косвенным подтверждением того, насколько серьезно отрабатывается данная версия, стал арест директора филиала Hapoalim во Франции Карен Лалум. Второй схемой предполагаемого отмывания было кредитование. Клиенты брали сумму в кредит в отделении Hapoalim Hayarkon и выводили деньги из Израиля. После этого они рассчитывались с банком средствами, поступившими с другого счета и из другой страны, то есть «первоначальными грязными деньгами». Во всяком случае, на подобных схемах настаивает старший инспектор Банка Израиля Йоав Леман.

Презумпция виновности

Первые подозрения IMPA были вызваны очевидным нарушением израильского закона об отмывании денег, действующего в стране со 2 августа 2000 года. Согласно последним поправкам к этому закону, принятым в 2003 году, минимальной суммой, об операциях с которой следует подавать отчет в IMPA, является сумма от 10,5 тыс. долларов США. Минимальной суммой, начиная с которой следует предъявлять обосновывающую документацию (отчет о том, каким образом она была получена и от кого), считаются 2,1 тыс. долларов США. В случае с Hapoalim сотрудники банка умалчивали о проведении трансакций и не требовали от клиентов предоставления «обосновывающей документации». Это и дало IMPA повод полагать, что поступающие в банк из-за рубежа и далее за рубеж средства заработаны нелегальным путем. Кроме того, по подозрениям IMPA, один из клиентов банка – Аркадий Гайдамак – является одним из крупнейших подпольных поставщиков оружия в Анголу. Впрочем, этот факт сотрудникам израильской полиции только предстоит доказать, как и то, что средства других подозреваемых были заработаны незаконным путем.

«Гусинский готов сотрудничать с властями»

Как заявил в интервью газете The Jerusalem Post Арнон Перлман, представитель одного из подозреваемых, Владимира Гусинского, «Гусинский не совершал ничего противозаконного». По словам Перлмана, «весь бизнес Гусинского в Израиле и во всем мире абсолютно прозрачен и осуществляется в полном соответствии с законами Израиля и международным правом». Кроме того, Перлман подчеркнул, что «господин Гусинский готов сотрудничать с властями, если к нему обратятся с такой просьбой». Перлману вторит и информационный источник, близкий к Леониду Невзлину, заявивший ГАЗЕТЕ: “Из официальных лиц с нами по этому вопросу никто не связывался. Банковский счет работает в обычном режиме. Мы готовы ответить на любые вопросы, поскольку всегда использовали чистые и ясные источники средств”. В то же время представители израильского МИДа решительно опровергли слухи о том, что посол Израиля в Великобритании Цви Хейфец имеет отношение «к махинациям». Ранее Хейфец представлял интересы Гусинского как владельца 27% акций израильского медиаконцерна Maariv, поэтому также оказался в поле зрения IMPA.

«Мне посоветовали сохранить это в тайне»

Во вторник один из председателей совета директоров банка Hapoalim Цви Цив выступил с опровержением распространяемой в СМИ информации об убытках банка. По словам Цива, «банк работает нормально, поскольку ни хищений, ни утечки средств не происходило». То, что часть банковских средств заморожена, по утверждению Цива, не повлияло на работу Hapoalim. Более того, председатель рассказал корреспондентам The Jerusalem Post, что он заранее знал о расследовании и оперативных мероприятиях, которые проводились полицией на протяжении двух последних месяцев. Дело в том, что, когда Цив получил отчеты о нарушениях, происходивших в филиале 535, он сам обратился в полицию. «В полиции, – откровенничает Цив, – мне посоветовали сохранить это в тайне, в том числе и от акционеров и руководства банка». Кроме того, Цива предупредили о том, что проведение собственного внутреннего банковского расследования может привести «к нежелательным последствиям». Что касается нежелательных последствий для самого банка, то ими, судя по всему, станет ухудшение репутации Hapoalim за рубежом – особенно в свете проводимой во всех странах Запада кампании по борьбе с отмыванием незаконных средств в рамках антитеррористических мероприятий.

Григорий Лернер, наш человек в Израиле

Единственным до сих пор крупным бизнесменом – выходцем из России, который был осужден в Израиле, является Григорий Лернер. В 1990 году он получил израильское гражданство и взял имя Цви Бен-Ари. В 1994 году Лернер организовал Первую российско-израильскую финансовую компанию, по подозрению в обмане вкладчиков которой 12 мая 1997 года был арестован в аэропорту Бен-Гурион. Кроме того, Лернера обвиняли в махинациях на сумму более 100 млн. долларов США, причастности к убийству руководителя Мосстройбанка Михаила Журавлева, покушении на зампредседателя Промстройбанка Станислава Дегтярева и попытке подкупа израильских политиков. Правда, основная часть обвинений рассыпалась, еще не дойдя до суда. 1 мая 1998 года Цви Бен-Ари был приговорен к шести годам тюрьмы и штрафу в почти полтора миллиона долларов. За отказ платить израильский суд добавил ему еще два года. 20 февраля 2003 года Лернер был условно-досрочно освобожден.

К сказанному остается добавить, что первые свои судимости Лернер заработал еще на исторической родине. В 1982 году за организацию на коммерческой основе нескольких студенческих стройотрядов (с формулировкой “за особо крупные хищения”) ему дали 11 лет лагерей. После еще двух судов Лернеру скостили срок до 5 лет, а затем перевели на “химию”, откуда он вышел условно-досрочно. В 1990 году Лернер был объявлен в международный розыск по обвинению в невозврате кредита Жилсоцбанку, арестован в Швейцарии, экстрадирован в Россию и в 1994 году амнистирован.

Что осталось у Владимира Гусинского

В настоящее время Гусинскому принадлежит 27% акций второго по величине израильского медиаконцерна “Маарив”, приобретенных им в 1999 году, а также запрещенный в России канал RTVI (Russian Television International) – один из четырех русскоязычных каналов, вещающих в Израиле. RTVI создан Гусинским в 2001 году после потери контроля над НТВ. Кроме того, бывшему российскому медиамагнату принадлежит несколько израильских рекламных компаний, связанных с телевидением. В 2003 году Гусинский стал совладельцем нового на тот момент израильского новостного телеканала “Исраэль хадашот”.

Гусинский также владеет торговым центром в Хайфе и четырехкомнатной квартирой на морском побережье Израиля.

Ему принадлежит вилла в Испании стоимостью в 100 млн. долларов поблизости от Марбельи, а также 50 гектаров земли в районе деревни Сота-Гранда, расположенной неподалеку от Гибралтара, приобретенных за 12 млн. долларов. В России Гусинский бизнес не ведет. Здесь ему принадлежит лишь коттедж в элитном комплексе “Птица” (поселок Чигасово, 27-й км Рублево-Успенского шоссе).

Газета

You may also like...