Как китайский вирус выявляет “больные места” украинской власти

Как китайский вирус выявляет "больные места" украинской власти

Экзаменом для общества назвал президент Зеленский историю с возвращением украинских граждан из охваченного эпидемией китайского Уханя. Но умолчал о том, что не менее важный экзамен перед лицом угрозы смертоносной эпидемии сегодня сдает и отечественная власть. Судя по первым ответам экзаменуемой на возникшие вызовы, в ее зачетке может появиться жирный “неуд”.

Ниже среднего — таков уровень готовности нашей страны к борьбе с эпидемиями опасных инфекционных болезней, пишет ZN.UA. Это оценка составителей рейтинга Global Health Security Index, поместивших Украину на 94-е место в списке 195 стран мира. Не очень вдохновляющий, но и не самый плохой показатель, согласитесь. Правда, зафиксирован он был в прошлом году, когда на эпидемиологических фронтах мира царило относительное спокойствие. Но к концу 2019-го в Китае вспыхнула эпидемия неведомого до сих пор человечеству вируса, и все страны начали приводить свои противоэпидемические институты в повышенную боевую готовность. То, как повела себя при этом власть в Украине, дает повод для прогноза: в 2020-м наша страна переместится из середины рейтинга в его конец.

Или пан, или пандемия

Эвакуация украинцев из Китая

Первые тревожные сообщения из китайской провинции Хубэй начали поступать еще в декабре минувшего года. Предметом обсуждения на Банковой они стали только в десятых числах января, когда эпидемия коронавируса в Китае уже была в полном разгаре, и ею всерьез озаботилась Всемирная организация здравоохранения. В украинских верхах по этому поводу изначально сформировались две позиции. Первая сводилась к тому, что волноваться не стоит, поскольку Украины эта зараза не коснется, как практически не коснулись в свое время свиной грипп и атипичная пневмония — SARS. Вторая позиция заключалась в стремлении разобраться в ситуации и приступить к принятию действенных мер. Тем более что очень скоро выяснились настораживающие обстоятельства.

Если источник вируса SARS-CoV был очень быстро установлен — ученые оперативно выяснили, от какого животного он был передан человеку и когда это произошло, то источник нового коронавируса до сих пор не найден. Вначале была выдвинута версия, что новый коронавирус попал к человеку от летучих мышей. Затем виновником эпидемии назвали панголина — единственное в мире чешуйчатое млекопитающее, которое ценится в Азии за мясо и лечебные свойства. Но позже выяснилось, что панголин лишь транзитер, передавший вирус человеку, а от кого он его получил, до сих пор неизвестно.

К тому же, в отличие от вируса SARS-CoV, который не передавался в инкубационном периоде, вирус 2019-nCoV может переносить человек, у которого еще не появились симптомы заболевания. А значит, остановить распространение инфекции, изолируя только тех, у кого выявлены температура, насморк и кашель, невозможно. Поскольку заразными могут быть с виду абсолютно здоровые люди. Эти особенности нового коронавируса и стали причиной столь быстрого и масштабного разрастания эпидемии.

Все эти сведения стали аргументом для аппарата Совета национальной безопасности и обороны Украины, чтобы созвать оперативную группу для мониторинга и анализа ситуации с распространением нового коронавируса. Произошло это 20 января. А после нескольких дней работы оперативной группы с применением компьютерной программы искусственного интеллекта был сделан прогноз о высоком риске появления в Украине случаев заболевания, вызванного коронавирусом. После этого СНБО создал штаб, привлек в него все органы центральной власти, которые должны быть задействованы в противостоянии вероятной эпидемии, и начал активную деятельность.

Неисполнительность исполнителей

В двадцатых числах января штаб СНБО сформулировал перечень рекомендаций для Кабинета министров. Прежде всего, считали в СНБО, правительство должно разработать Национальный план противоэпидемических мероприятий и принять распоряжение “О мерах по предупреждению занесения и распространения на территории Украины острого респираторного заболевания, вызванного коронавирусом 2019-nCoV”. 3 февраля Кабмин утвердил проект (подчеркиваем, лишь проект) Нацплана и принял указанное распоряжение. Изучавшие его специалисты, обладающие опытом проведения противоэпидемических мероприятий, пришли к выводу: документ неплох в декларативной части, но практически не содержит механизма выполнения изложенных в нем намерений.

Также СНБО рекомендовал правительству срочно наложить запрет на экспорт и реэкспорт всех средств индивидуальной защиты — респираторов, масок, костюмов, перчаток, защитных очков. Однако до момента принятия Кабмином такого решения значительная часть этих средств, по сведениям таможенной службы, успела покинуть территорию Украины.

Вообще нужно отметить, что в украинском правительстве так и не смогли осознать всю серьезность угрозы эпидемии. Одним из доказательств чего служит тот факт, что в решении КМУ о запрете экспорта защитных средств в графе “срок выполнения” стоит не конкретная дата, а просто — февраль. А за принятием этого решения последовало не его выполнение, а длительная переписка между Министерством здравоохранения и Министерством развития экономики, торговли и сельского хозяйства о целесообразности запрета, так пока ничем и не закончившаяся. Как говорят эксперты, с которыми общалось ZN.UA, смысла в этом запрете уже нет. Поскольку все, что можно было вывезти, уже вывезли. Остается уповать на украинских производителей этого специфического товара, которые быстро восполнят образовавшийся дефицит.

Китайское предупреждение

Согласно прогнозам о том, как может развиваться ситуация с распространением нового коронавируса в Украине, первые случаи заболевания наиболее вероятны в Киеве, где учатся и работают граждане Китая, а также в Одессе, Харькове и Львове, на рынках которых они торгуют. СНБО указал на необходимость ограничить миграцию граждан из Поднебесной, предложив китайским студентам, обучающимся в украинских вузах, оставаться дома и организовав для них дистанционное обучение.

Также не приезжать в Украину попросили и тех граждан Китая, которые работают в нашей стране. Кроме того, были рекомендации прекратить авиасообщение с Китаем, но прямые авиарейсы осуществлялись до 4 февраля, то есть еще две недели. Въезд в Украину китайцев, как сообщил несколько дней назад госсекретарь отечественного Министерства иностранных дел Андрей Заяц, запрещать пока не планируют. Проигнорировал Кабмин и рекомендацию СНБО ввести скрининговое анкетирование всех граждан, прилетающих в Украину транзитными рейсами из Китая, на предмет их самочувствия и контактов с потенциальными носителями 2019-nCoV.

После новогодних каникул в Украину вернулись почти триста китайских студентов. При этом около десяти из них — непосредственно из Уханя. И несмотря на требования СНБО к правительству поставить этих людей на диспансерный учет, обеспечив наблюдение со стороны медиков, а также контроль за тем, чтобы они не посещали занятия, этого не произошло.

Да, в Украине, как заявляют Минздрав и его Центр общественного здоровья (ЦОЗ), не зафиксирован ни один случай заболевания новым коронавирусом. Но при этом надо понимать, что из 30 тест-систем для диагностирования 2019-nCoV, закупленных в Германии, не использована пока ни одна. Диагностирование происходит методом исключения: человека с подозрительными симптомами тестируют на грипп и в случае его выявления делают вывод, что вируса 2019-nCoV у него нет. Но был ряд случаев, когда грипп не подтвердился, а сотрудники Центра общественного здоровья так и не решились использовать тест-системы для диагностирования коронавируса. Почему? То ли берегут их как зеницу ока, то ли боятся наткнуться на страшную находку.

Для вирусов закон не писан

Министерство здравоохранения, Центр общественного здоровья Минздрава и комитет Верховной Рады по вопросам здоровья нации, медицинской помощи и медицинского страхования в течение всего этого времени пребывали в состоянии полного дзена. ЦОЗ, мониторящий эпидситуацию в стране, не устает утверждать, что причин для беспокойства нет, поскольку нет случаев заболевания, вызванных 2019-nCoV.

А с законодательным полем в сфере эпидемического благополучия в Украине — просто беда. С одной стороны, у нас есть закон об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения (принятый, кстати, еще в далеком 1994 году). Он предусматривает возможность временно ограничивать права людей и накладывать на них определенные обязательства, если того требует эпидемиологическая обстановка. Действует также закон о правовом режиме чрезвычайного положения, который предоставляет особые полномочия государственным органам и устанавливает возможные ограничения для граждан, в частности в случае карантина.

Но, с другой стороны, “карантин устанавливается и отменяется Кабинетом министров Украины… по представлению главного государственного санитарного врача Украины”, говорится в законе. А главного государственного санитарного врача Украины как такового физически не существует вот уже несколько лет. Его ликвидировали вместе со всей санитарно-эпидемиологической службой. Под благими намерениями борьбы с коррупцией. Исходя из такой логики, ликвидации подлежат практически все госорганы в стране. Но даже при лечении насморка гильотиной мы демонстрируем избирательный подход.

До основанья. А затем?

После ликвидации СЭС ее функции были перераспределены между Центром общественного здоровья и Государственной службой контроля по вопросам безопасности пищевых продуктов и защиты потребителей. Но в постановлении о создании последней указано, что она занимается всеми инфекциями, кроме тех, что касаются человека. Этой функцией не наделили никакую другую госструктуру. Более того, на местах остались противоэпизоотические комиссии, а противоэпидемические комиссии ликвидировали.

Было задекларировано, что Центр общественного здоровья — это аналог американского CDC (Центра по контролю и профилактике заболеваний — федерального агентства Министерства здравоохранения США) и способен также противостоять всем биологическим угрозам. Но, во-первых, ЦОЗ даже не является центральным органом исполнительной власти, — это всего лишь госучреждение, что не дает ему права обладать такими же полномочиями, как ликвидированная СЭС. А во-вторых, согласно положению о нем, ЦОЗ занимается только мониторингом эпидемиологической ситуации, осуществляя это через свои представительства в областях. Он фиксирует случаи заболеваний, собирает статистику о количестве заболевших и дает рекомендации по поводу того, что предпринять. Но поскольку это всего лишь рекомендации, их выполнение не обязательно и не подлежит контролю.

Кроме того, совершенно неясно, какие государственные органы и с помощью каких инструментов эти рекомендации должны выполнять. Сеть лабораторий, функционировавшая при санитарно-эпидемиологической службе, находится в периоде полураспада, а обязанность по их финансированию собираются возложить на органы местной власти. Эпидемиологическое расследование вспышек инфекционных заболеваний, согласно действующему законодательству, обязаны проводить центры первичной медико-санитарной помощи. То есть семейные врачи!

Но если понадобятся аналогичные действия в отношении вируса, поражающего людей, то для их совершения законных оснований нет.

В поисках выхода

11 февраля 2020 года под председательством секретаря СНБО Алексея Данилова состоялось межведомственное совещание, посвященное вопросу предотвращения угрозы эпидемии нового коронавируса. На нем было принято решение рекомендовать Минздраву в недельный срок разработать и внести предложения по возобновлению деятельности санитарно-эпидемиологической службы на территории Украины. А до тех пор, пока работа СЭС не будет возобновлена, было предложено возложить обязанности главного государственного санитарного врача Украины на министра здравоохранения.

Это позволило бы задействовать ранее упоминавшийся закон. В стране появился бы главный санврач вместе с инструментами принятия решений — в отношении локализации очага, сосредоточения всех сил и средств, мобилизации для противостояния угрозе возникновения эпидемии эпидемиологов и инфекционистов. При грамотном подходе таким образом можно было бы наладить четкую координацию всех органов власти и служб, ввести прозрачные алгоритмы действий в отношении инфицированных и оперативной изоляции больных в специализированные стационары. Конечно, к этому нужно было бы еще добавить обеспечение этих стационаров соответствующей аппаратурой, медпрепаратами и средствами индивидуальной защиты для персонала. Но главное, в стране появился бы орган во главе с человеком, который был бы наделен правом принудительной госпитализации, чтобы не случилось так, как с корью, когда она расползлась по Западной Украине, и ее невозможно было остановить.

Но, во-первых, и на этот раз речь идет лишь о рекомендациях, которые традиционно никто не торопится выполнять. А во-вторых, нынешний министр здравоохранения Зоряна Скалецкая — не врач. Более того, депрофессионализация отечественных органов власти зашла столь далеко, что ни одного врача нет во всем руководстве Минздрава. К тому же против этой идеи выступил глава парламентского комитета по вопросам здоровья Михаил Радуцкий. Главный стратег по вопросам здравоохранения в команде президента Зеленского. Тоже, кстати, не врач.

Стоит ли тогда удивляться той институциональной несостоятельности, которая проявилась в действиях Минздрава и других органов власти в ходе эвакуации из Уханя украинцев? Украина оказалась последним государством, которое вывезло из зоны эпидемии своих граждан. И весь мир наблюдал за нашим национальным позором. Но мало кому известно, что Минздрав планировал доставить уханьских украинцев домой еще 11 февраля и прямо из Борисполя отпустить их по домам. И только вмешательство авторитетных специалистов в сфере вирусологии и эпидемиологии сорвало этот план. Иначе мир и вовсе стал бы шарахаться от украинцев, как от чумных.

Специалисты, кстати, позитивно оценивают идею этого законопроекта, в основу которого положена модель американского CDC. Но, во-первых, по их мнению, эта модель очень дорогая для Украины (по приблизительным оценкам, она будет обходиться в 600–700 миллионов долларов в год), а во-вторых, для того чтобы она начала действовать, потребуется года полтора. И это с учетом того, что сам закон утвердят не раньше лета. Словом, история долгая. А эпидемиологическая ситуация в стране и во всем мире требует безотлагательных мер уже сейчас.

Островки оптимизма

Что способно еще хоть как-то поддерживать оптимизм в отношении происходящего, так это украинская наука и ее конкретные представители. На фоне бездеятельности и равнодушия органов власти они оказались самыми ответственными и инициативными. Китайцы, понимая опасность нового вируса, очень быстро расшифровали его геном, сделав его доступным для всего мира, и разослали расшифровку всем странам. Наши ученые проявили инициативу и пришли в СНБО, заявив о готовности разработать максимально специфическую диагностическую систему для выявления вируса 2019-nCoV.

В итоге тест-системы были разработаны одновременно в двух научных учреждениях: в лаборатории эпигенетики “Диаген” Института геронтологии НАНУ и в Институте молекулярной биологии и генетики НАНУ. Пока их может хватить для диагностирования нескольких сотен человек, но их количество с каждым днем увеличивается.

Важное обстоятельство заключается в том, что стоимость диагностических систем отечественного производства гораздо меньше стоимости импортных. Если цена каждой из 30 тест-систем, приобретенных Центром общественного здоровья в Германии, составляет 42 720 гривен (плюс 1424 гривни на реагенты и анализ), то одна тест-система украинской лаборатории “Диаген” обойдется бюджету в 5000 гривен (плюс 100 гривен — стоимость тестирования одного пациента).

Секретарь СНБО Алексей Данилов прибыл в субботу, 22 февраля, в Новые Санжары вместе с двумя вирусологами. Они взяли у всех находящихся в обсервации людей образцы биологического материала (смыв из глотки и мазок из носа) и доставили их в вирусологическую референс-лабораторию Центра общественного здоровья для тестирования. Там их проверят с помощью отечественных тест-систем.

Почему прибывших в Украину из Уханя граждан не продиагностировали в тот же день, когда они приехали, и даже не удосужились сделать им общий анализ крови и флюорографию, понять трудно. Как и то, что Минздрав до последнего не хотел применять диагностические системы украинских ученых. Остается только предполагать, что кто-то просто не заинтересован в том, чтобы массово запускать их в дело. Может, потому что это ломает перспективы заработка на закупках тест-систем за рубежом? Есть еще одно важное обстоятельство. Поскольку вирус 2019-nCoV очень быстро мутирует, “мутациям” нужно подвергать и тест-системы для его диагностики. Поэтому применять отечественные диагностические системы нужно как можно быстрее, чтобы ученые смогли оперативно их дорабатывать.

Да, его пока не видно, и, действительно, велик соблазн спрятать голову в песок, убеждая себя и всех вокруг, что нас пронесет и на этот раз. Но, может, все-таки лучше посмотреть правде в лицо? Новый китайский коронавирус — еще одно доказательство того, о чем давно говорят ученые: в мире происходит эволюция не только человека, но и всего остального живого на планете, в том числе и вирусов. Лишь за время жизни одного поколения человечества зафиксировано появление 40 новых инфекций. То есть возникновение 2019-nCoV — не единичный случай, а результат закономерного процесса. Тем более что над созданием новых вирусов работает не только природа.

Среди представителей авторитетных медицинских кругов и даже в ВОЗ немало тех, кто считает новый коронавирус боевым, возникшим в результате целенаправленных лабораторных исследований. Многие обращают внимание на то, что его жертвами становятся преимущественно мужчины-представители монголоидной расы в возрасте старше 65 лет. На этом базировалась гипотеза о рукотворности 2019-nCoV.

Правда, последние новости из Италии, где выявлены несколько заразившихся им человек, двое из которых умерли, опровергает эту гипотезу. Другой вопрос: итальянских граждан поразил тот вирус, что был изначально, или уже мутировавший? Все этоозначает, что мы вступаем в эру обострения биологических угроз. Нам нужно осознать это и приготовиться к эффективному реагированию на подобные риски, а то и к борьбе с серьезными эпидемиологическими вызовами.

Автор: Ольга Дмитричева; ZN.UA

You may also like...