Держи обман шире
Один из новогодних хитов аукциона eBay – товары с символикой Madoff Securities, например, майка со слоганом «Верь мне». Ирония в том, что, пользуясь доверием своих клиентов, основатель компании американец Бернард Мэдофф построил крупнейшую в истории финансовую пирамиду – ее вкладчики потеряли в декабре около $50 млрд. Компанию по крайней мере восемь раз проверяли инспекторы, а Мэдофф дважды лично давал объяснения чиновникам. Но пирамида распалась только после того, как на финансиста донесли его дети.
До декабря Мэдофф считался респектабельным бизнесменом – одно время он даже возглавлял совет директоров NASDAQ, второй по величине фондовой биржи в США. Но в начале декабря он обнаружил, что не может расплатиться со своими вкладчиками. Тогда Мэдофф занял у друзей около $600 млн под «честное слово», но и это не помогло. 10 декабря он признался своим сыновьям, что компания Madoff Securities, в которой они тоже работали, обычная финансовая пирамида. Уже на следующий день Мэдофф был арестован.
Сейчас в компании введено внешнее управление, и кредиторы пытаются вернуть часть из $50 млрд долгов компании за счет продажи имущества. Сам Мэдофф дожидается решения суда, который может освободить его под залог в $10 млн. Прокурор считает, что его выпускать нельзя. На прошлой неделе выяснилось, что Мэдофф нарушил решение суда и, несмотря на арест имущества, разослал родственникам драгоценности на $1 млн. В любом случае ему грозит солидный срок. Организаторам финансовых пирамид дают в США до 20 лет тюремного заключения. Для Мэдоффа это будет пожизненный срок: ему уже исполнилось 70.
Больше всего пострадали профессиональные инвесторы. Они потеряли десятки и сотни миллионов. Их привлекала удивительная стабильность, с которой с начала 90-х годов Madoff Securities, независимо от того, рос фондовый рынок или падал, выплачивала своим клиентам 12–20% годовых в долларах. Это намного выше, чем любые банковские ставки в США, – примерно как если бы российскому вкладчику предложили разместить рубли в «надежном банке» под 50% годовых. Но только сейчас всем стало очевидно, что Madoff Securities должна была вызвать подозрения у инвесторов по самым разным причинам.
АФЕРИСТ-КУРОРТНИК
Менеджер одного из хедж-фондов в беседе с Newsweek никак не мог понять, почему Мэдоффа не поймали за руку. «Ведь Мэдофф не брал никаких комиссионных! – почти вопил он. – На Уолл-стрит никто – от чистильщиков обуви до руководства инвестиционных банков – ничего не делает без комиссионных». Мэдофф не брал ничего, но это не насторожило его клиентов.
Многие из состоятельных людей, которых взял в оборот Мэдофф, не следовали даже самым очевидным правилам. Управляющие чужими капиталами выдавали себя за бережливых профессионалов, а сами, как выяснилось, вкладывали эти деньги в ненадежные инструменты. Они не утруждали себя выяснениями, откуда берутся стабильные доходы Мэдоффа, и не требовали отчетов, заверенных уважаемой аудиторской компанией. Им это было просто не нужно. Ведь, в конце концов, многие из этих финансистов лично знали Мэдоффа и играли с ним в гольф в закрытом клубе в Палм-Бич – роскошном курорте во Флориде.
Палм-Бич – основное место действия аферы Мэдоффа. Ему принадлежал огромный дом на севере города, а кроме того, он был завсегдатаем эксклюзивного Palm Beach Country Club. Мэдофф умело эксплуатировал уникальную клубную культуру флоридского курорта, и это помогло ему обмануть огромное количество богачей.
На Палм-Бич важно не только то, чем ты владеешь, но и то, с кем общаешься. Нужно жертвовать в правильные благотворительные фонды, быть членом правильного клуба, а потом – избранного круга внутри клуба. Как сам курорт Палм-Бич, фонд Мэдоффа был открыт не для всех. Туда нельзя было попасть без связей – Madoff Securities отказывала большинству клиентов с улицы.
Европейские промышленники, южноафриканские и американские бизнесмены считали, что доверить Мэдоффу свои деньги – все равно что получить пропуск в элитарный клуб. Они знали, что деньги и статус знакомого Мэдоффа дают им доступ к эксклюзивным услугам: клубным местам на важных спортивных мероприятиях, приглашениям на государственные приемы. 11 декабря они потеряли почти все свои сбережения.
ПОЛОЖИТЕ ОБРАТНО
Тем счастливчикам, которые урвали свой кусок и успели выйти из игры до того, как Madoff Securities рухнула, возможно, не так повезло, как они думают. Источники, близкие к делу Мэдоффа, ссылаются на результаты недавнего судебного процесса по похожему делу. Они говорят, что инвесторам, вышедшим из пирамиды, вероятно, придется вернуть свои вклады в компанию и потерять все – как и тем, кто остался с Мэдоффом до конца.
Скорее всего, его дело будет рассматривать Манхэттенский федеральный суд по банкротствам. Этот же суд занимается делом Bayou Group – еще одной пирамиды, правда поменьше: вкладчики потеряли «всего» $0,5 млрд. Эта история была на первых полосах прошлым летом, когда вдохновитель аферы Сэм Израэль пропал без вести. Его машину нашли под Нью-Йорком, на капоте было нацарапано: «Самоубийство – это не больно». Полиция заподозрила инсценировку, так и оказалось: несколько недель спустя Израэль сдался властям и был осужден на 20 лет тюрьмы.
Так вот, в октябре прошлого года судья постановил, что инвесторы Bayou Group должны вернуть всю прибыль вместе с первоначальным взносом. Это касалось только тех вкладчиков, которые забрали деньги в течение последних двух лет, заподозрив неладное. Следствие решило, что они были в курсе того, что инвестировали в финансовую пирамиду, и сознательно наживались на своих наивных коллегах.
Например, такое решение принято в отношении фонда высшей школы Christian Brothers в Мемфисе: вернуть и взнос, и доход, полученный от Bayou. Фонд заранее забрал свои деньги из пирамиды по рекомендации финансовых советников. Юрист фонда Митчелл Банас называет решение суда «крайне несправедливым». Эти средства вместе со взносами и прибылями других удачливых инвесторов поступят в общий котел, из которого всем участникам пирамиды на общих основаниях будут возвращать деньги. По оценкам юристов, жертвы Bayou в итоге получат обратно не более 15–20 центов с каждого вложенного доллара. Вероятно, то же самое ждет и пострадавших от аферы Мэдоффа.
БОЛЬШАЯ ЧИСТКА
Восемь лет назад банк Credit Suisse настоятельно рекомендовал своим клиентам отозвать все средства из пирамиды Мэдоффа. Чуть ранее один из топ-менеджеров банка Освальд Грюбель встречался с Бернардом Мэдоффом в Нью-Йорке, и тот не смог объяснить европейскому финансисту, как именно Madoff Securities зарабатывает по 12% в год для своих клиентов. Вряд ли кто-то в банке мог игнорировать мнение Грюбеля или заподозрить его в непрофессионализме. Тем не менее Credit Suisse стал одним из крупнейших потерпевших в деле Мэдоффа – вместе со своими клиентами банк потерял чуть меньше $1 млрд, лишь немного недотянув до топ-10 потерпевших.
Парадокс объясняется просто: жадность банковских менеджеров побеждает и разум, и деловую этику, и даже служебную субординацию. Рекомендация избегать Madoff Securities восемь лет назад разозлила многих менеджеров банка. «Я слышал, что некоторые банки, европейские и американские управляющие активно инвестировали в компанию Мэдоффа средства из своих фондов и портфелей клиентов, а Мэдофф тайно платил им за это комиссию», – говорит Бартон Биггс, партнер хедж-фондаTraxisPartners. «Это секрет Полишинеля, – откровенничает с агентством Bloomberg Бернард Баухофер, основатель консалтинговой компании Sparring Partners GmbH. – Банки получают комиссии за такие инвестиции в фонды, а швейцарские банки в особенности зависимы от такого источника доходов». Проще говоря, банки наживаются на откатах, инвестируя деньги клиентов туда, где больше откатят.
При этом ни банкиры, ни консультанты не проверяли отчетность и бухгалтерские документы Мэдоффа (их просто-напросто не существовало) и никогда не интересовались его инвестиционной стратегией. Потому что ее тоже не было. Сам Мэдофф объяснял клиентам, что ведет крайне сложную тактическую игру на бирже. «Если такая идеальная тактика и существует, она не может работать десятки лет без единого сбоя», – говорит Биггс из Traxis Partners.
Скоро суд накажет банки и управляющие компании, вложившие деньги своих клиентов в пирамиду Мэдоффа. Как минимум с них стребуют комиссионные, полученные за несуществующую прибыль. «Поразительная афера Бернарда Мэдоффа станет тяжелым потрясением для большого числа хеджевых фондов и управляющих компаний, заманивших своих богатых клиентов в финансовую пирамиду, – убежден Биггс. – Она может серьезно повредить репутации всех, кто так или иначе участвует в управлении капиталом».
Падение Enron и WorldCom в 2002 году вызвало кризис доверия к аудиторским компаниям, «не заметившим» миллиардные приписки в отчетностях этих корпораций. Аудиторам пришлось провести серьезные реформы, и число аудиторов заметно сократилось. Теперь чистка ждет компании, занятые в сфере управления капиталом: иначе им будет сложно успокоить клиентов и доказать им, что они не несут деньги в новую пирамиду.
Дэниел Гросс, Марк Хоузенболл, Игорь Иванов, «Русский Newsweek»
Tweet