За смерть человека доктор наказан… исправительным сроком на прежней работе
В Украине врачей не судят — по пальцам можно пересчитать случаи, когда до нерадивых эскулапов дотягивалась рука Фемиды. И вовсе не потому, что люди в белых халатах работают безупречно — практически в каждой семье есть пострадавшие от неправильного лечения. И даже если горе-врач предстанет перед судом, еще не факт, что накажут его по заслугам… Хирург ракитнянской больницы Иван Смольницкий, угробивший пациента, отделался, можно сказать, легким испугом… В больницах все прикрывают друг друга. Но выход есть!
В мае 2007 г. жителя Ракитного Киевской области Владимира Дударца «скорая» доставила в районную больницу – мужчина три дня мучился от боли в животе. Смольницкий, дежуривший в тот день, без всяких анализов, просто полистав карточку больного, сразу же поставил диагноз: «рак».
«Все равно он умрет»
Действительно, за четыре года до того Владимиру вырезали злокачественную опухоль желудка, и рак отступил. Врач же, по-видимому, решил, что нет смысла утруждаться, ведь раковому больному ничем помочь нельзя.
— Доктор написал список лекарств, которые нужно купить, и сказал, что анализы и рентген мужу сделают утром, — говорит жена Владимира Вера Дударец. – Было около 23 часов, и он заявил нам с сыном, что не стоит в такое время беспокоить других докторов. Вечером муж еще ходил и разговаривал, а утром, когда мы приехали в больницу, нам сообщили: он умер через 5 часов после нашего ухода…
Вера Николаевна обратилась в районную прокуратуру. Было произведено вскрытие, которое показало: Владимир Дударец скончался из-за перитонита (разрыв тонкого кишечника), а вовсе не от рака. Эксперты утверждают: если бы мужчине своевременно оказали помощь, он бы остался в живых.
— У покойного была III клиническая группа рака, это значит, он вылечился, — сообщил «Новой» Николай Михальченко, прокурор Ракитнянского района. — А Смольницкий поставил ему I клиническую группу — последнюю стадию, неизлечимую. Экспертиза Киевского областного бюро судебно-медицинских экспертиз сделала вывод: действия хирурга и смерть больного были в причинной связи.
Однако сам Иван Смольницкий, к которому «Новая» обратилась за комментариями, считает, что в смерти Владимира его вины нет. По словам врача, правильный диагноз поставить было невозможно, так как клиника рака и клиника перитонита одинаковые.
— Пациента привезли в больницу поздно, он был уже при смерти, — возмущается хирург. — Ему никакое лечение не помогло бы. А когда человек умирает, какое уж тут УЗИ? Была ночь, все врачи спали. Зачем их вызывать к умирающему человеку? У меня 24 года стажа. Это первый случай в моей практике, чтобы на меня пожаловались.
Врач наказан. Немножко
Против Смольницкого было возбуждено уголовное дело по обвинению в ненадлежащем выполнении своих профессиональных обязанностей, небрежности, спровоцировавшей смерть человека. Суд два месяца назад вынес приговор: врач виновен. В нашей стране это редкий случай.
— Это дело было крайне сложно расследовать, требовалось много экспертиз, выводов специалистов, — говорит Николай Михальченко. — По факту смерти Владимира Дударца экспертизу проводили несколько раз, приходилось вызывать специалистов из Киева — судебно-медицинских экспертов, кандидатов медицинских наук.
В конце концов суд первой инстанции вынес решение: лишить обвиняемого права занимать должности, связанные с медицинской практикой, на протяжении 5 лет. Кроме того, Смольницкого обязали выплатить семье покойного компенсацию за моральный и материальный ущерб — около 14 тыс грн (из них 4 тыс — расходы на похороны. — Авт.).
Однако доктор решил, что с ним обошлись слишком жестко, и подал апелляцию. 13 мая вышло постановление суда о смягчении наказания, согласно которому ему дали полтора года условно в виде исправительных работ на рабочем месте с отчислением из зарплаты 20 %. Выплату же морального ущерба оставили в силе. Хотя Татьяна Дударец призналась: чтобы собрать деньги на похороны и памятник, пришлось продать корову, лошадь, зарезать всех свиней…
Врачебное братство
«Новая», поинтересовавшись, как осужденный хирург отбывает наказание, узнала: Иван Михайлович Смольницкий на данный момент числится в отпуске. Подрабатывает в другой больнице, в городе Узин Белоцерковского района. Вот вам и все наказание… Главврач ракитнянской больницы Александр Коротун считает, что его коллега достоин снисхождения.
— Мне тяжело говорить на эту тему, — говорит г-н Коротун. — Я приложил много усилий, чтобы у этого врача были все условия для полноценного труда. Все остальное на его совести. И вместе с тем у доктора семья, дети, их надо обеспечивать. В таких случаях сторонам нужно проявлять больше человечности.
Получается, доктора нужно пожалеть — как же он семью будет кормить? А пациент, такой-сякой, назло умер… Или все-таки наоборот — именно врач, согласно данной клятве, должен был в нужный момент проявить человечность по отношению к нуждающемуся в его помощи больному, а не о спокойном сне своих коллег заботиться…
P. S. «Новая» официально обратилась в Министерство здравоохранения Украины с вопросом, ведется ли статистика врачебных ошибок и какие профилактические мероприятия проводятся в медицинском ведомстве. Нам сразу ответили: в нашей стране не существует даже понятия — медицинская ошибка. Не говоря уже о статистике.
Доктора-мародеры
В высшей степени омерзительная история произошла на Херсонщине. Мало того что жительница Новой
Каховки 48-летняя Елена Фуклева скончалась в больнице вследствие халатности и непрофессионализма докторов — позже родственники обнаружили, что во рту у покойницы отсутствуют золотые коронки.
— Мою жену доставили в больницу с диагнозом «миома матки», — рассказывает муж Елены Валерий Фуклев,
известный в городе правозащитник. — К операции ее должным образом не подготовили, не была нормально проведена антибактериальная терапия в послеоперационный период — об этом говорит заключение комиссии Минздрава. Восемь лет я пытаюсь узнать, кто виновен в смерти моей супруги. И я принципиально хочу выяснить, кто же вытащил у мертвой женщины золотые коронки?!
Валерий в поисках справедливости обращался в разные инстанции, но ничего не добился. Тогда он подал иск лично на министра здравоохранения Князевича. И вот результат: месяц назад Херсонский окружной административный суд вынес решение: «Признать неправомерной бездеятельность министра охраны здоровья В. М. Князевича по нерассмотрению заявлений В. А. Фуклева. Обязать министра рассмотреть заявление Фуклева соответственно ст. 7 закона «Об обращении граждан».
— Я уже не требую никакой компенсации за причиненный нашей семье моральный ущерб — знаю, что это бесполезно, — объясняет господин Фуклев. — Но как можно смириться с тем, что виновный в смерти моей жены врач продолжает работать в больнице? Его после того, что случилось, назначили завотделением гинекологии Херсонской областной клинической больницы. Я отправил в Европейский суд заявление о бездеятельности наших медиков…
В тему. От их ошибок страдают и дети
Казалось бы, доктора, как и саперы, не имеют права на ошибку, но… Зачастую результаты бездарного лечения всплывают лишь через некоторое время. И особенно больно, когда страдают дети. Сплошь и рядом — неправильная диагностика во время беременности, родовая травма, ошибки послеродового периода – и, пожалуйста, готов инвалид.
12-летняя киевлянка Надя больна ДЦП. Девочка может передвигаться только с помощью ходунков или в инвалидной коляске. Ее мама, Татьяна Лысенко, тратит огромные суммы на лечение дочери, возит ее в дорогостоящие клиники. Деньги собирает буквально по копейке.
— Я родила Наденьку 6-месячной, — говорит Татьяна. — Врачи сразу же сказали: девочка умрет, и вообще это не ребенок, а выкидыш, и оставили нас без помощи. Но малышка продолжала жить, и только на четвертый день, когда я начала закатывать истерики, доктора начали оказывать ребенку надлежащую помощь. А через полгода доченьке поставили диагноз — ДЦП. Как признались мне позже сами врачи, если бы малышку сразу же после рождения положили в специальную камеру для недоношенных детей, болезни можно было избежать…
Ярославу Сеню повезло больше – ему вовремя отменили неправильно назначенное лечение. Началось все с того, что у 12-летнего жителя Голосеевского района столицы педиатр диагностировал бронхит. Целых полгода ребенка пичкали дорогостоящими антибиотиками – всего 16 наименований, но его продолжал душить кашель. Было даже подозрение на туберкулез. В конце концов мать мальчика решила обратиться к другому врачу, и вот результат: доктор обнаружил аллергию на многие из выписанных ранее лекарств. Лечение отменили, и измученный задыхающийся Ярослав сразу пошел на поправку.
Экс-министр здравоохранения Николай Полищук считает, что к врачебным ошибкам приводят плохая подготовка медиков в Украине и отсутствие надлежащей законодательной базы.
— Случаев, когда суд признает врачей виновными, не больше десяти за всю историю независимости Украины, — говорит г-н Полищук. — Но доказать вину медика очень тяжело — смерть пациента умный врач может объяснить множеством причин. У нас до сих пор не приняты стандарты протоколов лечения. Также нет единого подхода к диагностике и лечению, отсутствуют надлежащее оборудование и медикаменты. Существует корпоративная замкнутость медицинского общества — в больницах все прикрывают друг друга. Выход я вижу такой: нужно принять закон «О врачебном самоуправлении», медико-этический кодекс, и тогда появится возможность контролировать врачебные ошибки.
Людмила Башкирова, газета Новая
Tweet