Погода как главная движущая сила истории
Оперируя всевозможными социологическими данными, никто не учитывает немаловажный синоптический фактор избирательной кампании. Хотя, согласитесь, выборы после затяжных праздников, накануне крещенских морозов, да еще при сплошном гололеде, способны не только преподнести политические сюрпризы, но даже изменить ход украинской истории.
В судьбе каждого народа происходили события, когда неблагоприятные погодные условия кардинально меняли ход его истории. Вспомним хотя бы холодные русские зимы, из-за которых терпели поражение армии Наполеона и Гитлера, или невыносимую летнюю жару, уморившую шведов во время Полтавской битвы. Оперируя всевозможными социологическими данными, никто не учитывает немаловажный синоптический фактор избирательной кампании. Хотя, согласитесь, выборы после затяжных праздников, накануне крещенских морозов, да еще при сплошном гололеде, способны не только преподнести политические сюрпризы, но даже изменить ход украинской истории.
О том, что погода может быть главной движущей силой исторического процесса, отлично помнят американцы. Война 1777 – 1778 годов за независимость в США наглядно иллюстрирует, как синоптический фактор способен спасти нацию. Не все, наверное, знают, но армия Вашингтона чуть было не проиграла войну Британской империи именно из-за ненастной погоды.
Осенью 1777 года, после того как американцы потерпели поражение в ряде важных битв, они решили отступить на зимние квартиры и провести несколько месяцев недалеко от тогдашней столицы Америки, Филадельфии, которая в то время была оккупирована англичанами. Место, где генерал Джордж Вашингтон решил перезимовать, называлось Вэлли Фордж. Это было плато в штате Пенсильвания, где можно было легко обороняться от превосходящих сил противника.
Однако, прибыв на зимние квартиры, американские войска увидели, что продовольственные и оружейные склады, заблаговременно подготовленные интендантами, оказались пусты. Экспедиционный корпус англичан вывез все продукты и оружие. Дороги были заметены снегом, а обеспечить подвоз дополнительных запасов не представлялось возможным. Американская армия начала терять людей, гибнувших от холода и голода.
Если бы английские генералы узнали, что творится в стане противника, они легко смогли бы уничтожить остатки революционных войск, а Америка еще на долгие годы осталась колонией Британской империи. Но англичане упустили свой шанс. Снег растаял. Вашингтон смог организовать снабжение своих войск. После этого в войну на стороне американцев вступила Франция. В итоге, англичане были разгромлены, а США стали независимым государством.
Уже много веков японцы возносят молитвы в честь ненастной погоды, спасшей страну Восходящего солнца от порабощения монголо-татарами. В XIII веке хан Хубилай дважды пытался захватить Японию, но оба раза тайфуны помешали осуществлению его планов. Синтоистские жрецы сочли ветры, спасшие страну от разграбления, результатами молитв и назвали их камикадзе (божественный ветер). Стоит вспомнить и судьбоносное поражение испанской Непобедимой армады в 1588 году. Во время попытки завоевания Англии армада понесла значительные потери именно из-за ужасной погоды. Из 130 судов в Испанию вернулась лишь половина. 24 судна были выброшены штормом на берега Ирландии.
Внесла свои коррективы погода и в историю Франции. В отличие от нынешних политиков, Робеспьер и Марат хорошо знали силу синоптического фактора. Они его не просто учли, но и прекрасно использовали. Дело в том, что Франция, и так страдавшая от экономического кризиса вследствие поддержки Америки в войне против Англии, получила еще один удар – весеннее наводнение. Цены на продукты питания взлетели «до небес». Но это было не самым худшим. Страшный град уничтожил посевы и нанес непоправимый вред крестьянским хозяйствам. Голодный народ жаждал изменений, и революция не заставила себя долго ждать.
Кто знает, возможно, именно сильный дождь продлил больше, чем на полвека, рабство в США. Дело в том, что на 30 августа 1800 года было намечено одно из наибольших восстаний рабов в Америке. Тысячи невольников в Ричмонде (штат Вирджиния) собирались последовать за своим лидером Габриэлем и поднять массовое восстание. В планах повстанцев был захват арсенала и избавление от рабства, но жуткий ливень и шторм не дали возможности рабам собраться. Заговор был раскрыт, а все зачинщики казнены.
Города Хиросима и Нагасаки для современного человека неотделимы друг от друга. Между тем, жители японского Кокура более шестидесяти лет благодарят Бога, природу и судьбу, спасших их от атомной бомбардировки. Как известно, американские войска сбросили первую атомную бомбу на город Хиросима 6 августа 1945 года. Поскольку Япония все равно отказалась капитулировать, США приняли решение повторить взрыв. 9 августа американский самолет с бомбой на борту поднялся с авианосца и взял курс на город Кокура. Когда бомбардировщик подлетел к цели, пилот обнаружил, что небо над городом покрыто густыми облаками, а видимость была практически нулевой.
Тогда самолет изменил курс и направился к запасной цели – городу Нагасаки. Однако и там облака не позволяли обнаружить цели. Пилот уже собирался лететь обратно, но, поскольку еще никто и никогда не пытался приземлиться с атомной бомбой на борту, летчик решил сделать несколько кругов над Нагасаки, в надежде обнаружить просвет в облаках. Все попытки были безуспешными. Казалось, погода пожалела японцев. Был уже получен приказ возвращаться на базу, но вдруг американский штаб услышал голос пилота: «Дырка в облаках. Я вижу цель»! Двадцать секунд спустя, атомная бомба полетела на Нагасаки. В результате взрыва погибло 70 тысяч мирных жителей. Японии пришлось капитулировать.
Вторая мировая война вообще богата на превратности погоды. Возьмем хотя бы высадку союзников в Нормандии. США и Англия в течение двух лет готовили вторжение в оккупированную нацистами Францию. Немецкая разведка внимательно наблюдала за их приготовлениями. Дата начала десантной операции зависела от благоприятных метеорологических условий.
Во-первых, все ожидали полнолуния, причем небо не должно было быть покрыто облаками более, чем на 60%, чтобы ночные бомбардировщики могли обнаружить цели.
Во-вторых, нужно было иметь хорошую видимость – минимум 6 км – чтобы корабельная артиллерия могла вести обстрел прибрежных укреплений.
В-третьих, скорость ветра не должна была превышать 30 км в час, чтобы десантники могли спокойно высадиться. В-четвертых, все это должно было происходить во время отлива, когда корабли могли высадить десант, не приближаясь к минным полям, установленным немцами у берега. Метеорологи предсказали, что всем этим условиям соответствуют лишь три дня в июне 1944 года.
Генерал Дуайт Эйзенхауэр решил начинать операцию при первом же благоприятном моменте. Метеорологическая разведка предсказывала, что 5 июня – в день, когда американцы решили атаковать – ожидается сильный шторм. Немецкие войска расслабились. Эйзенхауэр сам чуть было не отменил высадку, но за четыре часа до времени «Ч», синоптики предсказали временное ослабление штормового ветра, продолжительностью до двух часов. Немцы, ожидая сильных бурь, отменили морское и авиационное патрулирование побережья. Командующий германскими войсками во Франции вообще уехал домой в отпуск. Гитлер принял снотворное и приказал его не будить. В Берлине узнали о начале вторжения только тогда, когда более 5 тыс. кораблей – самая большая военная эскадра в истории цивилизации – приблизилась к берегам Нормандии и начала высадку десанта.
Можно припомнить еще немало случаев, когда погода существенно повлияла на ход истории. Например, как армия Наполеона лишь за одни сутки при сорокаградусном морозе потеряла 50 тыс. лошадей, что стало началом конца империи Бонапарта. Или густой туман, спасший ополчение Вашингтона в битве с закаленными в боях англичанами при Лонг-Айленде в 1776 году. Конечно, я далек от мысли, что в день украинских выборов стукнет – 24 °С, как это было в течение многих дней в Париже в 1709 году, когда в погребах замерзло вино, а колокола трескались во время звона.
Но ведь и в Харькове, когда на прошлой неделе сгоняли учителей на митинг Януковича, тоже никто не мог предположить, что все сорвется из-за вдруг возникшей эпидемии гриппа. Что и говорить, сюрпризы небесной канцелярии непредсказуемы. Особенно в стране, где уровень морали, как и температура за окном, все чаще опускается ниже нуля.
Владимир Чистилин, ГЛАВНОЕ
Tweet