В стране готовится ужесточение правил дорожного движения

Минтранссвязи заявило о планах разработки концепции десятилетней Национальной программы по безопасности дорожного движения, контроль над выполнением которой должен взять на себя глава государства. Многократного повышения штрафов за нарушение ПДД оказалось мало. Власти готовятся еще раз удивить водителей. Несомненно одно: брать будут больше.

Минтранссвязи заявило о планах разработки концепции десятилетней Национальной программы по безопасности дорожного движения, контроль над выполнением которой должен взять на себя глава государства. Ожидается, что документ будет готов уже в следующем году.

Разговоры об усилении ответственности водителей и ужесточении правил дорожного движения начинаются после каждого громкого дорожно-транспортного происшествия (ДТП), динамика по которым в Украине не улучшается.

Согласно данным ГАИ МВД Украины, в стране от ДТП ежегодно погибает порядка 7 тысяч человек. По информации ВОО «Ассоциация безопасности дорожного движения», при использовании мировой методологии расчета (количество погибших учитывают в течение 30 дней, а не 7-ми, как в Украине), показатель смертности увеличивается до 10-12 тысяч человек в год.

«По числу жертв в результате ДТП Украина занимает 5 место в Европе. Дорожно-транспортный травматизм является одним из основных факторов смертности среди мужчин трудоспособного возраста. Каждое 10-е ДТП происходит с участием ребенка. Смертность в результате ДТП превышает смертность от онкологических, сердечнососудистых и инфекционных заболеваний», – отмечают в Ассоциации. При этом Украина до сих пор не имеет собственной Национальной программы по безопасности дорожного движения.

Пикантности ситуации добавляет и принятие Генеральной Ассамблеей ООН 2 марта резолюции, по которой 2011-2020 годы провозглашаются «Десятилетием действий за безопасность дорожного движения». В частности, всем странам-членам организации предложено определить собственные национальные цели относительно сокращения количества жертв ДТП. Ожидается, что 11 мая 2011 года, в день глобального провозглашения этого десятилетия, правительства должны опубликовать соответствующие национальные планы.

«Комментарии» проанализировали выступления чиновников Минтранссвязи на ряде «круглых столов» по проблематике ДТП в текущем году и сформировали предположительный перечень новаций, которые могут быть предусмотрены в будущей Национальной программе.

СОЗДАНИЕ НОВОГО ПРОФИЛЬНОГО ГОСОРГАНА

В настоящее время методика расследования ДТП в Украине сводится к установлению наличия состава преступления и виновного без детального анализа причин, приведших к происшествию. «Как видим из практики, судебное следствие самостоятельно не может удовлетворить всех требований безопасности на транспорте, ведь только наказание за ДТП не может воплотить в себе все необходимые профилактические меры», – заявил на минувшей неделе директор департамента безопасности в отрасли Минтранссвязи Юрий Гержод.

По его мнению, в стране необходимо создать постоянно действующий при президенте страны госорган, который бы занимался техническим расследованием особо масштабных ДТП, анализируя весь комплекс факторов, приведших к нему (состояние дорог, график работы водителей автобусов, особенности маршрута, скорость транспортного средства, использование ремней безопасности и др.). Обобщенные данные предлагается размещать в единую национальную базу данных разных видов ДТП.

К слову, еще летом Гержод предлагал создать Национальный центр по безопасности дорожного движения, подчиненный непосредственно президенту. Такой орган, по мнению чиновника, должен координировать деятельность министерств, ведомств, общественных организаций и бизнеса, направленную на минимизацию количества и степени тяжести ДТП.

Появление такого госоргана в условиях специфики национального чиновничьего аппарата почти наверняка приведет к бюрократизации принятия ведомственных решений в сфере безопасности на дорогах. И Минтранссвязи, и МВД придется согласовывать все свои решения, касающиеся, к примеру, дорожного строительства или ПДД, с новым учреждением.

С другой стороны, существующая практика привлечения к «работе над ошибками» после нашумевшего происшествия межведомственных комиссий себя также не оправдывает. Решения, способные изменить ситуацию, трансформируются в законопроекты и скапливаются в парламенте. При нынешнем созыве в парламенте было зарегистрировано 14 профильных проекта закона, только два из которых были рассмотрены и приняты.

УЖЕСТОЧЕНИЕ КОНТРОЛЯ ЗА СКОРОСТЬЮ НА ДОРОГАХ

По мнению того же Гержода, скоростной режим транспортных средств на дороге должен зависеть от ее качества. К примеру, во Франции скорость свыше 110 км/час разрешена только на автодорогах с бетонными ограждениями на разделительной полосе. В Украине также присутствует аналогичное ограничение (при наличии ограждения максимальная скорость 110 км/час, при отсутствии – 90 км/час), однако «реально, не одна дорога в Украине не отвечает этим требованиям», заключает чиновник.

На практике исправление ситуации будет означать как минимум увеличение штрафных санкций за превышение скорости. Кроме того, возможно будет заявлены планы об оборудовании такими ограждениями ключевых международных трасс, что повлечет за собой внешние заимствования и, в случае нахождения средств, длительные строительные работы на всех крупных дорогах.

ВНЕДРЕНИЕ СИСТЕМЫ ДВУХЭТАПНОГО ПОЛУЧЕНИЯ ВОДИТЕЛЬСКИХ ПРАВ

Начальник отдела безопасности движения и перевозок опасных грузов департамента безопасности в отрасли Минтранссвязи Николай Горбаха апеллирует к австрийскому опыту. В этой стране на законодательном уровне внедрена двухэтапная программа выдачи водительских прав. Первый этап предусматривает общую подготовку граждан для получения прав, а второй – четырехмодульную переподготовку в течение первого года после получения водительских прав.

Очевидно, что независимо от того, на чьи плечи будет возложена переподготовка водителей (на обычные автошколы или на специально созданные центры по переподготовке), такая услуга не будет бесплатной и потребует от желающих пополнить ряды автолюбителей дополнительные затраты. Соответственно возрастут и расценки на права на «черном» рынке.

НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВАМ

В Минтранссвязи критикуют и отсутствие в стране обязательного требования оборудования автобусов ремнями безопасности. По словам Горбаха, на фоне большого количества тяжелых ДТП с участием микроавтобусов, ни один из украинских производителей таких транспортных средств не имеет в обязательном перечне оборудования для них пункт по установке ремней безопасности для пассажиров. При этом, к примеру, в Норвегии за нарушение аналогичного требования владелец автобуса рискует получить штраф в размере 100 евро.

Видимо, сами отечественные заводы-производители готовы к возможным изменениям стандартов – установка ремней вряд ли скажется на значительном увеличении себестоимости конечной продукции. Однако проблемы возникнут у владельцев автобусов. Каким образом будет решена проблема оборудования эксплуатирующихся транспортных средств ремнями безопасности без изменения не предусматривающей этого техдокументации – не понятно. Возможно, законодатель ограничиться запретом закупки субъектами хозяйствования новых автобусов, не оборудованных ремнями, с одновременным разрешением эксплуатировать старые машины. При этом не исключено, что для последних будут определены какие-то ограничения – граничный срок эксплуатации или разрешение на перевозки пассажиров только по определенным классам дорог.

Конечно, перечисленные меры должны позитивно сказаться на уровне безопасности на дорогах, однако необходимо учитывать и то, что Украина имеет проблему скорее не с плохим законодательством, а с его невыполнением как автолюбителями, так и контролирующими органами. Другими словами, количество ДТП может и не уменьшиться, зато штрафы повысятся точно.

Андрей Сантарович, КОММЕНТАРИИ

*****

В тему

Пешеходам здесь не место

Что делать пешеходам в любом украинском городе, где владельцы автомобилей автоматически причисляют себя к некой высшей расе – такие себе «короли дороги»? Ну уж точно не стараться выяснить, кто круче, демонстративной прогулкой по «зебре» перед бампером машины, несущейся на скорости 80 км/ч. Минимум 80 км/ч. Надо признать: инструментов, чтобы кардинально изменить отношение к себе, у пешеходов пока нет.

21 ноября, в воскресенье, в центре Севастополя 26-летний водитель автомобиля BMW 320i, член ФК «Севастополь» Владислав Пискун, сбил женщину с двумя детьми.

Подробности драмы таковы, что волосы встают дыбом: мать и ее двое дочерей двух и пяти лет шли по тротуару… Это происходит здесь, под боком, и игнорировать подобные трагедии – значит потенциально быть готовым стать жертвой и быть упомянутым однажды в криминальной хронике.

Чем дальше, тем меньший резонанс в обществе находят ДТП с наездом на пешеходов со смертельным исходом. Такое впечатление, что за последние пять лет к подобным инцидентам привыкли – «в стране, где грозы гремят каждый день, на них никто не обращает внимания». Неважно, что привело к полнейшему отсутствию реакции — обыкновенное равнодушие или смирение (а что толку «гнать волну» народных протестов, если убивающие людей обеспеченные водители «иномарок» в итоге не несут никакой ответственности, либо уехав на время в Европу, либо передав «куда надо» конверт?). От самой проблемы, в итоге, никуда не деться. А проблема звучит так – никакой пешеход в Украине не может чувствовать себя в безопасности.

… Первое, что бросается в глаза, к примеру, в Киеве или Одессе – это вежливые водители, беспрекословно тормозящие у «зебры», не говоря уже о зеленом свете светофора, и пропускающие желающих перейти улицу людей. В Харькове картина совершенно другая.

Харьковские водители абсолютно по-хамски относятся на дороге друг к другу, бесконечно «подрезая» автомобили — что уж говорить о пешеходах? А о пешеходах в Харькове можно сказать только одно – им там просто нет места. Они не в своем праве по местным правилам, установленным местными автолюбителями, даже когда собираются перейти улицу на законный зеленый свет. Классическая картина – автомобили, затормозившие на красный и остановившиеся на переходном переходе, между которыми приходится лавировать и опасаться, как бы на тебя не наехали – потому что остановка на светофоре «по-харьковски» на самом деле не что иное, как медленное движение.

Ступить на харьковскую «зебру», когда в поле зрения есть машины, — это либо бахвальство, либо нездешняя наивность, которая выдавала во мне первые дни приезжую, либо же неосторожность. Впрочем, неважно, что это – важно, что попытка перейти по «зебре» улицу может стать фатальной. Если, конечно, не пропустить все машины, которые будут проезжать мимо бесконечным потоком, абсолютно не снижая скорости.

Да, при переходе улицы с односторонним движением никогда не будет лишним покрутить головой в обе стороны – местные жители любят «срезать» квартальчик-другой по встречной полосе. Не далее как неделю назад наблюдала в районе Бурсацкого спуска барышню на «Пежо», которая ехала по встречной и возмущенно сигналила другим автомобилям.Что делать пешеходам в Харькове, или в любом другом городе, где владельцы автомобилей автоматически причисляют себя к некой высшей расе – такие себе «короли дороги»? Ну уж точно не стараться выяснить, кто круче, демонстративной прогулкой по «зебре» перед бампером машины, несущейся на скорости 80 км/ч. Минимум 80 км/ч.

Надо признать – инструментов, чтобы кардинально изменить отношение к себе, у пешеходов нет. Разве что в будущем жертвой ДТП в роли пешехода не станет какой-нибудь VIP, причем значение его будет настолько высоким, что по всему городу или даже стране пройдет «встряска». Циничное, конечно, предположение, но давайте смотреть правде в глаза – никакие митинги ничего не изменят.

Единственное, на что может рассчитывать пешеход – на самого себя. Не лезть на дорогу, вне зависимости от разрешающего сигнала светофора или от наличия «зебры» и соответствующего знака. Единственным критерием безопасного перехода улицы может быть либо подземный переход, либо отсутствие в диапазоне 300-500 метров несущихся автомобилей.

Ну и, в свете последних событий, нужно признать – нахождение на тротуаре отнюдь не гарантирует безопасность. Несущийся на большой скорости автомобиль, как правило, хорошо слышно – мотор ревет, мотор кипит. Можно, конечно, бояться выглядеть в глазах окружающих пуганым кроликом, вбегающим, чуть что, в ближайший магазин на проспекте, — а можно и жизнь себе сохранить в одном случае из ста, когда машину вынесет на тротуар.

А в школах, ВУЗах и в трудовых коллективах ввести ежегодный курс «Правил выживания пешехода в большом городе» — с презентациями, видеороликами, слайдами и прочими «наглядными примерами». Хотя это такая же утопия, как надеяться на то, что компетентные органы кардинально изменять ситуацию на дорогах и нормализуют взаимоотношения между пешеходом и водителем так, как об этом написано в ПДД.

Настя Зиборова, Харьков, Левый берег

Читайте также: