В Крыму поднимут «Щуку». Тайна подводной лодки, пропавшей 69 лет назад

Взорванный отсек, рули, приведенные в положение всплытия, — подводная лодка получила смертельное ранение, но ее экипаж все еще боролся, надеялся, что удастся подняться на поверхность. Не удалось. С того времени прошло без малого 70 лет, все это время дизель-электрическая подлодка типа «Щука», Щ-216, считалась погибшей, но не обнаруженной.

Автор: НАТАЛЬЯ ДРЕМОВА, 1K

*Почти семьдесят лет на эту палубу не ступала нога человека. Сейчас, вся в водорослях и ракушках, поверхность ее напоминает шкуру какого-то диковинного зверя. Впрочем, это еще небольшое, как говорят водолазы, обрастание — течение здесь сильное, поэтому большинство потенциальных «поселенцев» сносит в сторону. Взорванный отсек, рули, приведенные в положение всплытия, — подводная лодка получила смертельное ранение, но ее экипаж все еще боролся, надеялся, что удастся подняться на поверхность. Не удалось. С того времени прошло без малого 70 лет, все это время дизель-электрическая подлодка типа «Щука», Щ-216, считалась погибшей, но не обнаруженной.

Этот квадрат моря у мыса Тарханкут подводная экспедиция Черноморского центра подводных исследований начала изучать еще в прошлом году, но телеуправляемый аппарат, названный в честь древнегреческого драматурга «Софокл-1» «забастовал», а погода тоже не благоприятствовала хорошей съемке. И как раз к тому моменту, когда участники экспедиции отыскали на дне целое поле метановых фонтанов и грязевых вулканов. А еще аппарат успел зафиксировать, что на дне есть какой-то крупный объект. Так что, выходило, возвращаться на это место все равно придется в следующем сезоне. Никто даже предполагать не мог, что в июле уже этого года экспедиция откроет тайну одной из морских трагедий времен Великой Отечественной.

Одна легенда

Когда водолазы подтвердили, что на дне лежит подводная лодка, директор КРУ «Черноморский центр подводных исследований» Сергей Воронов предположил, что это «Малютка-118», которая в 1942 году затопила немецкий транспорт «Зальцбург». «Это одна из легендарных историй Черного моря, — пояснил он. — У командира советской подлодки не было сведений о том, кого именно перевозит судно, а там находилось свыше 2 тыс. советских военнопленных, все они погибли. Лодка пыталась оторваться от преследования, но была потоплена авиацией».

Но специалисты установили, что затонувшая подлодка — «Щука», а из всех субмарин, не вернувшихся из похода во время войны, судьба лишь одной, погибшей 16 или 17 февраля 1944 года, оставалась неизвестной. Сохранность лодки специалистов удивила: помимо одного отсека, разрушенного взрывом глубинной бомбы, корпус выглядел неповрежденным. Руководитель водолазного отряда Михаил Шевчук уверен, что внутри подлодки сохранился воздух — иначе ее задняя часть не поднималась бы над грунтом. Если предположения о герметичности остальных шести отсеков подтвердятся, то есть надежда найти останки членов экипажа, а также какие-то вещи, которые помогут идентифицировать моряков.

По словам председателя Рескомитета АРК по охране культурного наследия Ларисы Опанасюк, уже начаты работы по поиску родственников 47 членов экипажа «Щ-216». Список их оперативно предоставил Центральный военно-морской архив РФ. Большинству краснофлотцев было всего по 20 — 23 года. Среди моряков числится и крымчанин — Николай Иванович Нудьга, которому был всего 21 год. По предварительной справке, составленной старшим научным сотрудником КРУ «Научно-исследовательский центр памятникоохранных исследований АРК» Владимиром Гурковичем, мать Николая Нудьги проживала в уже несуществующем Фрайдорфском районе, можно предположить, что сейчас это село называется Отважным и находится в Раздольненском районе.

Операция начинается

«Щуку», покоящуюся на 52-метровой глубине, планируют поднять, ей предстоит стать частью музейной экспозиции. Сейчас как раз обсуждается вопрос: переправлять ли ее в Феодосию (именно этот город был первым портом приписки субмарины, а кроме того, там открылся Музей подводной археологии) — или оставить в поселке Черноморское. В пользу последнего варианта, говорит Михаил Шевчук, выступают жители поселка и местная власть.

Но в любом случае, объяснил Сергей Воронов, сначала предстоит решить множество технических вопросов. С этого начинается большая и сложная работа со «Щукой». Для начала с нее необходимо снять океанские тралы, потерянные или брошенные рыболовецкими судами еще в советское время. Сейчас они, как саван, окутывают палубную надстройку. Затем предстоит выяснить, насколько прочен корпус, — ошибка может привести к тому, что при подъеме субмарина развалится. К слову, сегодня не сохранилось ни одного экземпляра подлодки типа «Щука», так что крымская находка вполне может именоваться уникальной.

Необходимо провести консервацию, исследовать имеющиеся на подлодке подъемные пояса (они были предусмотрены именно на тот случай, если субмарина не сможет всплыть самостоятельно и потребуется спасательная операция), определить, как именно лучше производить подъем, а перед ним нужно еще собрать фрагменты, лежащие рядом со «Щукой». Именно поэтому пока никто не может озвучить сумму, необходимую на всю операцию. Уже собраны сведения о последнем боевом походе «Щуки», ее командир Григорий Карбовский в посланной на базу радиограмме сообщал, что была осуществлена атака на немецкий конвой, торпедирован один из транспортов. А потом связь прервалась, другая советская подлодка сообщила, что зафиксировала в этом районе 34 взрыва глубинных бомб. Если «Щука» расстреляла весь

боезапас, подъем лодки будет безопасным. Сергей Воронов упомянул, что в советское время планировалось поднять другую «Щуку», затонувшую у острова Змеиный: она подорвалась на плавучей мине, одна торпеда сдетонировала, а остальные «смолчали». От планов пришлось отказаться именно потому, что велика вероятность взрыва боеприпасов, пролежавших десятилетия в море.

Мародеры и «сувенирщики»

Точное местонахождение подлодки (она находится довольно далеко от берега, примерно в 12 морских милях) пока держится в тайне. Видимо, потому что даже объект на такой глубине, куда могут добраться лишь водолазы с солидным опытом, не такая уж надежная защита от подводных мародеров. После создания центра подводных исследований активность грабителей несколько уменьшилась, считает Лариса Опанасюк.

Тем более что была создана группа общественных инспекторов-волонтеров из высококлассных специалистов-подводников. Между прочим, именно благодаря им не так давно удалось предотвратить разграбление судна «Цесаревич Алексей», которое в 1916 году подорвалось на мине и затонуло. Это один из популярных объектов дайв-экскурсий. Интересно, что покусились на «Цесаревича» не крымчане, а приезжие из другого региона. Тем не менее подводные объекты грабителей и по сей день все же привлекают: иногда в качестве металлолома, иногда как источник предметов, имеющих определенную рыночную ценность.

«Есть дайверы, которые просто стремятся доставать какие-то вещи, — то ли видят в них сувениры, то ли какой-то охотничий азарт в них просыпается, — рассказал «1К» заместитель директора КРУ «Черноморский центр подводных исследований» Сергей Казанник. — Эти люди зачастую понятия не имеют, как сохранить то, что они подняли, предметы портятся и рассыпаются в руках, соприкасаясь с воздухом или высыхая. Либо их просто выбрасывают, когда они утрачивают привлекательность».

Сейчас на государственном учете, по данным Рескомитета АРК по охране культурного наследия, состоят всего 5 объектов, среди которых 3 затонувших судна: средневековый корабль в 20 км от мыса Форос, пароход «Ленин», затонувший в 1941 году, немецкий транспорт Santa-Fe с грузом военной техники. А вот на научном учете, то есть в данных о подводных объектах, известных ученым, числится более 2,5 тыс.

Каждый раз, когда определяется месторасположение какого-нибудь подводного объекта, приходится решать: оставлять его на месте или перемещать. Все зависит от его величины, сохранности и целесообразности вмешательства человека. Скажем, винт сбитого над морем самолета может стать музейным экспонатом, а корпус судна, возможно, пусть лучше будет одной из остановок подводного экскурсионного маршрута.

Тайн и загадок в Черном море, по словам Сергея Воронова, хватит еще надолго. Например, неизвестно, где лежит немецкий транспорт «Кларисон» («Клерис»), который якобы в 1944 году вывозил ценности из музеев Краснодарского, Ставропольского краев, а также Крыма. Считается, что оно было затоплено в районе мыса Тарханкут (это всегда был оживленный, проходной район). Кто знает, может быть, море, забравшее корабль вместе с грузом, сохранило хоть часть музейных экспонатов?

Исследования проводятся не только под водой, но и в архивах. «Если сопоставлять документы, то, по одной из версий, уже частично подтвержденной, и найденная «Щ-216» находилась в море с таким же заданием: не дать немцам вывезти музейные ценности из Крыма, — отметила Лариса Опанасюк. — Не исключена вероятность, что где-то недалеко от лодки лежит и потопленное ею немецкое судно». Значит, будут новые поиски и новые открытия.

Фото предоставлено Рескомитетом АРК по охране культурного наследия

You may also like...