Катастроф случайных не бывает

Более года назад были опубликованы результаты расчетов «индекса уязвимости» хозяйственной и социальной отраслей Украины по отношению к чрезвычайным ситуациям. Расчеты показали, что наше общество и промышленность весьма уязвимы, наши потери превосходят среднемировые. Эти расчеты получили свое практическое подтверждение в прошлом году…

 Не бывает случайных катастроф. Происходят случайные события. Но закончатся ли они катастрофическими последствиями – зависит от нашей готовности к ним.

Более года назад были опубликованы результаты расчетов «индекса уязвимости» хозяйственной и социальной отраслей Украины по отношению к чрезвычайным ситуациям. Расчеты показали, что наше общество и промышленность весьма уязвимы, наши потери, в относительном выражении, превосходят не только среднеевропейские, но даже и среднемировые. Эти расчеты получили свое практическое подтверждение в прошлом году, когда неожиданно для многих, стало резко возрастать количество жертв чрезвычайных ситуаций.

Эксперты поясняли это неверными стратегиями управления безопасностью. Нелогичное и контрпродуктивное решение о реорганизации МЧС в ГСЧС лишь ускорило процесс деградации системы управления. Катастрофы не заставили себя ждать.

Надежда на то, что это случайность – обманчива. Случайных катастроф – не бывает.

Начало нового года ярко продемонстрировало это утверждение: пожары на «Запорожстали» 2 января и «Хартроне» 8 января нанесли существенный ущерб и, к сожалению, унесли жизни людей.

На производственной территории завода «Хартрон» на момент происшествия находилось 170 человек. Пострадали 22 человека, 8 человек погибли. Неожиданно большое количество жертв превратило заурядный пожар в масштабную катастрофу. Видео с гибнущими людьми вызвало мощный общественный резонанс. Обсуждались несогласованные действия спасателей, циничные и некомпетентные комментарии руководства, техническую отсталость пожарных расчетов.

Вывод достаточно очевиден: деградация системы принятия решений привела к разрушению системы управления безопасностью. Это приводит к избыточным жертвам, то есть превращает любую чрезвычайную ситуацию в катастрофу.

Практически одновременно с пожаром в Харькове, произошел взрыв водорода на заводе Mitsubishi Materials Corporation в городе Йоккаити, производящем кремнийорганические соединения. На момент взрыва на производственной территории находилось около 200 сотрудников, 17 из них получили различные повреждения, двое официально объявлены погибшими (по неподтвержденным данным погибших – пятеро). Благодаря своевременно предпринятым мерам, пожар удалось предотвратить, и таким образом избежать больших жертв и потерь.

Мировая статистика свидетельствует, что среднее количество жертв от взрывов на производстве немного (на 20-25% погибших и 10-20% пострадавших) превышает количество жертв пожаров. Хотя эти показатели и не совсем корректно сравнивать – зачастую взрывы и пожары взаимосвязаны, и независимо посчитать жертв достаточно трудно. То, что количество погибших и пострадавших в Харькове превышает количество жертв взрыва в Йоккаити, свидетельствует, что система безопасности на заводе Mitsubishi Materials Corporation значительно превосходит таковую на «Хартроне», а спасательные службы префектуры Мие более подготовлены и оснащены, чем харьковские.

То есть, сугубо по статистическим показателям, как минимум 4 человеческие жизни, и здоровье трех людей – это та цена, которую мы заплатили за нашу системную неготовность к чрезвычайным ситуациям. И это даже не учитывая, что химический завод значительно превосходит по техногенным рискам ювелирное производство.

Что же определяет возрастающие потери, и как мы можем повлиять на уменьшение ущерба?

В общем случае потери зависят от четырех составляющих: от интенсивности опасного процесса (катастрофы); от распределения населения и инфраструктуры (того, что страдает, находится под опасным влиянием); от эффективности решений, которые принимаются и возможности их реализовать (то есть от эффективности системы принятия решений в отрасли безопасности); и от подготовленности общества, то есть от восприятия угроз и рисков.

Мы не можем влиять на интенсивность катастроф, особенно природных. Но это не значит, что мы беззащитны перед стихией. Мы не можем спрогнозировать точное место и время возникновения катастрофы. Но мы можем определить наиболее вероятное распределение возникновения катастроф, рассчитать ход опасного процесса, количественно оценить влияние на население и инфраструктуру, оценить реакции людей, то есть оценить риски.

Таким образом, мы можем повлиять на безопасное распределение населения и инфраструктуры, разработать оптимальную систему принятия решений и научить людей правильно реагировать на опасности. А это значит, что мы можем контролировать от 40 до 70% потерь.

Результаты расчетов позволяют утверждать, что четверть потерь зависит от восприятия рисков, треть – от компетентной системы управления, и немного меньше половины – от неправильного расположения населения и инфраструктуры, то есть собственно, от того же некомпетентного принятия решений, но в области долгосрочной безопасности – например пренебрежение нормативами безопасности при строительстве в зонах паводков, неверного расположения систем пожаротушения и прочее.

Мировой опыт ярко показывает, что введя полноценную систему управления безопасностью, которая базируется на управлении рисками, мы сможем снизить количество погибших в 16-18 раз, количество пострадавших – в 3-7 раз, а также мы можем сэкономить от 40 до 70% средств, необходимых на возмещение ущерба чрезвычайных ситуаций.

Если мы не станем ничего предпринимать и продолжим ошибочную логику возрождения практик гражданской обороны, нас ждет незавидная судьба Гаити.

И еще одно. Адекватное принятие решений и восприятие угроз требует корректной, точной и ответственной информации о состоянии среды и о существующих угрозах. То есть точная информация буквально спасает жизни.

Важно предоставлять обществу точную и полную информацию, обеспечить многоуровневую независимую экспертизу и общественный контроль в вопросах управления безопасностью, безопасность должна базироваться на управлении рисками, а не на борьбе с последствиями. А обеспечение спасателей техническими средствами не должно зависеть от коррупционных прихотей региональных царьков. Это слишком дорого обходится людям.

Автор: Юрій Костюченко, газета ДЕНЬ 

You may also like...