Осуществима ли миротворческая миссия ОБСЕ на Донбассе?

В мире заговорили о возможности снятия санкций с РФ. Заговорили в русле — если Москва в полном объеме выполнит обязательства по Минску. Понятно, что РФ начинала войну на Донбассе и аннексировала Крым не для того, чтобы отступать. Путин взял ровно столько, сколько ему позволили и сколько мог удерживать. И оставлять эти земли он не намерен.

 Но санкции обременяют не только РФ, но и Запад, который, скорее, хочет ослабить удавку, не столько чтобы «отпустить» Путина, сколько чтобы отдохнуть самому. Именно поэтому некоторые мировые лидеры настаивают на проведении выборов на Донбассе. О факте же присутствия там российских войск и коллаборационистов они пытаются говорить меньше.

Исключительной подслеповатостью за последние два года отличилось ОБСЕ. Конечно, нельзя, справедливости ради, не вспомнить об опасности, которой подвергаются ОБСЕшники, и то, что многие из них действительно добросовестно выполняют свою работу, но факт остается фактом — на эту структуру имеет довольно сильное влияние Россия. Возможно, именно поэтому российская сторона уже послала определенные сигналы — дала согласие ввести на оккупированную территорию так называемую полицейскую миссию ОБСЕ. Путин назвал такое решение «правильным», а глашатай Кремля Дмитрий Песков уточнил: согласовать присутствие этой миссии нужно с боевиками.

Вообще-то, принудить Киев к непосредственному диалогу (то есть признанию) с боевиками Кремль пытается с самого начала конфликта, и однажды ему это почти удалось (в июне 2014-го). Но тогда позор переговоров в Донецке, когда весь мир увидел Леонида Кучму, Виктора Медведчука и Нестора Шуфрича за одним столом с вожаками бандитов, удалось прикрыть тем, что с украинской стороны были только представители с непонятными полномочиями.

На этот раз Петр Порошенко, похоже, «клюнул» на идею полицейской миссии, сказав, что это «твердая позиция украинской стороны». Возможно, потому что и самому Петру Алексеевичу давно хочется как-то «пригасить» тлеющий конфликт, то есть, так сказать, сделать его предсказуемым, припудренным и формально незаметным. Предводитель «ДНР» Захарченко, в свою очередь, отреагировал быстро, пообещав «расстреливать ОБСЕшникив», которые появятся в Донецке «с пистолетами».

Захарченко как раз точно не нужны лишние вооруженные силы на его «вотчине», ведь это будет означать посягательство на его монопольную власть автомата. То есть бандиты явно считают слова Путина о «правильности» присутствия вооруженных представителей ОБСЕ «неправильными». Учитывая то, что безоружные миссионеры уже не первый раз попадают под огонь российских террористов, как бы не пришлось впоследствии охранять уже и самого охранника.

«Я ничего не имею против миротворческих миссий на Донбассе, — говорит первый Генпрокурор Украины (1991—1993 гг.) и судья Конституционного Суда (2005—2016 гг.) Виктор Шишкин, — но проблема заключается в том, что сама Украина не дает четких определений тому, что происходит на востоке нашей страны. Если это внутренний конфликт (хотя мы знаем, что это интервенция РФ), то чего тогда Россия лезет со своими требованиями?

Если мы говорим всему миру, что тысячи убитых российских военных и подбитой российской техники на нашей земле являются доказательством того, что Украина столкнулась с агрессией РФ, то отсюда и будет исходить соответствующее поведение международных миссий. Исходя же из определения этого конфликта как АТО, сейчас можно и украинского военнослужащего, подбившего вражеский танк, защищая свою страну, обвинить в бандитизме».

В сущности, для того, чтобы вооруженный контингент ОБСЕ отправился на Донбасс, необходимо согласие всех 57 участников этой организации. Конечно, даже если это произойдет, то это не значит, что такой контингент туда дойдет. И слова Захарченко тому доказательство. Однако главный вывод, который можно сделать из заявлений, которые прозвучали в последнее время на эту тематику, — это то, что мир действительно устал от Донбасса. И Путин это знает. Именно поэтому регулярные бандитские обстрелы, которые почти ежесуточно забирают жизни украинских солдат, призваны не только высосать нашу кровь, но и истощить терпение Запада.

«ЗАПАД НЕ ГОТОВ К ТЕМ РИСКАМ, КОТОРЫЕ НАВЯЗЫВАЕТ СЕГОДНЯ КРЕМЛЬ»

Валентин БАДРАК, военный эксперт, директор Центра исследований армии, конверсии и разоружения:

— Любые попытки возложить ответственность на ОБСЕ являются игрой, которая выгодна и Путину, и европейцам, но не Украине. Во-первых, ОБСЕ уже показало свою неспособность быть эффективным посредником в этой ситуации. Во-вторых, военная миссия ОБСЕ, в сущности, вряд ли может справиться с возложенными задачами урегулирования конфликта. И опыт ОБСЕ, и сами ее традиции не позволяют этого сделать. Кстати, ОБСЕ во время мониторинговой миссии на Донбассе играла скорее деструктивную роль, чем позитивную. Поэтому я не верю в то, что в этом случае идея привлечь ОБСЕ может урегулировать ситуацию. Почему такие заигрывания с данной организацией выгодны европейцам?

Потому что таким образом они готовы «заговорить» проблему, законсервировать конфликт. Европа фактически согласится с тем, что это будет в интересах Кремля, и знает, что компромиссы со стороны Украины будут намного большими, чем можно ожидать. Таким образом, Европа возобновит экономическое сотрудничество с РФ, а войну, которая продолжается на востоке Украины, просто «заморозят». К сожалению, Запад имеет слабых политиков и слабые политические позиции на внешней арене. Запад не готов к тем рискам, которые навязывает сегодня Кремль. Поэтому Запад будет пытаться «закрыть» украинскую проблему любым способом для того, чтобы спокойно перейти к решению своих собственных вопросов.

Кроме того, любая миссия возможна с главным условием — нужна тишина, отсутствие боевых действий и обстрелов. Выйти же на этап, когда это будет обеспечено, пока не удается из-за действий Кремля. Используя ОБСЕ, Путин в любой момент, допустим, в якобы «стабилизированной» ситуации сможет сломать игру и «расконсервировать» вооруженный конфликт. Он и хочет того, чтобы иметь законсервированный конфликт, чтобы в нужный момент перевести его в горячую фазу.

Но есть еще один нюанс, о котором мы забываем, — это Крым. Консервирование конфликта таким образом, который навязывает Путин, и согласие Запада на условия Кремля фактически откладывают вопрос Крыма на очень большой или даже неопределенный срок. Для Украины это абсолютно неприемлемо.

«РФ СТАЛА СМОТРЕТЬ НА ЗАРУБЕЖНЫЕ МИССИИ БОЛЕЕ ЛОЯЛЬНО, А СЛЕДОВАТЕЛЬНО, СТОИТ ЗАДУМАТЬСЯ, НА КАКИЕ УСТУПКИ МЫ ПОШЛИ»

Константин МАШОВЕЦ, военный эксперт:

— В идеале введение полицейской миссии ОБСЕ на Донбасс должно стабилизировать ситуацию для того, чтобы прекратились обстрелы, создать условия для политического урегулирования конфликта, то есть проведения выборов и других пунктов из комплекса Минских соглашений. Но на практике это будет зависеть от характера миссии и того, насколько эффективно она будет контролировать тот участок российско-украинской границы, который в настоящий момент находится под оккупацией.

Считаю, что Запад не пойдет на то, чтобы снять с РФ санкции до того, как Кремль выполнит весь пакет условий по Минску. После введения такой миссии вряд ли это произойдет мгновенно. Хотя сигналы о том, что Запад готов снимать санкции с РФ, уже поступают. И это не может не тревожить. Не будем забывать, что для выполнения Минских соглашений РФ должна вывести с Донбасса свои войска. Киев настаивает на том, чтобы помимо российских войск оттуда ушли и оккупационные режимы.

Но я не вижу особого желания ни со стороны РФ, ни со стороны предводителей «ЛНР» и «ДНР» оставлять эти территории. Они, наоборот, хотят легализироваться. Следовательно, проводить выборы в таких условиях там нет смысла. Этих террористов никогда не признает ни Киев, ни мир. Посадить же за стол переговоров Киев с представителями оккупационных режимов России никак не удастся. Это должен понимать и Запад. Для украинского военно-политического руководства такие переговоры с бандитами будут означать потерю власти.

Я согласен с тем, что к ОБСЕ есть много претензий, в частности и потому, что там чувствуется мощное российское лобби. Конечно, существует риск того, что в составе полицейской миссии ОБСЕ будут и россияне. Если так произойдет, то Киев, безусловно, пересмотрит свое отношение к этой миссии. Вообще, до последнего времени РФ не соглашалась на присутствие каких-либо посторонних миссий на Донбассе. Сейчас же видим, что РФ стала смотреть на это более лояльно, а значит, стоит задуматься, на какие уступки мы пошли, чтобы это произошло.

Автор: Валентин ТОРБА, «День»

 

You may also like...