Россия: драмы на дорогах
Впереди сезон летних отпусков. Сотни тысяч украинцев проведут их в путешествии. Многие отправятся в соседнюю Россию на собственных автомобилях. С какими превратностями судьбы они могут столкнуться? Что нужно сделать, чтобы дорожных неприятностей избежать?
На днях в кругу знакомых мы разговорились о том, где и как мы отдыхали прошлым летом. Обсуждали погоду, курорты. Делились впечатлениями о том, как добирались до мест отдыха. Мы в основном автолюбители со стажем, и поэтому на юг, как правило, путешествуем на машинах.
– Который год езжу по этой трассе, а ее как ремонтировали, так и ремонтируют. Бесконечный ремонт, – рассказывает один мой товарищ, – на дорогах строительной техники полно. Бывает, что по часу в пробке стоишь, будто ты в центре Москвы, а не где-то между Воронежем и Ростовом. Все злые… жара… Ремонтники пытаются как-то движение регулировать, но их не особо слушают.
– А гаишники?
– Им не до того, – подхватывает второй, – все вдоль дорог с радарами. У них лето – что-то вроде сезона сбора урожая у колхозников. Некогда отвлекаться – тут как в пословице: один день год кормит.
– Представляешь? – оживляется один из моих собеседников. – Еду я около трех часов, ноги затекли, курить охота… В общем, решили остановиться. Увидели рядом с трассой пруд, съехали к нему, стоим, чай пьем. Вдруг с дороги съезжает милицейская машина и – прямиком к нам!
– ГИБДД, наверное, – предположил я.
– Я и сам так вначале решил, – качает он головой, – думаю – вдруг тут у них заповедная зона и останавливаться нельзя. Нет. Подъехали они, посмотрели на нас и вежливо так спрашивают: «Все у вас нормально?» Мы отвечаем: «Все». Они нам говорят: «Вам лучше здесь не задерживаться. Время идет к вечеру, темнеет быстро. Не хотите неприятностей – проезжайте. А то тут у нас пошаливают». Мы, конечно, быстро в машину сели и рванули дальше.
– Хорошо, что так, – замечаю я, – о вас позаботились, все-таки о безопасности забывать не надо. Сто человек проедут нормально, а у сто первого может все сложиться по-другому. Как, например, у семьи Чудаковых прошлым летом.
…Утром на федеральной трассе «Дон» в районе поселка Рассвет Ростовской области в автомобиле ВАЗ-2115 милиция нашла четыре мертвых тела. Семью Чудаковых (мужа, жену и двух детей – 7 и 11 лет), остановившуюся переночевать на обочине дороги, сначала расстреляли из ружей, а потом добили ножами. На теле у одиннадцатилетней Вероники оперативники насчитали двадцать ножевых ран. Вещи убитых были выброшены из машины – видимо, преступники искали ценности. Так для полковника Дмитрия Чудакова, командира нижегородского СОБРа, закончилось путешествие вместе с семьей к морю.
Дикий юг
Российские дороги небезопасны для путешествий. И переломить эту неприятную ситуацию власть, увы, не в силах. Лидерство по числу грабежей и разбойных нападений держат автодороги федерального значения «Россия», «Урал», «Кавказ» и «Дон». Именно на этих трассах чаще всего угоняют автотехнику. Именно здесь водители-дальнобойщики подвергаются самому большому риску быть ограбленными, а иногда и убитыми. Преступники, как правило, действуют большими группами, в составе которых кроме боевиков есть и своя «разведка», и специалисты по сигнализациям. Они хорошо вооружены. Жертву иногда отпускают через определенное время восвояси. В других случаях люди пропадают вместе с автомобилями и грузами.
Грабят даже автобусы, совершающие междугородние рейсы. Недавно грабители, переодетые в форму сотрудников ГИБДД и ОМОНа, остановили автобус, следовавший в Ростов-на-Дону. По словам очевидцев, бандитов было примерно десять человек. Они были вооружены пистолетами и автоматами. Быстро отобрав у пассажиров деньги, ювелирные украшения и мобильные телефоны, преступники скрылись.
Особую группу риска составляют путешественники, отправляющиеся к морю. Пристальным вниманием бандитов пользуются отпускники на дорогих иномарках – «Лексусах», «Мерседесах», «БМВ» и т.д. За подобной целью преступники, как правило, следят не одну сотню километров – уж больно крупный куш их ожидает в случае успешного исхода дела. Впрочем, передвижение на менее престижном автомобиле вовсе не гарантирует успешной и безопасной поездки. На припаркованные автомобили бандиты нападают ночью вне зависимости от дороговизны машины. Их целью в данной ситуации являются наличные деньги, которые везут с собой курортники. В этом случае убийства совершаются практически бессмысленно (поскольку ничего особо ценного преступникам забрать не удается) и с особой жестокостью. Убивают всех, кто может оказаться свидетелем преступления.
«Мы прилагаем все усилия, – говорят в Департаменте уголовного розыска МВД России, – но такие преступления из числа самых сложных». К сожалению, раскрывается только каждое четвертое преступление на дороге. А нападений происходит немало. До тишины и спокойствия далеко: в прошлом году произошло 1363 грабежа и 1333 разбойных нападения. И это только зарегистрированные случаи.
Для того чтобы обезопасить людей от «джентльменов удачи», создаются оперативно-следственные бригады, так называемый дорожный спецназ. Переодетые милиционеры изображают лохов-водителей, регулярно проверяют особо опасные участки дорог. Однако патрулировать трассу на всей ее протяженности в уголовном розыске считают невозможным и нецелесообразным – «в конце концов есть же ДПС», – резонно замечают они. Только в списке приоритетов для сотрудников ГИБДД безопасность водителей на дорогах занимает, увы, далеко не главное место.
На страже негосударственных интересов
В прошлом году я ехал в отпуск на юг по печально известной трассе «Дон». Наслушавшись всевозможных историй от своих друзей и знакомых, решил путешествовать только в светлое время суток и заночевать либо в охраняемом кемпинге, либо возле поста ДПС – в зависимости от того, что именно появится на дороге раньше. На улице стемнело, когда я уже проехал Ростов-на-Дону. Не заметив на этом участке трассы специальных заведений для ночевки, затормозил возле первого попавшегося поста ГИБДД. Съехав на обочину, приготовился было подремать до рассвета за рулем, как вдруг в зеркало увидел, как в мою сторону быстро (почти бегом) движется сотрудник, раздраженно помахивая жезлом. Достав из кармана бумажник, открыл дверь, вышел на улицу и…
– А ну давай отсюда, – рявкнул он мне, даже не взглянув на документы.
– В смысле? – растерялся я.
– Езжай, говорю, отсюда, понял? – и он для убедительности махнул мне жезлом, – здесь стоять нельзя, понял?
– Почему? – изумился я, – знака ведь нет?
– Я те дам знак, – разозлился он, – кому говорят, езжай.
Без лишних слов я сел в машину и уехал. Уже отъезжая, обратил внимание, что на то место, с которого меня согнал сотрудник ДПС, величественно парковалась большая фура.
Я вполне допускаю, что среди сотрудников ГИБДД немало людей, которые честно и бескорыстно выполняют свой долг на российских дорогах. Но случай, который я привел выше, лишнее доказательство того, что в основной массе они, к сожалению, совмещают государственную службу с коммерческими интересами.
Поэтому поток автомобилей, следующий на юг (когда большая часть денег еще не потрачена), привлекает к себе куда большее внимание сотрудников ДПС, чем не менее плотный поток машин, возвращающихся с моря. И на первом месте для них не безопасность водителей, а вопрос, каким образом помочь водителю расстаться с частью денег на посту ДПС. Ведь после резкого повышения штрафов за нарушения правил большинство водителей стали куда более дисциплинированными. И в ход пошли откровенные провокации.
Например, на отдельных участках федеральная трасса «Дон» до сих пор представляет собой обычную двухрядную дорогу, разделенную сплошной полосой. И вот представьте, что на этом участке со скоростью примерно 30 км/ч движется либо трактор, либо старый дребезжащий грузовик. Время от времени он даже замедляет ход и включает правый поворотник, якобы собираясь остановиться.
Редкий водитель в такой ситуации не поддастся искушению обогнать подобного тихохода. А впереди его уже ждут сотрудники ДПС. Пересечение сплошной линии – серьезное нарушение. Разумеется, нарушителю предложат «договориться на месте». Но придется выложить не одну тысячу рублей. А московские или питерские номера автоматически увеличат требуемую сумму вдвое. Нарушитель в конце концов отправляется дальше, сотрудники ДПС остаются в засаде, а «тихоход» продолжает медленно курсировать по участку. Он – часть «подставы».
Также очень легко запутаться в знаках, установленных в местах, где трассу ремонтируют и расширяют.
– Обгоняете, – меня с улыбкой останавливают и просят «присесть» в машину сотрудников ДПС. Мои возражения, что я никого не обгонял, а лишь объехал припаркованную прямо на трассе технику, во внимание не принимаются. В конце концов сотрудник устает со мной спорить.
– Возможно, я и ошибаюсь, – говорит он, – вот приедете к нам через пару месяцев в суд по повестке, и все разъяснится.
Перспектива ехать сюда, за тысячу километров от дома, еще раз, да еще по столь неприятному поводу, охлаждает мой пыл. Я уточняю размер отступного, отдаю деньги и получаю назад права.
Минуя пост ДПС, ловлю себя на мысли, что придорожных бандитов я опасаюсь почти так же, как и тех, кто призван меня от них защищать.
А как у них?
Северная Америка
Недавно мир облетела новость, родившаяся в самой демократической стране мира: власти американского штата Луизиана разрешили владельцам автомашин стрелять без предупреждения во всякого, кто будет пытаться силой завладеть их средством передвижения. Этот закон, принятый, кстати, 131 голосом против 1, был инициирован домохозяйками, которые чаще других становятся жертвами разбойных нападений – особенно на громадных стоянках возле супермаркетов. Примечательно, что закон разрешает открыть огонь на поражение, даже если грабитель не вооружен и высказывает лишь «устную» просьбу покинуть авто или отдать кошелек.
Европа
Лидерство по числу нападений на дорогах в Европе занимает Польша. Жертвами преступлений чаще всего становятся водители престижных марок (Mercedes, BMW, Audi, Porsche и др.). Идет охота также на хорошие внедорожники.
Преступники используют несколько способов кражи дорогостоящих автомобилей вместе с ключами и документами. Симулируют аварию, блокируют своими машинами автомобиль или устанавливают на дороге препятствия, чтобы заставить водителя съехать на обочину, прокалывают шины или подбрасывают на мостовую шипы прямо перед подъезжающей автомашиной, а нападают непосредственно сразу после замены колеса, используют момент остановки на красный сигнал светофора, чтобы выкинуть водителя.
Происходят случаи нападений методом «реагирования на полицейского». Воры встают на обочине в светоотражающих жилетах, дают встречным водителям сигнал проблесковым маяком и останавливают автомашину.
Бандиты действуют организованно, как правило, в группах от четырех человек с использованием двух машин. Преступники превосходно знают районы, в которых они совершают нападения, имеющиеся объездные дороги, многие из таких групп имеют так называемые «перевалочные базы».
Нападения часто происходят на выездах из Кракова и Катовиц, Познани, а также Белостока. Водителям стоит проявлять повышенную бдительность в районах городов Варшава, Пултуск, Жирардув, Гродзиск Мазовецкий, Груйец, Минск Мазовецкий и Сохачев.
Совет
1. Избегайте езды в темное время суток, особенно по пустынным трассам.
2. Останавливайтесь на ночлег и на отдых только в населенном пункте, у контрольного поста милиции (КПМ) или (что предпочтительней) на охраняемых автостоянках.
3. Не подвозите случайных пассажиров. За голосующим пешеходом (даже с ребенком, не говоря уже о соблазнительной красотке, невесть как оказавшейся у дороги) могут скрываться грабители, как правило – группа, а валяющийся на проезжей части пластиковый мешок может оказаться самодельным «ежом» для принудительной остановки автомобиля.
4. Не ешьте и не пейте в компании случайных соседей по стоянке.
5. При нападениях преступники часто используют милицейскую одежду и атрибутику. Поэтому помните, что человек в милицейской форме с жезлом – не обязательно инспектор ГАИ.
Как отличить настоящего инспектора от «липового»?
Главным образом, по косвенным признакам. Если в момент, когда вы едете по загородной дороге вдоль леса или по пустырю, вдали от населенных пунктов, вас останавливает человек в милицейской форме, есть большая вероятность того, что он – не автоинспектор ГАИ. Автоинспекторы пешком по таким дорогам не ходят.
Рядом с настоящим инспектором обязательно должен быть автомобиль специальной окраски, а на форменной одежде – жетон с личным номером. При общении с инспектором требуйте, чтобы он назвал свою должность, звание, имя и фамилию, номер жетона. Только после этого предъявляйте ваши документы: водительское удостоверение или временное разрешение, документы на автомобиль, талон технического паспорта. И по требованию инспектора – документы на перевозимый груз. Больше вы не обязаны предъявлять ничего!
В случае настоящей пpовеpки автоинспекторов должно быть не менее двух.
Перед тем как остановить машину, предупредите тех, кто едет с вами, о том, чтобы они не вмешивались в ваш возможный разговор с автоинспектором. Вести диалог с инспектором ГАИ должен только водитель.
Если на ваш автомобиль совершена попытка нападения или вы заметили подозрительных лиц у дороги, любыми доступными способами сообщите об этом на ближайший пост ГАИ.
Антон ФИРСОВ, Трибуна
Tweet