Криминальное чтиво улиц или «Дармопуки», уймитесь!

Сначала Киев украсили биллбордами с призывами «Візьми до рота» и «Роздвинь палички», теперь мы видим рекламные надписи: «Хто з них – бородатая чорнописька?» и «Твій хлопець – Дармопук?». О рекламе, которая нравственно калечит и даже убивает. 

– Это типичный сексизм, – уверенно говорят юные девушки, разглядывающие рекламный слоган «Якитории» на Подоле, в котором красивой девушке предлагают «взяти до рота»… «смачный» пельмень. – Вам, мужчинам, конечно же, такая реклама очень нравится (Вот уж не сказал бы – Авт.). Но представьте, если бы в ресторане «Возьми в рот» сказали вашей жене! К тому же на набережной гуляют с детьми, они запомнят это выражение, а потом начнут пересказывать в кругу сверстников.

Господа рекламисты уверены, что именно на это мы клюнем особенно охотно…

– Дело не столько в сексе, – считает студентка Лена Цымбал. – Тут не секс, тут пошлость, вульгарность – именно это самое худшее.

«Якитория» отметилась еще одним сомнительным достижением – слоганом «Раздвинь палочки» под изображением палочек для суши, оформленных в виде женских ножек. «Если это был способ запомниться любой ценой – он сработал. Я их запомнила. Поесть суши теперь пойду куда угодно, только не к ним», – возмущаются на интернет-форумах бывшие клиентки ресторана. Впрочем, переплюнуть в похабности «Гала Радио» ему не удалось. «Твой сосед шмаровоз?» – вопрошает их реклама недалеко от метро «Шулявка».

– Вы знаете, что такое «шмаровоз»? – спрашиваем мы проходящего мужчину.

– «Там были девочки – Маруся, Роза, Рая. И спутник жизни Вася-Шмаровоз», – напел проходящий мимо мужичок блатную одесскую песенку.

– А что такое «бородата чорнописька»?
Мужик замялся.

Оказалось, эти плакаты – реклама конкурса на самую нелепую фамилию. Только вот имеют эти слова и другой подтескт. Скажем, «шмаровозами» в уголовном мире называют сутенеров, которые возят клиентам «шмар».

– Ох, и задолбал же блатняк, – сокрушается 50-летний предприниматель Сергей Шелаев. – В этой рекламе все плохо: и оформление, и подтекст. Попробуй пойми, что они имеют в виду… Можно еще украинца Григория Шмаровоза вспомнить, героя Великой Отечественной. Но вокруг столько блатной музыки, уголовного жаргона, пошлости, что люди не про героя, а про сутенера подумают.

Установлены подобные «шедевры» вдоль оживленных трасс. Одни водители говорят, что им все равно – они следят за знаками, а не за плакатами. Другие утверждают, что такие надписи здорово отвлекают от ситуации на дороге.

Мы не ханжи, а вполне здоровые люди. Но кажется, наши рекламщики утратили всякое чувство меры. Биллборд на Леси Украинки зовет молодежь в водка-бар. На «Петровке» в рекламе фитнес-центра – фигурки занимаются сексом. На Жилянской приглашает в спорт-бар стоящая на четвереньках полуголая девица, лозунг: «Каждое очко – желанное!»

– Рекламщики научились использовать подтекст, двойной смысл, – говорит Сергей Шелаев. – И, придерживаясь буквы закона, запретить такую рекламу нельзя. Жаль…

– А я бы запретила, – говорит Ольга Аль-Тимини, мама с коляской. – Простым волевым решением власти. А то наши дети будут расти среди рекламы водки, призывов «раздвинь ноги», «открой рот» и спрашивать: «Мама, а наш сосед – шмаровоз?»

…В Нацкомиссии по защитe морали «Газете…» объяснили, что иногда ее специалисты инициируют собственные исследования, мониторинг телепрограмм, прессы, но в основном реагируют на запросы и жалобы граждан. На сегодня обращений по поводу «чорнописьки» не поступало, а потому сотрудники Комиссии повода заняться «непристойной» рекламой не имеют.

Сама сказала

«Это еще не самый «улет»

Оксана БЕГАН, маркетинг-директор «Гала Радио» :

– Аналогичная акция проходила у нас лет 8 назад, решили реанимировать ее и провести на более широком уровне с 22 марта по 31 мая, когда будет определена самая смешная фамилия в стране. Поискали в интернете, вспомнили, кому какие «перлы» встречались в жизни – например, у меня была преподавательница с фамилией Чорнописька.

Это еще не самый «улет». Некоторые экземпляры озвучиваются лишь в эфире, но явить их глазам публики не решились. На текущий момент на радио набралось более 300 участников с ну очень яркими фамилиями. Кому-то фамилии кажутся грубыми и непристойными, но ведь люди живут с ними и не меняют. Так что говорить, что публиковать их – пошло и некрасиво, означает оскорблять носителей этих фамилий.

Знающий человек

«Ненормативной лексики надписи не содержат»

Артем БИДЕНКО, глава координационного совета Ассоциации наружной рекламы Украины:

– Обычно люди на рекламу внимания не обращают, это происходит подсознательно. Поэтому рекламисты и их клиенты стараются привлечь внимание на свой продукт, используют яркие краски, перевернутый текст, животных или сексуальные мотивы, неприличные выражения, как в случае с «Гала» и «Якиторией». Мы можем возмущаться по поводу содержания рекламы, но прекрасно запомнили эти бренды. Мое мнение – молодежное радио станет в результате еще более популярным, а вот ориентированная на средний класс «Якитория», скорее всего, перегнула палку – использованные ею средства неадекватны поставленным целям. Хотя от комиссии по морали юристы компаний легко отбились бы: ненормативной лексики надписи не содержат, призыв взять в рот еду – не аморален, а кто что дальше додумывает, «Якитории» не касается.

Игорь Смага, Татьяна Негода, «Газета по-киевски»

*****

Криминальное чтиво улиц. Реклама вдоль дорог небезопасна, но… пополняет бюджет

C начала этого года, по словам заместителя начальника Департамента ГАИ Украины Сергея Будника в аварии попали почти 7 тысяч украинцев, из них 888 погибли. Причины — разные. Но в 2,5% ДТП виноваты рекламные щиты, расположенные вдоль проезжей части — так считает глава координационного совета «Ассоциации внешней рекламы» Артем Биденко.

Действительно ли реклама на дорогах опасна? Газета Ведомости приводит такие данные соцопроса. В том, что реклама отвлекает водителей, уверены 68% украинских пешеходов и водителей, — рассказывает аналитик компании «Research & Branding Group» Алексей Ляшенко. Примерно столько же украинцев вообще бы убрали рекламу с дорог (по информации С.Будника).

А.Биденко уверен: реклама может угрожать безопасности дорожного движения, но только в том случае, если закрывает дорожные знаки. А мнение замначальника Департамента ГАИ С.Будника: »…Реклама мешает. И наши действия направлены на то, чтобы ее упорядочить. Но, если смотреть реалистически, вообще убрать рекламу — это не выход. Ведь средства, полученные за ее размещение, наполняют бюджет — как государства, так и местного самоуправления. Отмена рекламы негативно скажется на населении — на выплате пенсий и так далее.

Как же влияет наружная реклама на водителей? Раздражает, нервирует? Может быть, все дело в том, что она слишком назойлива? «По статистике реклама нравится всего 3% граждан, — делится социологической информацией Артем Биденко. — Скажите, неужели кому-то нравится реклама по телевизору? А здесь — то же самое».

Тот же вопрос «Ведомости» задали директору компании «Украинский Медиа Монитор» Владимиру Пономареву. «Одна из причин недовольства людей рекламой — ее плохое качество. Красивая реклама вряд ли будет раздражать. К тому же реклама иногда помогает проснуться — например, когда едешь по трассе за городом, и засыпаешь от однообразного пейзажа за окном. И вообще, если что-то и отвлекает водителей — так это порой бессмысленные дорожные знаки. К примеру, зачем вешать знак «гололед» — если и так ясно, что гололед? «В целом, по словам эксперта, человек тратит полторы-две секунды на восприятие рекламного текста. Он не смотрит в упор на щит, а воспринимает рекламу вскользь. «Так что его, скорее, отвлечет красивая девушка, идущая вдоль дороги, чем какая-то реклама», — замечает г-н Пономарев.

Итак, водитель охватывает рекламу периферийным зрением. И, как ни странно, в таком случае эффективность запоминания рекламы выше, чем, если бы человек смотрел прямо на плакат. Так что не удивительно, что на трассах Америки, где машина нередко разгоняется до 160 км в час, все равно размещают крупные биллборды, говорит Артем Биденко. На такой скорости прочитать что-либо невозможно, но в подсознании информация откладывается.

Как рассказал нам Владимир Пономарев, если рекламный щит находится на расстоянии 5 метров, водитель воспримет половину информации. А если на расстоянии 8 метров, то всего 20 %. Но щиты вдоль дорог ориентированы не только на водителей, но и на пассажиров, которые могут спокойно глазеть по сторонам.

УКРАИНА — НЕ ФРАНЦИЯ

Во Франции аварий значительно меньше, несмотря на то, что транспорта там втрое больше, чем в Украине, утверждает Сергей Будник. Сравним: у нас в прошлом году произошло 5300 аварий, в 2008-м — 7 600, а во Франции ежегодно случается от трех до трех с половиной тысяч ДТП. И в отношении рекламы на дорогах правила у французов намного строже. Эрик Хойруп, эксперт проекта ЕС «Твиннинг. Безопасность дорожного движения в Украине» отмечает главные отличия двух стран.

Во-первых, реклама на украинских дорогах чересчур броская. Во-вторых, под дорожными указателями нередко размещается табличка с указанием направления к магазину, салону и другие сообщения рекламного характера. Тогда как во Франции подобное запрещено. В-третьих, во французских городах существуют так называемые черные точки — места без рекламы. Увы, в Украине вообще не проводились исследования о том, как влияет реклама на безопасность дорожного движения. Но, по словам Сергея Будника, «точки без рекламы», даже в качестве эксперимента, у нас невозможны, ведь бюджет сразу же не досчитается немалой доли средств.

Вот пример. На 9 мая рекламу на биллбордах города планировалось заменить плакатами с поздравлением от имени власти ветеранов Великой Отечественной войны. Причем, идея была с размахом — разом «выстрелить» поздравлениями чуть ли не на всех носителях внешней рекламы в столице! Однако, в конце концов, отдали под праздничную акцию лишь щиты вдоль нескольких крупных улиц. А если бы убрали всю рекламу, то за 5 дней городской бюджет, по словам самих рекламистов, не досчитался бы нескольких десятков тысяч гривен (к слову, сами рекламные компании могли бы потерять несколько сотен тысяч).

Пользы мало?

69, 1 тысяча рекламных носителей находятся в городах и селах Украины. Около 7,5 тысяч — на дорогах, соединяющих населенные пункты

В 2010 году в Украине демонтировали 1,3 тысяч рекламных конструкций, которые были размещены с нарушением правил, а 950 владельцев привлекли к административной ответственности.

Только 11% украинцев, опрошенных компанией

«Research & Branding Group», убеждены в полезности наружной рекламы вдоль проезжей части.

Читайте также: