Фото на память: российские водители научились обманывать камеры слежения на дорогах

1 июля, исполняется два года с момента введения в действие автоматизированной системы фото- и видеофиксации нарушений Правил дорожного движения. По данным ГИБДД, только за прошлый год благодаря этой технике было выявлено более двух млн. нарушителей. Инспекторы обращают внимание на то, что работа видеофиксаторов уменьшает число ДТП на автомагистралях страны. Эксперты в свою очередь отмечают, что результаты есть только на бумаге, а коррупционная составляющая в работе инспекторов, которая должна была уменьшиться, никуда не делась. 

Водители же всячески обходят штрафные санкции, делясь картами расстановки камер и используя подставных «нарушителей».

Москвичка Тамара Мазина испытала смешанные чувства, получив «письмо счастья» (в письмо входит постановление о правонарушении на дороге и квитанция об оплате штрафа) от ГИБДД. Штраф в 1000 рублей, конечно, огорчил женщину, зато впечатлила оперативность и аккуратность Госавтоинспекции. «Мою машину зафиксировала камера, которая расположена на 37-м километре Киевского шоссе, около населенного пункта Соколово, – рассказывает «НИ» девушка. – Предупреждающих знаков о приборе не было».

Факт нарушения она признает, поскольку вместо положенных 90 км/ч ехала 136 км/ч. «Нарушила я 10 мая, а 17-го мне пришло письмо – верх цивильности и добропорядочности, – делится водитель. – В конверте были фотография машины, где отчетливо виден номер, описание правонарушения, и тут же квитанция со всеми реквизитами – только придите и оплатите. Очень удобно». Г-жа Мазина говорит, что теперь сбрасывает скорость, когда подъезжает к Соколово, как и большинство водителей. Если быть внимательным, то камеру видно очень хорошо. «К столбу приделана широкая перекладина в обе стороны движения и прямо над дорогой висят камеры, – объясняет девушка. – Ходят слухи, что ее то включают, то выключают».

Департамент обеспечения безопасности дорожного движения (ДОБДД) МВД РФ регулярно сообщает о пользе и эффективности использования системы видеофиксации. По данным ГИБДД, количество нарушителей, отловленных автоматической системой слежения на дорогах, регулярно растет. В прошлом году было выявлено почти два млн. пренебрегающих правилами автолюбителей. За первый квартал 2010 года – более 600 тыс. Только в Подмосковье с начала года сотрудники Центра видеофиксации направили нарушителям ПДД 278 тыс. постановлений – штрафных квитанций на сумму более 180 млн. рублей.

На апрельской пресс-конференции глава УГИБДД Подмосковья Сергей Сергеев заметил, что внедрение системы видеофиксации, которая обошлась в 50 млн. рублей, пока не окупается. По его словам, установка одной точки с радарами над проезжей частью обходится в 3,5–5 млн. рублей в зависимости от количества полос на дороге. Но в то же время он подчеркнул, что цель достижения экономической рентабельности в данном случае не ставилась.

По словам начальника управления информации ГУВД Московской области Евгения Гильдеева, первичная функция таких камер – это профилактика аварий. «Система ставится в тех местах, где было максимальное количество ДТП, где гибли люди, – объясняет «НИ» милиционер. – Это помогает «предупредить рублем» человека, чтобы он задумался над тем, что есть правила».

О резком сокращении количества ДТП в тех местах, где установлены камеры фиксации нарушений, докладывают управления ГИБДД в разных регионах. В Казани, где камеры фиксируют нарушения скоростного режима и правил проезда через перекрестки, почти на 20% с начала года сократилось количество аварий. С похожими данными весной выступали сотрудники автоинспекций Адыгеи и Тамбовской области.

Президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин с ГИБДД не соглашается. «Главной задачей было наполнение бюджета, а результаты, судя по недовольству Минфина, плохие, – говорит «НИ» эксперт. – С точки зрения предотвращения совершения нарушений идея не способна работать». Г-н Травин объясняет, что в отличие от европейской практики у нас наказывают не тех, кто виноват в нарушении, а владельцев транспортного средства. «Получается, что один ездит по доверенности и нарушает, а квитанции получает невиновный собственник машины», – считает автоэксперт.

Регионы под колпаком

Сегодня комплексы видеофиксации установлены как минимум в 17 регионах страны, в общей сложности их около трех тыс. По оценкам специалистов, только Москва нуждается в 7–10 тыс. устройствах, а потребность в масштабах страны – 100 тыс. Основное нарушение, которое фиксирует камера, – это превышение допустимой скорости.

Одним из пилотных регионов наравне с Москвой и Московской областью, где система работает второй год, является Краснодарский край. Кубанское управление ГИБДД разработало систему оповещения автомобилистов о нарушениях, которые выявила система видеофиксации, с помощью мобильного телефона. С 1 марта 2009 года в течение нескольких минут информацию о своих прегрешениях на дорогах и штрафах может узнать каждый. Для этого достаточно быть абонентом «МТС», «Билайн» или «Мегафон». Сейчас в крае работают 54 камеры видеофиксации, причем 42 из них находятся в Краснодаре, а 12 – в Сочи. За 2009 год было выявлено 42 тыс. 454 нарушения ПДД. В основном граждане игнорируют знаки ограничения скорости.

К камерам видеофиксации жители Краснодарского края привыкли быстро, и особых нареканий их работа не вызывает. Одно время на местных автомобильных форумах бушевала дискуссия о технической возможности обмана камер, предлагались самые разные способы, включая такую экзотику, как проезд опасного места со скоростью более чем 200 км/ч. Но постепенно народ привык к «письмам счастья» и стал платить.

Более сотни камер работают над городскими магистралями Ростова-на-Дону. За неделю автомобилисты-лихачи в среднем получают по 500 «писем счастья». По словам начальника ростовского УВД Константина Кохно, не всех нарушителей удается выявить и в будущем ждать от системы 100-процентной распознаваемости не стоит. По его словам, есть объективные факторы, которые мешают камерам распознавать нарушителей. Во-первых, это погода. Камеры страдают от снега и сильных перепадов температур – объектив потеет. Во-вторых, ночью далеко не везде есть достаточное освещение. Кроме того, иногда камеры «не видят» номера машин из-за того, что автомобили движутся слишком близко друг к другу или слепят своими фарами. В региональной ГИБДД уверяют, что систему скоро отладят и введут в эксплуатацию еще 28 камер.

Северная столица пока отстает в обеспечении дорог видеофиксаторами. Первые приборы в Санкт-Петербурге и Ленинградской области заработали два месяца назад – 1 мая. Здесь систему, видимо, тоже придется серьезно настраивать. Первые штрафы уже получили сотрудники районной вневедомственной охраны, спешащие на вызов. В начале июня автомобиль ехал по тревожному вызову с включенной мигалкой и превысил скорость на 31 км/ч, однако на присланной фотографии этого не видно. Теперь милиционеры будут разбираться со своими коллегами, поскольку бюджета на оплату таких постановлений нет.

Не знают как быть и водители «скорой помощи». Сотрудник одной из станций в своем блоге под ником doctor_boroda рассказал, что на его автобазу «скорой помощи» за месяц пришло 18 постановлений о вынесении штрафа за превышение скорости. В основном суммы небольшие – 300 рублей. Блоггер напоминает, что по правилам, если спецтранспорт движется с включенным сигналом, «ни скорость, ни рядность, ни приоритет проезда, ни знаки, ни светофор не учитываются». УГИБДД города отмечает, что штраф можно обжаловать, предоставив документы, что автомобиль двигался по служебному заданию. Но doctor_boroda сомневается, что такая практика эффективна. «Если придется доказывать, что машина ехала на вызов или с больным, то надо поднимать журналы, карты вызова, – сетует блоггер. – А если таких постановлений будет по 15–20 штук в день приходить?»

Штраф штрафу рознь

Cегодня широко распространилось мошенничество с ложными квитанциями на уплату штрафов. Начавшись в столице, «модная» афера пробралась во все уголки страны. В городе Златоусте Челябинской области аферисты немного опередили чиновников. Водители начали получать поддельные квитанции раньше, чем в городе появились камеры видеофиксации.

Схема обмана достаточно проста и одинакова во всех регионах. Водители находят в своих почтовых ящиках «письма счастья» якобы от ГИБДД. «Левые» извещения оформлены почти по всем правилам. К ним прилагаются фотография машины, ее номер, указана скорость, номер прибора, зафиксировавшего факт нарушения, и даже фамилия инспектора, выписавшего штраф. Плюс бланк-квитанция с реквизитами для уплаты штрафа. На первый взгляд документ выглядит как настоящий, за исключением нескольких деталей. Например, в графе «получатель штрафа» значатся номера неких электронных кошельков вместо реквизитов Управления Федерального казначейства. Невнимательные автолюбители сразу оплачивают свой штраф, дабы не числиться в должниках. Внимательность сограждан в основном зависит от суммы штрафа, но мошенники стараются указывать небольшие суммы (от 300 до тысячи рублей) во избежание подозрений. Многие управления ГИБДД призывают проверять подлинность квитанции в отделении ГИБДД.

Спрос на подставных водителей

По статистике примерно 80% оштрафованных на основании видеозаписи лихачей добровольно оплачивают штраф. В отношении остальных дела направляются в службу судебных приставов для взыскания с них штрафов. Правда, если человек не согласен с выписанным штрафом, он может в течение 10 дней его обжаловать. По словам Евгения Гильдеева, основной поток жалоб связан с тем, что за рулем в момент нарушения находился не владелец транспортного средства, а другой человек.

Ответственный секретарь комиссии Общественной палаты по общественному контролю за деятельностью правоохранительных органов и реформированием судебно-правовой системы Олег Долгих замечает, что граждане часто обращаются с заявлениями о том, что видеофиксация нарушений происходит в местах, где нечетко организовано дорожное движение. «Например, поверх старой разметки неаккуратно нанесли новую, таким образом, вместо прерывистой линии получилась сплошная», – объясняет «НИ» г-н Долгих. Он напоминает, что камеры должны были сделать систему фиксации прозрачной.

Евгений Гильдеев напоминает, что система способствует снижению коррумпированности ГИБДД. «Камеры позволяют уйти от человеческого контакта инспектор – водитель», – уверен начальник управления информации ГУВД Подмосковья. Председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин на помощь техники в борьбе с коррупцией не надеется. «Мобильные приборы часто используются теми же сотрудниками ГИБДД. Они останавливают машины, показывают зафиксированное нарушение ПДД и вымогают взятку, чтобы не передавать информацию в центр видеофиксации», – говорит «НИ» эксперт. По его мнению, камеры могли бы быть эффективными, если бы их использовала профессиональная и реформированная служба ГИБДД.

Тем временем автолюбители всячески стараются уйти от наказания. Сеточки и оргстекло, которые надеваются на номера машин, чтобы те не смогли распознать камеры, давно устарели. «Такие вещи работе камер совершенно не мешают. Номер определится все равно», – утверждает Евгений Гильдеев. Виктор Травин рассказывает, что штраф можно легко обжаловать, главное – сдать другого водителя. «Если вам приходит «письмо счастья», то вы пишете заявление в орган, выписавший вам штраф, что за рулем был другой человек, – объясняет тонкости эксперт.

– Предоставляете его номер, данные». Задача «виновника» примерно два месяца уклоняться от встречи с инспекторами ГИБДД. После чего срок давности административного правонарушения истекает. «Вы приходите с ним в милицию, с вас списывают этот штраф, а ему уже его не могут предъявить», – говорит г-н Травин. И люди уже стали зарабатывать на этом. В Интернете много объявлений, где предлагается «побыть» виновником правонарушения за деньги. «Допустим, вам штраф пришел на тысячу рублей, а они готовы подработать и за 300. 700 рублей удалось сэкономить, – подсчитывает эксперт. – Скоро за выезд на «встречку» штраф повысится до пяти тысяч рублей, и бизнес будет только расти».

МАРИЯ МОРОЗОВА, СЕРГЕЙ ПЕРОВ, Краснодар

ОДНИ АМЕРИКАНЦЫ ВЫСТУПАЮТ ПРОТИВ КАМЕР НА ДОРОГАХ, ДРУГИЕ – ЗА

Камеры автоматической фотофиксации нарушений дорожных правил были впервые использованы в США в 2002 году. Во всех крупных и малых городах страны они стали работать по указу федерального транспортного департамента. Люди сразу окрестили эти устройства «красными камерами». В частности, они фиксируют те случаи, когда машина пересекает линию перекрестка дороги на красный свет или когда автомобиль не останавливается на линии перекрестка на желтый свет.

Через пару недель после нарушения дорожного правила водитель получает «тикет» (от англ. – ticket), то есть штрафной талон. Сумма штрафа высока. Она устанавливается администрацией городов и колеблется от 100 до 150 долларов. Фотография штрафного талона является неопровержимым доказательством нарушения и указывает время и место – где и когда оно было совершено. Водитель имеет право обжаловать штрафной талон. Но против фотоснимка, как говорится, не пойдешь. И не поедешь.

В Чикаго «красные камеры» были установлены в 2003 году. Сейчас они красуются на четырехстах главных перекрестках с наиболее интенсивным движением. Приблизительно в 200 метрах от «красных камер» размещаются вывески, предупреждающие об автоматической фотографии любой машины, нарушающей правила дорожного движения. В целом в штате Иллинойс, в котором находится Чикаго, таких автоматических фотографов в два раза больше, чем в самом Чикаго. Недавно транспортный департамент города подвел итоги работы «красных камер» с момента их появления в Иллинойсе. «Нет никаких сомнений в том, что камеры автоматического фотофиксирования дорожных нарушений сыграли положительную роль», – поведал представитель департамента Брайан Стиил. – Движение на дорогах Чикаго и в других городах штата стало более безопасным, нежели в предыдущие годы, до появления на транспортных магистралях «роботов-надзирателей». Брайан Стиил сообщил также, что, по его данным, число ДТП с летальным исходом на перегруженных перекрестках городов Иллинойса сократилось на 20%, а общее количество нарушений дорожных правил уменьшилось на 10%.

Эти цифры подтверждаются сведениями правительственной службы, координирующей движение транспорта на хайвэях. Два года назад на всех скоростных магистралях тоже стали появляться «красные камеры». Их задача – фотографировать превышающих скорость водителей легкового и грузового транспорта. По статистике этой службы, численность наиболее опасных столкновений машин на хайвэях страны сократилась на 25%.

Но не всем «красные камеры» пришлись по душе. Жители некоторых городов протестовали против их появления. В Чикаго в феврале нынешнего года возле мэрии города состоялась демонстрация горожан, требовавших убрать «красные камеры», которые, по мнению митингующих, приносят мало пользы, но зато штрафы очень дорого обходятся нарушителям дорожного движения. Мэрия протест отвергла, и камеры с успехом продолжают свою работу. А вот суд города Авентура (штат Флорида) пару месяцев назад встал на сторону протестующих и вынес решение о запрете появления на дорогах «красных камер». Главным мотивом этого запрета стал высокий размер штрафов. Городская администрация, правда, обжаловала это решение в вышестоящую инстанцию. Окончательное решение ожидается в начале июля. А вот в другом городе Флориды, в Палм Бей, сложилась совсем иная ситуация. Его жители выступили с протестом против демонстрантов Авентуры, опасаясь распространения на их город и на другие города Флориды решения местного суда о запрете работы на дорогах «красных камер». Жители Палм Бей даже одобрили повышение стоимости штрафов нарушителей дорожных правил со 100 до 125 долларов.

Борис ВИНОКУР, Чикаго

НА УКРАИНЕ СОБИРАЮТСЯ ПРЕДУПРЕЖДАТЬ ВОДИТЕЛЕЙ, ЧТО НА ДОРОГЕ ИДЕТ ВИДЕОНАБЛЮДЕНИЕ

Начальник Департамента ГАИ МВД Украины Сергей Коломиец недавно пообещал, что на тех местах, где ведется видео- и фотонаблюдение за дорожным движением, будут установлены соответствующие информационные таблички, как это сделано, например, в странах ЕС. Но произойдет это нескоро – не раньше, чем будет внедрена по всей стране система видеофиксации нарушений ПДД. А пока, по словам г-на Коломийца, возможности проинформировать водителей о том, что их снимают, нет. Правда, главного автоинспектора Украины это совершенно не смущает. «Путь пока люди думают, что камеры везде. Будут аккуратнее. А когда камер будет, как в Европе, достаточно, поставим табличку», – говорит он.

Однако кое-какие секреты ГАИ раскрывают местные чиновники. Так, на днях стало известно, что на Чонгарском перевале, при въезде в Автономную Республику (АР) Крым, установлена система регистрации автомобилей, въезжающих на территорию полуострова. Об этом сообщил министр курортов и туризма АР Крым Андрей Сумцов. На базе Крымского курортно-туристического агентства установлена видеокамера и работает программа «Автоинспектор», при помощи которой производится регистрация автотранспорта и рассчитывается интенсивность потока автомобилей. Камера работает в течение светового дня, и сейчас как раз идет работа по обустройству дополнительного освещения трассы, что позволит обеспечить видеонаблюдение в круглосуточном режиме.

Кроме того, Департамент ГАИ МВД Украины планирует оборудовать служебные машины ГАИ камерами видеонаблюдения. По мнению чиновников, это позволит контролировать работу сотрудников Госавтоинспекции и сделает невозможной коррупцию в отрасли. «Когда у тебя есть возможность заплатить не 680, а 400 гривен, то ты ею попытаешься воспользоваться», – говорит «НИ» украинский автогонщик и шоумен Алексей Мочанов. Наш собеседник убежден, что никакие камеры наблюдения в машинах сотрудников ГАИ тут не помогут: «Ежу понятно, что человек, который сидит в автомобиле и видит перед собой камеру, вряд ли будет давать милиционеру деньги, равно как милиционер вряд ли будет их у него брать. Но камера не имеет возможности показывать все происходящее на 360 градусов. Вполне можно договориться о наказании по дороге от автомобиля нарушителя до автомобиля госавтоинспектора».

Яна СЕРГЕЕВА, Киев

Новые известия

You may also like...