Почем семя гения?

Десятки тысяч долларов за сперму сверхчеловека – новый вид мошенничества на размножении одарённых людей. Но желающих заплатить за гениальность будущего ребёнка немало.

 Британский интернет-ресурс Fame Dad с 2012 года предлагает женщинам услуги по искусственному оплодотворению. Стоимость их достаточно велика – от 24 тыс. долларов, но желающих заплатить за гениальность будущего ребёнка немало. Уникальность предложения в том, что это первый в мире банк спермы, донорами которой являются якобы только знаменитости. Исполнительный директор фирмы Дэн Ричардс доказывает, что в банке хранится биологический материал 40 звёзд шоубиза, спортсменов, актёров, удостоенных премии «Оскар». Но эксперты считают, что такой бизнес больше напоминает мошенничество.

Любая желающая дама может пройти тест на сайте, а затем выбрать кандидата в папаши, который соответствует её «индивидуальности, характеру и образу жизни». Имён отобранных идеальных доноров не раскрывают, но зато дают гарантии отсутствия генетических заболеваний, «идеальные условия и поддержку с самого начала этого ответственного процесса». Насколько часто рождаются гении вообще, реальны ли в принципе такие обещания?

Директор Центра мышления Сиднейского университета Аллан Снайдер и психолог из австралийского города Канберра Джон Митчелл, исследовавшие препараты мозга Эйнштейна, выявили частоту рождения гениев: один на 100 тыс. человек, причём частота их рождения проявлялась вне зависимости от страны, национальности и исторического времени.

«Это больше похоже на мошенничество, – говорит о попытках продать гениальность от звёздных пап заведующая лабораторией наследственных болезней обмена веществ Медико-генетического научного центра РАМН Екатерина Захарова. – Некоторые учёные считают, что умственные способности наследуются, но наследование очень сложный механизм, и родится от звёздного отца гений или идиот – предсказать очень трудно». Примеров, когда в семье, где родился гениальный или талантливый человек, в следующем поколении появляется не менее гениальный, крайне мало.

«О связи ума и красоты с генетическим наследованием люди давно задумываются. Но реальные результаты получают не так уж давно, – прокомментировал для «Нашей Версии» предложение зачать от гениальных звёздных пап заведующий сектором биоэтики Института философии РАН и преподаватель кафедры философской антропологии Павел Тищенко. Эксперт напомнил об экспериментах в Сингапуре, которые были разработаны и проведены в обществе в 80-е годы прошлого века американскими психологами и генетиками.

Там параллельно шли две программы: позитивная и негативная. По первой успешным незамужним молодым женщинам с высшим образованием предлагалось оплодотворение спермой (иногда просто естественным путём) от продвинутого в области интеллекта донора в обмен на уход и обеспечение на весь период беременности, обеспечение ребёнка всем необходимым, поскольку превалировал взгляд, что успешность и ум передаются на генном уровне.

Вторую группу неуспешных и бедных женщин стимулировали к отказу от беременности, считая, что бедность – это тоже генетически передаётся по наследству от родителей. Взамен давали квартиру и некоторую сумму денег. Оказалось, что геномы родителей так перемешиваются, что нет никаких оснований ожидать запланированного результата. Всё дело в том, что новый человек рождается совершенно отдельным социальным существом, объясняет эксперт. Биологический принцип селекции, который работает у животных, у людей не работает, потому евгеника, как называют науку по выведению суперчеловека, неэффективна.

«Хромосомы так переплетаются и обмениваются участками, что технически получается очень сомнительный заданный результат, и никакого энтузиазма он уже учёным не приносит, – заметил Павел Тищенко. – Результат возможен только при клонировании клеток, когда не вмешивается в скрещивание вторая особая клетка с иным генетическим набором». Но это – будущее.

«Вывести» искусственно гениев пытались неоднократно. Самым известным является эксперимент учёного-генетика Роберта Грекхема. Он создал банк спермы нобелевских лауреатов, чтобы давать возможность через искусственное оплодотворение получить поколение сверходарённых детей. Кто был донором у Грекхема, достоверно неизвестно. Вроде бы среди них были Джонас Солк, один из открывателей вакцины от полиомиелита, и Уильям Шокли, получивший Нобелевскую премию по физике в 1956 году за изобретение транзистора. В результате эксперимента в Эскондидо, в Калифорнии, с помощью искусственного оплодотворения в период с 1980 по 1999 год родились 200 детей, но их мозг и способности практически ничем не отличались от данных их сверстников.

Из 200 детей только один показал удивительные результаты. В два года Дорон Блейк умел пользоваться компьютером, в пять читал трагедии Шекспира. Его IQ равнялся 180, но никаких достижений за всю жизнь у него так и не было, а к 25 годам у него зафиксировали наркозависимость. В 1999 году банк спермы гениев окончательно закрылся.

Далеко не все одарённые дети делают гениальные открытия, ещё меньше из них получают признание. Тех, кого реально признали, на Земле живёт еще меньше, их всего-то около 400 человек за всю историю человечества, примерно один на 50 млн человек. И отличается этот один от остальных, по научным данным, принципиально иной структурно-функциональной организацией мозга.

В книге «Генетика и гениальность» Владимир Эфроимсон описывает признаки гениальности: высокий лоб (чем выше лоб, тем человек умнее, например Сократ, Пётр I, Столыпин). Кроме того, у гениев часто диагностируется гиперурикемия — повышенный уровень содержания в крови мочевой кислоты, по химическому строению она сходна с кофеином). Диагноз отмечен у Птолемея, Александра Македонского, Ивана Грозного.

Многих отличает непропорциональность телосложения (синдром Марфана): высокий рост при худом, сухом теле, паукообразные пальцы, длинные конечности, иногда подвывих хрусталика глаза и врождённый порок сердца. У них может быть повышенный выброс адреналина, сильнейшего стимулятора общей и умственной активности. Среди таких – Авраам Линкольн, Никола Тесла, Ханс Кристиан Андерсен. Исследователи также указывают на возможность резких перепадов настроения (циклотимия). Апатия, тоска резко сменяются творческим подъёмом.

Таковы были Александр Пушкин, Винсент Ван Гог, Роберт Шуман, Уинстон Черчилль. Встречался у гениев и гермафродитизм, или синдром Мориса. Внешне эти люди выглядят как высокие поджарые женщины со стройным телом «легкоатлетического» типа: Жорж Санд, Жанна д’Арк.

«Я убеждён, что это непорядочный бизнес, – сказал «Нашей Версии» президент Всероссийского общества гемофилии и сопредседатель Всероссийского союза организаций пациентов Юрий Жулёв.

– С научной точки зрения такие обещания не доказаны, а с моральной вообще дурно пахнут. Неоднократно уже обсуждался вопрос проведения ЭКО с учётом расы и вообще правовых тонкостей. Что касается обещания талантливости, музыкальности, высокого IQ, то это просто авантюризм, как мне кажется. Обычно на детях гениев, как говорят, природа отдыхает. Моё мнение – донор спермы должен быть протестирован на наследственные заболевания, но, к сожалению, тестирование сложно и дорого, и проводят ограниченное количество тестов».

Эксперт напомнил, что при гемофилии носительницей ущербного гена чаще бывает женщина, к примеру, это может быть сестра донора. И тесты нужно проводить обязательно. «Я бы ещё акцентировал внимание на неэтичном поведении околомедицинского бизнеса, – подчеркнул Юрий Жулёв.

– К примеру, одно из тяжёлых генетических заболеваний сейчас иностранные клиники предлагают лечить пересадкой печени. Но никто не предупреждает, что кроме того, что придётся заплатить огромную сумму, пациент ещё получит такие побочные эффекты, что для того, чтобы их устранить, потребуется настолько сложное пожизненное лечение, что смысл пересадки просто исчезает. Где же медицинская этика? Далеко не всегда она присутствует и в случаях с проведением ЭКО».

Специалисты отмечают и то, что в области искусственного оплодотворения до сих пор слишком много законодательно не отрегулированных этических пробелов. «Во-первых, донорам спермы платят деньги, значит, они продают биоматериал для разных целей. Много вопросов по собственности биоматериала, по анонимности, и в РФ они тоже до конца не урегулированы. Имя донора сейчас узнать нельзя, а если речь будет идти о передаче генетической болезни? Подходы к этой сфере биологии и манипуляций до сих пор спорны», – заключил Павел Тищенко.

Автор: Ирина Власова, Наша версия (№ 46)

You may also like...