Почему погоревшие на взятках чиновники возвращаются во власть
На фоне разразившегося в Украине политического кризиса и громких заявлений ряда высокопоставленных чиновников об отставке практически незаметно прошла новость о том, что суд постановил восстановить в должности экс-главу Госслужбы занятости Ярослава Кашубу, которого обвиняют во взяточничестве. Ситуация вокруг экс-главы Госслужбы занятости – яркий пример того, как обвиняемые в коррупции не только избегают ответственности, но и пытаются вернуть свои посты, считают эксперты.
Как известно, 11 сентября 2015 года сотрудники СБУ совместно с Генпрокуратурой задержали Ярослава Кашубу в служебном автомобиле в центре Киева во время получения взятки в размере 622 тыс. грн. как пишет газета «Сегодня», по версии СБУ, "чиновник организовал механизм получения взяток от участников тендерных торгов, которые проводила госслужба".
Тогда же сообщалось. что открыто уголовное производство по ч. 3 ст. 368 (принятие предложения, обещания или получения неправомерной выгоды должностным лицом) и ч. 3 ст. 28 (совершение преступления группой лиц, группой лиц по предварительному сговору, организованной группой или преступной организацией) УК Украины.
Через несколько дней после задержания министр социальной политики Павел Розенко уволил не только Ярослава Кашубу, но и всех руководителей Государственной службы занятости, как центрального аппарата, так и областных подразделений.
Ярослав Кашуба. Фото: ГСЗ
Вместе с тем, Печерский суд постановил восстановить Кашубу в должности с 12 января 2016 года. "У меня есть официальное заявление его адвоката о том, что срок отстранения его (Кашубы) с должности закончился, и так как никаких судебных разбирательств по этому делу нет, он должен вернуться на работу", – рассказал министр ZN.ua.
При этом Павел Розенко сообщил, что никакого судебного рассмотрения дела о взяточничестве нет. "Как реагировать на эту ситуацию? С одной стороны есть факты, которые видели и я, и все остальные, с другой стороны – нет никакого продолжения у этого дела. Зато есть решение суда о том, что я обязан восстановить Кашубу в должности главы Государственной службы занятости", – отметил министр.
Розенко заявил, что не будет восстанавливать в должности чиновника-взяточника и продолжит судебные разбирательства.
Комментируя сложившуюся ситуацию, глава СБУ Василий Грицак пообещал, что Кашуба будет привлечен к уголовной ответственности. По его словам, после того, как была задокументирована коррупционная деятельность Кашубы, его следовало бы отстранить от должности, а не увольнять, чтобы он потом восстановился. "Я думаю, что ошибка будет исправлена – и он понесет наказание", – сказал Грицак в интервью "5 каналу".
А президент Петр Порошенко заявил о неприемлемом бездействии правоохранительных органов и руководства правительства в борьбе с коррупцией.
"Чиновники, в отношении которых имеются обоснованные подозрения в совершении коррупционных преступлений, должны освобождаться от должности или, по меньшей мере, быть отстранены от исполнения должностных обязанностей на время проведения следствия и суда. Жду эффективной и результативной реакции на указанные факты", – говорится в письме президента, адресованном премьеру, генпрокурору и Директору Национального антикоррупционного бюро.
Почему так происходит
По мнению правозащитника Эдуарда Багирова, у сложившейся ситуации может быть два объяснения: либо власти и правоохранители в очередной раз сыграли на пиар, и не собрали необходимое количество материалов, доказывающих вину в получении взятки или коррупционной деятельности Кашубы, либо же Кашуба дал взятку судье. "Третьего варианта просто нет", – пояснил правозащитник Сегодня.ua.
Таково уж украинское законодательство, отмечает глава центра "Третий сектор" Андрей Золотарев. "Все дело в нюансах украинского законодательства. Оно – как швейцарский сыр с дырками – изъедено всевозможными лазейками и уловками. Многие годы, возможно, и не без умысла формировалась такая ситуация, которая при наличии серьезной юридической помощи способна вывести из-под уголовной ответственности практически любого. Главное – наличие финансовых средств, связей и т.д.", – сказал он Сегодня.ua.
И сегодня в Украине мы наблюдаем верховенство власти и денег, а не верховенство закона, добавляет директор Института глобальных стратегий Вадим Карасев. "Это спекулирование и эксплуатация необходимой в любом юридическом инциденте юридической процедуры. Процедуры используют в своих целях те, у кого есть власть и деньги. У нас еще нет верховенства закона. Есть верховенство либо власти, либо денег", – пояснил эксперт Сегодня.ua.
Что дальше
Как известно, случай с Ярославом Кашубой – далеко не единственный. Уже целый ряд чиновников и правоохранителей либо были задержаны во время получения взятки, либо подозреваются в коррупционных действиях.
Все прекрасно помнят громкое задержание главы Государственной службы по чрезвычайным ситуациям Сергея Бочковского и его первого зама Василия Стоецкого прямо на заседании правительства.
Также на слуху дело так называемых "бриллиантовых прокуроров" – первого заместителя начальника Главного следственного управления Генпрокуратуры Владимира Шапакина и заместитель прокурора Киевской области Александра Корнийца. К слову, Корниец уже заявлял, что намерен, восстановится в должности, с которой был уволен после коррупционного скандала.
Однако пока ни по этим, ни по другим скандальным делам, связанным с коррупцией в высших эшелонах власти, каких-либо обвинительных решений в судах принято не было. А сами фигуранты выпущены под залог.
"У нас борьба с коррупцией идет на низовом уровне, а фигуранты громких коррупционных дел, как правило, легко уходят от ответственности. Кроме того доказать такого рода верхушечную коррупцию очень тяжело, сюда надо добавить утрату квалификации правоохранителей (этот процесс начался еще во времена Кучмы). А в такого рода делах, как правило, очень много процессуальных изъянов в силу того, что профессионалы были вымыты из системы. Это все вместе складывает парадоксальную ситуацию, что у нас борьба с коррупцией, по большей части, остается декларацией", – отмечает Андрей Золотарев.
К тому же у нынешней политической элиты нет никакого желания как-то изменить эту ситуацию, уверен Эдуард Багиров. "Президент, премьер, Верховная Рада должны принимать необходимые законы, чтобы было понятно гражданскому обществу: взяли на взятке чиновника – он будет сидеть. Но они не хотят менять правила, они не оставляют лазейки для себя, чтобы можно было этим воспользоваться в будущем когда они уже не будут у власти", – считает правозащитник.
При этом борьба с коррупцией не сводится к посадкам высокопоставленных чиновников-взяточников, добавляет Вадим Карасев.
"Борьба с коррупционерами – это лишь верхняя часть айсберга. Для подавления коррупции нужна системная работа: нужно отстраивать другую систему государственных институтов правоохранительных органов, нужен независимый суд, подконтрольные избирателям парламент и исполнительная власть", – сказал он.
При этом эксперт добавил, что очень трудно говорить об эффективной борьбе с коррупцией, когда половина экономики страны находится в тени. "Тут кавалерийскими наскоками коррупцию не убьешь, надо, прежде всего, искоренять политико-экономические корни коррупции", – считает Вадим Карасев.
И пока сама основа для коррупции в Украине не искоренена, добавляет Андрей Золотарев. "К сожалению, не искоренены основы коррупции, когда то, или иное место превращается в бизнес-ресурс, когда полномочия конвертируются в денежные средства", – пояснил он.
При этом эксперты уверены, что у Запада сегодня есть инструменты, чтобы подтолкнуть украинскую элиту к реальной борьбе с коррупцией.
"У Запада сейчас есть достаточно серьезные рычаги хотя бы потому, что наши мега-коррупционеры должны понимать, что своими колоссальными состояниями они могут попросту не воспользоваться: счета могут быть арестованы, средства заморожены", – отмечает Андрей Золотарев.
При этом, с другой стороны, Запад привносит в нашу страну необходимый институциональный инструментарий, добавляет Вадим Карасев.
"Создание разного рода антикоррупционных органов – это практика западных стран. Но это скорее борьба с коррупционерами, а не с коррупцией, как политико-экономическим и социальным явлением. А для этого нужна более здоровая экономическая политика, которая позволит бизнесу выйти из тени", – пояснил эксперт.
В целом же, как отмечает Андрей Золотарев, борьба с коррупцией становится трендом политического сезона. "В 2016-2017 возможны парламентские выборы и антикоррупционная риторика будет одним из ключевых пунктов повестки дня", – отметил эксперт.
При этом он добавил, что без изменения отношения украинцев к коррупции не только в верхах, но и в низах, реальные системные изменения в этом вопросе будут вряд ли возможны.
Автор: Денис Скворцов, «Сегодня»
Tweet