Постсоветский бандитизм: конец банды мурманских угонщиков

По данным следствия, состав группировки был разношерст и огромен. Одни угоняли машины (в том числе и под заказ). Другие перебивали номера агрегатов и готовили товар к продаже. Третьи (сотрудники ГАИ и эксперты) оформляли липовые документы. Всего во время операции оперативниками было изъято 25 машин, среди которых восемь «Jeep Cherokee», несколько машин «Lexus», «Toyota», BMW, «Volkswagen Golf» и один раритетный «Ferrari» производства 50-х годов стоимостью несколько сотен тысяч долларов. С ареста мурманской преступной группировки, поставщиков угнанных автомобилей, началось дело группы «оборотней» из московской ГАИ.

В конце мая 2004 года все центральные телеканалы России обошла новость об аресте в Москве группы «оборотней» из столичной ГАИ, помогавших преступным группировкам легализовывать угнанные машины. В операции по задержанию принимали участие более 150 сотрудников Генпрокуратуры, Главного управления собственной безопасности (ГУСБ), МУРа и ГУБОПа. Как выяснилось в ходе следствия, среди поставщиков угнанных авто­мобилей были члены мурманской преступной группировки – Дмитрий Грибовский и неоднократно судимый за угоны Олег Курапов по кличке Итальянец. Именно с их ареста и началось дело гаишных «оборотней».

ВОРУЮТ ВСЕ!

24 мая Дмитрий Грибовский и Олег Курапов были задержаны в Москве около станции метро «Бабушкинская». Вместе с ними арестован и милицейский «куратор» – оперативный де­журный 3-го спецполка ДПС капитан Александр Морозов, пытавшийся продать за 4 тысячи долларов ворованный «Volkswagen Golf» (рыночная стоимость около 15 тысяч долларов). Роль покупателя сыграл один из сотрудников ГУСБ, ранее внедрившийся в преступную группировку. Рассчитавшись с капитаном Морозовым, он получил указание подняться из метро наверх, где его ждали двое гражданских помощников милиционера – Курапов и Гри­бовский. Втроем они отправились на автостоянку. Как только «покупатель» получил обещан­ный «Фольксваген», угонщики были арестованы. Кстати, это была четвертая встреча «поку­пателя» с продавцами – до этого на специально выделенные руководством МВД деньги он приобрел у них же «Гольф» и два «Пассата».

По данным следствия, состав группировки был разношерст и огромен. Одни угоняли машины (в том числе и под заказ). Другие перебивали номера агрегатов и готовили товар к продаже. Третьи (сотрудники ГАИ и эксперты) оформляли липовые документы. Всего во время операции оперативниками было изъято 25 машин, среди которых восемь «Jeep Cherokee», несколько машин «Lexus», «Toyota», BMW, «Volkswagen Golf» и один раритетный «Ferrari» производства 50-х годов стоимостью несколько сотен тысяч долларов. Как предполагает следствие, мурманские угонщики Грибовский и Курапов подались в столицу, где пытались наладить связи с местными ОПГ и промышляли продажей украденных иномарок благодаря связям с московскими «оборотнями» из ГИБДД. Однако за угонщиками числится немало «подвигов» и на родине.

НАГЛЕЦЫ С АППАРАТУРОЙ

Пытаясь закрепиться в столичной автомафии, мурманская группировка в течение полутора лет «практиковалась» на угоне престижных иномарок в родном Мурманске. После чего дорогостоящие машины перегонялись в Москву. Причем Грибовский и Курапов воровали машины, невзирая на статус владельцев, начиная от коммерсантов и местных «авторитетов» и заканчивая женами-домохозяйками состоятельных людей.

Престижные иномарки покидали хозяев средь бела дня в самых людных местах города, иногда – почти на глазах у владельцев, стоило только припарковаться, закрыть автомобиль и отойти от него буквально на десять метров. К примеру, один из мурманских рыбных коммерсантов лишился своего «Лендкрузера» прямо в центре Мурманска. Пока он в течение 15 минут разговаривал со своим знакомым, за углом угонщики вскрыли и похитили его джип. Грибовский и Курапов специализировались именно на престижных джипах «Тойота Лендкрузер», которые автомобилисты в просторечии именуют «кукурузниками». По всей видимости, машины в Мурманске угонялись по предварительному заказу московских покупателей. При стоимости джипа в 55 тысяч долларов он реализовывался с новыми документами за 15 тысяч.

Работали угонщики профессионально и, можно сказать, нагло. В один из дней без джипа остался мурманский «авторитет», приехавший в ресторан «Инари» на поминки убитого Голубца. Через час выйдя из ресторана, гражданин М. своего «Лендкрузера» не обнаружил, чему порядком удивился. Украсть автомобиль у «уважаемого человека» могли только очень профессиональные и уверенные в себе воры.

Профессионализм угонщиков подтверждает и тот факт, что уберечь машины не помогли и волшебные противоугонные средства – автосигнализации и иммобилайзеры (в буквальном переводе с английского – обездвиживатели, которые мешают вору запустить двигатель и уехать на автомобиле). Производители иммобилайзеров считают эти противоугонные установки чуть ли не панацеей. Но довелось слышать, что в Германию на спор вывозили русского специалиста, который буквально за 15 минут вывел из строя иммобилайзер «Ауди А8». Немцы только тогда поверили, что для российских жуликов нет ничего невозможного.

По словам начальника отделения по расследованию краж и угонов автотранспорта УВД Мурманской области Сергея Шучалова, мурманские похитители джипов применяли прибор, именуемый меткой, – сканер, который считывает коды автомобильной сигнализации. Комплект такого оборудования стоит около 5 тысяч долларов, но затраты себя окупают. Система работы подобных приборов следующая: выходя из машины, владелец ставит автомобиль на «сигналку», но она почему-то не срабатывает. Он думает, что слабо нажал кнопку или, может, села батарейка, нажимает еще раз – вроде все в порядке. Возвращается – машины нет. Все просто: в момент первого нажатия код перехватил граббер (устройство для считывания кода с брелка). В момент второго нажатия он подменяет код, так как у сигнализации он динамический. (В качестве граббера используют специальные приемники-передатчики и ноутбук. Сигнал от брелка-передатчика принимается, обрабатывается, выясняется необходимая последовательность, и появляется возможность сгенерировать код, снимающий сигнализацию с охраны. В нужный момент угонщик подключит передатчик к портативному компьютеру, нажмет пару кнопок, сядет в вашу машину и уедет).

Примерно такая же схема действует и при использовании двухкнопочных «пищалок». Уходя, хозяин машины нажимает на кнопку постановки на охрану – но она не срабатывает. Он ду­мает опять же, что села батарейка, истерически жмет на вторую кнопку, тем самым снимая сигнализацию с охраны,- в этот момент и происходит подмена кода. Кстати, распростра­ненной ошибкой многих автолюбителей является демонстрирование возможностей сигнализации. Не раз приходилось видеть, как хозяева дорогих автомобилей ставят их под охрану: издалека, на вытянутой руке включают сигнализацию, совершенно забывая, что возможности сканирующей техники угонщиков достаточно высоки, и тем больше шансов у преступников запеленговать и расшифровать радиосигнал.

Словом, в техническом оснащении мурманские угонщики были подготовлены на должном уровне.

СДЕЛКА НЕ СОСТОЯЛАСЬ

После угона джипы загонялись в «отстойники» – заранее подготовленные гаражи (угонщики не утруждали себя съемом боксов, а просто покупали гаражи), где автомобили- хранились, пока не поутихнет послеугонная лихорадка. Через какое-то время в Мурманск из столицы приезжал квалифицированный «ремонтник», он прямо в гараже перебивал номера агрегатов машины. Попутно в столице шла работа по первоначальной легализации автомобиля, который оснащался сопутствующими документами.

Затем следовал заключительный этап – перегон в столицу и реализация машин заинтересованным лицам. При перегоне угнанных автомобилей из Мурманска похитители пытались исключить всяческий риск. Например, известно, что зимой они специально нанимали трактор, чтобы расчистить дорогу, по которой можно было объехать Кильдинский пост ГИБДД, чтобы избежать лишней милицейской проверки.

Однако был случай, когда угонщики «вернули» автомобиль мурманскому владельцу. У одного из предпринимателей, занимавшегося рыбным бизнесом, среди бела дня угнали джип «Тойота Лендкрузер», после чего хозяин сильно затосковал. Любовь к родной машине была столь сильна, что «рыбник» по всем доступным каналам (официальным и неформальным) растиражировал готовность выкупить у угонщиков родной джип. Тогда за Грибовским и Кураповым уже охотились мурманские оперативники. Сыщики не исключали, что похитители могут выйти на владельца и предложить тому выкупить собственную машину. Появлялся реальный шанс задержать их с поличным при совершении сделки. Однако обокраденный предприниматель не стал сотрудничать с милиционерами: то ли побоялся возможной расправы со стороны угонщиков, то ли переживал, что похитители могут уничтожить его любимый автомобиль, узнав о милицейской «засаде».

Как бы там ни было, но хозяин машины изыскал в семейном бюджете «лишние» 27 тысяч долларов и выкупил джип. Угонщиков такой вариант вполне устроил: исключался риск при перегонке машины в Москву, да и в столице они заработали бы на продаже «сырой» (свежеворованной) машины всего 15 тысяч долларов. Словом, сделка по возвращению джипа состоялась без участия оперативников УВД Мурманской области. Рассказывают, что через несколько месяцев владелец «Лендкрузера» записался на прием к начальнику УВД Мурманской области и попросил милицию возместить ему понесенные затраты по возвращению джипа. Можно себе представить реакцию милицейского руководителя.

КОНЕЦ БАНДЫ

Что касается «послужного списка» мурманских угонщиков, то он постепенно пополнялся. Они украли еще пару джипов (один в Мончегорске, другой в Мурманске), угнали престижный автомобиль «Ауди А6», принадлежавший жене рыбного предпринимателя, «до кучи» увели ВАЗ-21099, припаркованный на улице Буркова. Еще несколько попыток угона сорвались: воры не смогли завести «Ауди А6», которая числилась за женой владельца мурманского наркологического центра, безуспешно пытались угнать машину директора фирмы «Рекома»…

В конце прошлого года мурманские оперативники вышли на след группировки и «пасли» их, ожидая очередной кражи и задержания с поличным. Видимо, почуяв слежку, угонщики подались в Петрозаводск. Наши сыщики отследили их передвижения и поделились оперативной информацией с коллегами из Карелии. В Петрозаводске мурманская группировка совсем обнаглела и даже планировала угнать «Лендкрузер», на котором ездил заместитель министра внутренних дел Карелии. Но в последний момент угонщиков что-то спугнуло, и они от этой затеи отказались, позарившись на «Фольксваген Пассат». К тому времени Грибовский и Курапов находились под плотным колпаком карельских сыщиков. Милиционеры выжидали, пока члены мурманской группировки в отстойнике «доведут до ума» угнанный автомобиль и погонят его в Москву. Отследив связи угонщиков, оперативники и вышли на столичных «оборотней» из ГАИ. Далее в качестве «покупателя» криминальных машин в группировку был внедрен оперативник Главного управления собственной безопасности. Через несколько месяцев банда угонщиков была задержана.

Кстати

Испанская полиция задержала преступную группу, занимавшуюся угоном автомобилей с применением «новых технологий». В группе были выходцы из Украины и Болгарии.

Они специализировались на угонах дорогих автомобилей, в первую очередь внедорожников. При этом преступники применяли нехитрый прием, с которым испанские стражи порядка еще не сталкивались. Жулики обычно «работали» на стоянках перед гипермаркетами. Пока владелец машины занимался покупками, преступники привязывали сзади к его авто пустую консервную банку.

Водители, отъезжая с парковки, слышали непривычный грохот и останавливали машину, чтобы посмотреть, что случилось. При этом, как правило, ключи многие оставляли в замке зажигания и даже не глушили двигатель. В этот момент угонщик молниеносно запрыгивал на водительское сиденье и «давал по газам».

ТОЛЬКО ФАКТЫ

Как свидетельствует статистика, в Москве ежедневно угоняется около 300 автомобилей. В Мурманске ситуация намного лучше. Сейчас в розыске находится всего 12 автомашин, угнанных из областного центра. В конце 2002 года в розыске было 128 автомобилей, а в прошлом – 50 машин. Сокращение числа угонов во многом связано с эффективной работой сыщиков оперативно-сыскного отдела УВД Мурманской области, который был воссоздан два года назад.

К ТЕМЕ

Нередко для легализации угнанных автомобилей применяется метод «машины-двойника». Под уже имеющуюся в наличии иномарку угонялась точь-в-точь такая же по модели и цвету. После проведения соответствующих манипуляций с номерами автомобиль ставился на официальный учет. И по городу спокойно разъезжали две идентичные машины с одинаковыми документами. Само собой подобные, к тому же неоднократные, аферы невоз­можно было «прокрутить» без сообщника в ГАИ.

Олег Артемьев

По материалам издания «Территория Закона»

You may also like...