Как крымские бандиты создавали свои банки. «Это наша корова, и мы ее будем доить!»

Дабы не умалять умственные способности и финансовые таланты криминальных авторитетов 90-х, следует отметить, что в свое время крымские ОПГ не только стреляли, грабили и вымогали, но и создавали собственные банки. Так, к примеру, финансовой структурой организованной преступной группировки «Сейлем» и ее главной кассой был «Интерконтбанк».

Автор: Юлия Исрафилова, Крым, Первая Крымская

Это наша корова!

«Это наша корова, и мы ее будем доить!» — приблизительно под таким девизом криминальные авторитеты в 90-х годах создавали каждый из своих банков. В их число входили такие, как «Имдат-банк», «Ялтабанк», «Интерконтбанк» и многие другие. Руководство этих финучреждений открывало валютные счета по всему миру, проворачивало сотни банковских махинаций, создавало фиктивные фирмы для перекачки и отмывания денег, одним словом, преступные группировки умели пополнять свою казну и без кровопролития.

Как уже писала «1К», в 1998 году главный милиционер Крыма Геннадий Москаль начал «зачистку» на полуострове именно с финансовых структур ОПГ, дабы, по его словам, «подорвать их экономическую основу». Подрывание этих основ началось с возбуждения уголовных дел против ряда «бандитских» банков. Самым громким стало дело «Интерконтбанка» в Симферополе — главной кассы ОПГ «Сейлем». Как известно, среди учредителей этого банка значилась фирма «Шельф-Крым», основанная лидером Партии экономического возрождения Крыма Владимиром Шевьевым. Также, по словам Москаля, в число учредителей «Интерконтбанка» входили такие известные личности, как заместитель министра экономики Андрей Васюта, депутат Симферопольского горсовета Сергей Воронков, больше известный как «Воронок», находящийся в розыске Сергей Крюков по кличке «Крюк».

Следствие установило, что руководство «Интерконтбанка» открывало счета на Кипре без разрешения Нацбанка Украины. Кроме этого, в сводках МВД указывалось, что существовали как минимум около 30 фиктивных фирм, через которые этот банк прокручивал деньги. Также имелась информация о том, что в связи с нехваткой средств для доведения уставного фонда банка до необходимого 1 миллиона экю банковское руководство взяло кредит в другом банке, который и представило в виде уставного капитала. Весной 1998 года были подвергнуты проверкам десятки фирм, в той или иной степени связанные с «Сейлемом», многие из которых после этого попросту прекратили свою деятельность.

Ликвидацию «Интерконтбанка» начал Хозяйственный суд Крыма в 1999 году, после того как из-за убыточной работы банк не смог рассчитаться по своим обязательствам и в судебном порядке был объявлен банкротом. В соответствии с решением комиссии Национального банка Украины по вопросам надзора и регулирования деятельности банков главная касса «Сейлема» была исключена из Государственного реестра банков в связи с завершением его ликвидационной процедуры только в 2004 году.

Залог, вошедший в историю

Одна из самых невероятных афер «Интерконтбанка», которая была осуществлена в 1996 году, называлась «водочной». Тогда банк уже на полных парах шел к разорению. Банковские работники сначала получали зарплату с задержкой, а потом и вовсе перестали ее получать. И тогда руководство банка, конечно же, не без помощи своих верных помощников-исполнителей, завезло в «Интерконтбанк»… фуры с водкой и наказало служащим реализовывать ее всевозможными способами: любые банковские операции, будь то получение кредита или, к примеру, денежные переводы, сопровождались непременной нагрузкой — в довесок клиент должен был покупать водку. Все это казалось фантастичным, но только на первый взгляд. Была у этой аферы и обратная сторона медали, которая объясняла такую торговлю водкой.

Дело в том, что вместо положенной при банке службы безопасности в главной кассе заправляла банда Михаила Седых (фамилия изменена). Этот сейлемовский «бригадир» стоял у самых истоков создания ОПГ. Известно, что еще в начале 90-х Седых занялся вымогательством. Так, к примеру, в 1993 году «бригадир» вымогал у директора одной из симферопольских баз стройматериалы, которые шли на строительство дома Седых. На простом рэкете сейлемовский воин не остановился: год спустя они вместе с подельником Виталием Раиком, угрожая расправой, заставили жителей Симферополя продать свой дом на улице Майской и забрали при этом деньги себе. Несчастные — муж, жена, их двое детей и престарелые родители — остались на улице. Но зато живыми и невредимыми, в отличие от одного предпринимателя-должника, которого по указанию Седых вывезли в район Дубков, а там убили и закопали.

Сейлемовские авторитеты одобрительно кивали, глядя на деяния одного из своих «бригадиров». Поэтому в 1996 году Седых привлекли к работе в службе безопасности «Интерконтбанка» и назначили ответственным за возврат кредитов. Его обязанности заключались в выбивании долгов из злостных неплательщиков. Седых тут же сколотил новую «бригаду» СБ, в состав которой входили его давний приятель Виталий Раик по кличке «Царь», Владимир Маджидов, Евгений Данилов и Руслан по кличке «Азербайджанец» (фамилия неизвестна). У каждого члена «бригады» были свои обязанности. Но ключевой фигурой и правой рукой Седых был, конечно же, лучший друг Раик. Который ранее участвовал с ним во всех вымогательствах и убийствах, а теперь собирал деньги у подконтрольных банку фирм.

В водочной афере бригада Седых сыграла главную роль. По приказу старших Михаилу было поручено «наехать» на предпринимателей, забрать их собственность, а потом заставить взять кредит в банке, оформив эту собственность в залог. Кредит, понятное дело, предприниматели и в глаза не увидели, все деньги были присвоены руководством банка. При этом банда Седых получила неплохой гонорар. Жертвой этой аферы оказалось руководство одного крымского торгового объединения пищевой промышленности. А в качестве залога «Интерконтбанку» были «добровольно» переданы три автомобиля, технологическое оборудование для производства и розлива ликероводочных изделий, несколько торговых киосков в Симферополе и около 46 тысяч бутылок водки «Русской» на приблизительную сумму 5 миллиардов гривен! Всего же общая стоимость заложенного имущества составила 12 миллиардов гривен. В итоге сейлемовцы получили и миллиардный кредит, и эти 12 миллиардов, распродав залоговое имущество.

На этом водочная афера успешно завершилась. Впрочем, как и подходило к концу существование «Интерконтбанка» — дело попахивало банкротством. Руководство банка, правда, предпринимало судорожные попытки спасти свое детище. Лидер ОПГ «Сейлем» в связи со сложным финансовым положением банка начал было слияние «Интерконтбанка» с одним из крупных банков Украины, который тогда тоже работал под контролем «Сейлема». Однако сделать это не успел — началась милицейская зачистка, и банк вскоре был ликвидирован.

«Лебединая песня» барда

В «бригаде» СБ Михаила Седых тоже не все было гладко. Еще до банкротства «Интерконтбанка» ее члены умудрились переругаться из-за денег. Руслан-«Азербайджанец» якобы утаил от шефа 15 тысяч долларов, и после ссоры с Седых ушел из банды. Через некоторое время Руслан был убит. Владимир Маджидов чудом избежал такой же участи. Его жизнь Седых оценил в 500 долларов. Именно такую сумму Маджидов задолжал банку и не спешил ее отдавать. Тогда «бригадир» СБ послал к подчиненному двух неизвестных, и те пригрозили ему расправой. Когда это не помогло, Седых поручил Виталию Раику покончить с должником. В день рождения матери Маджидова, когда все собрались за праздничным столом, в квартиру на улице Маршала Жукова в Симферополе бросили гранату. Присутствующие успели выскочить в коридор, и от взрыва никто не пострадал. Вскоре Владимир Маджидов отдал долг и ушел из «бригады». Как сложилась его дальнейшая судьба, неизвестно.

Разругался Седых и со своим другом Раиком. Последний поссорился с «бригадиром», после того как тот обвинил его в «крысятничестве» вместе с Русланом-«Азербайджанцем». Виталий Раик был сильно избит в офисе Седых. А после этого, опасаясь за свою жизнь, вопреки бандитским «понятиям», обратился за помощью в правоохранительные органы. К нему примкнул и Евгений Данилов, не раз возмущавшийся тем, что, дескать, ничего не имеет, а Седых гребет все под себя. Компромата у этих двоих на «бригадира» СБ было предостаточно. В итоге на Михаила Седых было возбуждено уголовное дело по одному из вымогательств – когда тот отнял квартиру у жительницы Симферополя и чуть не убил ее.

«Бригадир» откровенно смеялся, глядя в глаза следователям, — он был уверен, что его никогда не посадят. К тому времени Седых сколотил неплохой капитал, поэтому имел возможность откупиться от правосудия. Во время милицейской «зачистки» полуострова он резко отошел от криминальных дел и прикинулся… бардом. Хотя, справедливости ради, нужно отметить, что пел и сочинял Миша действительно неплохо. История даже помнит случай, когда Седых выступал с гитарой перед правоохранителями с какой-то своей лучшей песней. Тогда он и не предполагал, что она станет для него лебединой, — сейлемовского «бригадира» таки посадили.

Поговаривают, что все это время его «грел» в зоне один бывший сейлемовский авторитет, а теперь известный политик и бизнесмен. До последнего передавал барду передачи и обещал сладкую жизнь после освобождения. Правда, у этого авторитета в прошлом году тоже были небольшие проблемы с милицией, но он доказал суду свою чистоту перед законом. Подтвердив тем самым, что крымчане кого попало в депутаты не выбирают…

Кстати, сейчас по Симферополю поползли слухи, что депутат, якобы, опять собирается в бега, не дожидаясь смены руководства МВД Украины. Все это оказалось клеветой! Мы специально проверяли – народный избранник сидит на рабочем месте. Так что Михаил Седых может пока рассчитывать на поддержку друга на воле. Впрочем, если этого не произойдет, он вполне может зарабатывать на жизнь пением песен под гитару. Перед правоохранителями.

You may also like...