Клептоман, что сорока-воровка

Клептомания — болезнь-легенда. Ее название знают все, от юристов до маленьких детей. Но в чем суть этой болезни, мало кому известно. В свое время в США клептоманами стали называть чуть ли не всех воров и заменять наказание лечением. Так чем же болезнь отличается от преступления? ЧЕТЫРЕ ОТЛИЧИЯ

Во-первых, кража при клептомании не имеет «коммерческой ценности». Истинный клептоман никогда не продает украденное, почти никогда не пользуется им, по большому счету, оно ему вовсе не нужно.

Во-вторых, клептоман никогда не вынашивает сложных планов ограблений, его добычей обычно становятся не деньги или бриллиантовые колье, а мелочи, которые лежат на виду.

В-третьих, в отличие от большинства воров, клептоманы страдают от своей страсти. Они мучительно пытаются преодолеть желание что-нибудь стащить, но это им не всегда удается. Страдающие клептоманией обычно описывают свое внутреннее состояние так: невероятное напряжение, выжигающее изнутри желание, которое можно удовлетворить, только положив в карман «вон ту штучку с верхней полки в супермаркете». А сразу после кражи наступает облегчение, чувство глубокого удовлетворения, как, например, после сытного обеда или хорошего секса. К этому удовлетворению иногда примешивается чувство несказанного удивления: «Ну и зачем мне эта фигня?! Для чего она вообще нужна и что мне теперь с нею делать?! Иногда клептоманы подбрасывают украденное обратно, иногда хранят как ненужные сувениры, но почти никогда не используют.

И в-четвертых, подавляющее большинство клептоманов настолько стесняются своего заболевания, что они лучше объявят себя уголовниками и сядут в тюрьму, чем признаются в том, что больны. Воры же поступают ровно наоборот.

В криминалистике основным критерием, по которому клептомана отличают от вора, является именно отсутствие материальной выгоды.

Как ни странно, клептоманией чаще всего страдают люди состоятельные, которым было бы не в тягость купить ту блестящую мелочевку, что «сама собой» попадает им в карманы. Мужчины болеют клептоманией реже, чем женщины. Считается, что средний возраст клептомана — 36 лет, но обычно первые случаи патологического воровства наблюдаются еще в детстве.

Дебют истинной клептомании обычно связывают с преобладанием у человека инстинктивного поведения над разумом. Клептоман похож на сороку, которая тащит в гнездо все, что блестит, или на крысу, набивающую нору разным мусором — авось в хозяйстве сгодится.

ПОЧУВСТВУЙТЕ РАЗНИЦУ

Клептоман обыкновенный — человек, временами утаскивающий разные мелочи из магазинов (с работы — очень редко, у знакомых — вообще никогда). Умеренно страдает от своей странности. В поле зрения милиции попадает редко, так как ценность украденного не тарифицируется Уголовным кодексом.

Фетишист — пожалуй, самый неприятный из клептоманов. Объектом его страсти являются фетиши — предметы, вызывающие у него нездоровый сексуальный интерес. Это может быть все что угодно — от чайных ложечек до шапок-ушанок, но чаще всего клептомана-фетишиста интересует нижнее белье. Причем с магазинных полок вожделенные вещицы он крадет редко, его больше привлекают те, что находятся в употреблении. Например, самое милое дело стянуть трусики, которые сушатся на балконе, или тапочки в раздевалке спортзала.

Симулянт — серийный, но не очень удачливый вор. Попавшись на краже, он «косит» под больного, чтобы заменить уголовное наказание на не слишком продолжительное пребывание в «желтом доме». В нашей стране такая стратегия шанса на успех практически не имеет.

ПЛОХО ЛЕЧИТСЯ

Клептомания — настолько редкая болезнь, что медики до сих пор не определились: излечима она полностью или нет? Понятно, что таблеток от нее не существует. И хотя западные фармакологические компании с завидной регулярностью обещают придумать волшебную пилюлю — съел и не воруешь — дальше обещаний дело пока не идет.

Хороший эффект при клептомании дает длительная психотерапия, но она срабатывает только при большом желании человека избавиться от страсти к чужому.

Мирослав Покровский, Киевские ведомости

You may also like...