Жулики из телефона

 Мошенничество в сетях мобильной связи приобретает массовый характер. Операторы декларируют желание защитить абонентов, но почти ничего не делают для этого. Очередной всплеск активности телефонных обманщиков ожидается в конце лета

«Отправьте бесплатно SMS-сообщение на номер 5537 c текстом df8453808129, в противном случае ваш номер ICQ будет заблокирован!» — такие сообщения в прошлом месяце получили многие жители Украины. Некоторые отослали сообщение, а потом были удивлены тем, что оператор мобильной связи списал с их счета 50 гривен. Как оказалось, именно столько стоит SMS, отправленное на этот короткий номер.

Это не что иное, как новый вид мошенничества. Жулики обманом вынуждают людей прибегнуть к дорогостоящим контент-услугам, пользуясь тем, что в нашей стране получать короткие номера можно анонимно. Ответственности никакой — анонимы зачастую физически даже находятся в других странах.

Операторы и провайдеры

Картинки, мелодии для звонка, телефонная справочная служба, прогноз погоды или астролога, игры, новости и телефонное голосование на Евровидении — всё это контент. Несколько лет назад операторы мобильной связи полагали, что благодаря контенту смогут существенно увеличить доходы. Они ошибались: в структуре выручки такие поступления по-прежнему составляют всего несколько процентов. Тем не менее этот сегмент активно развивается, в первую очередь благодаря контент-провайдерам, то есть фирмам, которые предоставляют такие услуги.

Контент-провайдинг появился несколько лет назад, когда операторам новый бизнес был непонятен и они предпочитали заниматься исключительно услугами по передаче информации. А контент взяли на себя небольшие компании, которые быстро нашли свою формулу успеха. Эти фирмы получают от 50 до 70% от того, что заплатил абонент (остальное забирает себе оператор связи). Самые крупные статьи расходов — покупка авторских прав и реклама.

Контент-провайдер, который приносит оператору больше денег, может рассчитывать на лучшие условия. Например, за предоставление первого короткого номера «Киевстар» взимает 50 тыс. гривен, а за каждый последующий — лишь четыре тысячи гривен. Из-за этого мелкие контент-компании ведут бизнес сообща либо через какого-нибудь крупного провайдера, который выступает агрегатором. Иногда определить, кто именно предоставляет услуги на коротком номере, не могут даже сами операторы (так, на горячей линии «МТС-Украина» не смогли ответить, какой провайдер предоставляет услуги на коротком номере 3121).

Короткие номера важны для провайдеров, поскольку стоимость звонка или сообщения на них существенно отличается от расценок для обычного номера. Так, если стоимость простого SMS-сообщения составляет 30–40 копеек (а в некоторых тарифных планах и вовсе бесплатно), то на короткий номер — до полусотни гривен.

Некоторые провайдеры продают короткий номер всем желающим. При этом покупатель может предоставлять на нем услуги, сохранив анонимность. Оператор связи списывает со счета абонента деньги и перечисляет агрегатору (удержав свою долю). Тот в свою очередь переводит их контент-провайдеру, который отправляет средства тому, кто предоставляет услугу, через систему интернет-платежей. Благодаря такой цепочке получатель платежа сохраняет в секрете свои данные. Разумеется, каждый участник этой цепочки получает свою долю. Такая схема максимально удобна для мошенников.

Хроника вируса

Массовым явлением мобильное мошенничество в Украине стало в конце 2008 года. Тогда из-за кризиса доходы от контент-услуг сократились примерно на 15% в гривнях и почти в два раза —в долларах. Некоторые провайдеры предпочли не замечать того, что с их коротких номеров продается контент сомнительного содержания. Например, мошенники предлагали получить полный доступ к SMS-сообщениям и звонкам конкретного собеседника, а также определять его месторасположение. Операторы мобильной связи на протяжении всего 2009 года игнорировали это явление, хотя реклама таких «услуг» появлялась даже на телеэкранах.

Пик жульничества в нашей стране пришелся на декабрь прошлого года, когда широко распространился вирус, который блокировал работу компьютера. Для разблокирования предлагалось выслать платное сообщение на короткий номер. Вирусный аналитик «Лаборатории Касперского» Иван Татаринов отмечает, что первая модификация «заразы» была разработана в Украине: злобный компьютерный вирус требовал перечислить сумму в гривнях.

Эпидемия приобрела настолько большой размах, что от нее пострадали даже сотрудники компаний мобильной связи. Игнорировать такой вид мошенничества операторы уже не могли. «Мы обратились в МВД, в компании ”Лаборатория Касперского” и Microsoft с просьбой предоставить антивирусные программы. Затем разместили их на сайте, чтобы наши клиенты могли их использовать для противодействия вирусному контенту.

В Украине эпидемия продолжалась около месяца, и ее удалось быстро ликвидировать во многом благодаря нашей компании. В России она распространилась более широко и длилась дольше. Мы отследили, через какого провайдера распространялись вирусы, поэтому у нас проблема не приобрела такой масштаб, как в соседней стране», — рассказывает начальник отдела управления и развития отношений с контент-партнерами департамента услуг мультимедиа компании «Киевстар» Леся Запорожец.

«Киевстар  стал первым оператором из стран СНГ, который начал сотрудничество с нами. Мы предоставляли компании информацию о коротких номерах и префиксах, которыми пользуются вирусописатели, а она их блокировала», — дополняет Татаринов.

По словам Запорожец, в тот период «Киевстар» наложил штрафы на многих партнеров, а с одним из пяти крупнейших провайдеров даже разорвал договор. Это самое большое наказание, которое оператор мог применить к провайдерам, номерами которого пользовались мошенники.

Впрочем, компания «Первый альтернативный», с которой «Киевстар» разорвал договор, комментирует ситуацию иначе. «В рамках оптимизации затрат и сокращения издержек мы решили отказаться от прямых договоров с операторами Украины и работать через компанию-агрегатор. Сейчас работа с абонентами ”Киевстара”, как и с абонентами остальных украинских операторов, ведется в штатном режиме», — сообщили «Эксперту» в пресс-службе провайдера.

Кстати, упомянутый в начале статьи номер 5537 в России принадлежит компании «Первый альтернативный», а стоимость отправки сообщения на него составляет около 150 рублей (37 гривен). В Украине на сети «Киевстар» под этим номером предоставляет услуги контент-провайдер «Полигон» — один из тех агрегаторов, с которым сотрудничает «Первый альтернативный». Между тем «Киевстар» уверяет, что сейчас в его сети мобильного мошенничества «практически нет».

Защити себя сам

«Киевстар» — не единственный оператор, который декларирует борьбу с мобильным мошенничеством. В пресс-службе компании «Астелит» (ТМ life:)) «Эксперту» сообщили: «Во всех случаях, когда задевались интересы наших абонентов, мы проводили расследования и применяли штрафные санкции к партнерам для того, чтобы повысить уровень их ответственного отношения к бизнесу».

При этом самим мошенникам ничто не мешает продолжить работу с каким-нибудь другим контент-провайдером. Да и провайдер, с которым был разорван договор, без особых проблем может действовать и дальше, правда, уже через агрегатора.

Вместе с тем за пределами бывшего Союза мошенничество не получило такого широкого распространения. «На рынках СНГ очень популярна модель агрегации, что значительно упрощает получение коротких номеров. В Европе сложнее получить короткий номер и больше барьеров для ведения контент-бизнеса», — поясняют эту особенность в компании «Астелит». Например, в Европе невозможно представить ситуацию, когда аноним предоставляет какую-либо услугу в сети мобильной связи, а тем более с использованием коротких номеров.

Тема мобильного мошенничества стала одной из основных на конференции, которую «Лаборатория Касперского» провела в Урюпинске (Волгоградская область, Россия). На встрече присутствовали и представители российских мобильных операторов, но на вопрос о том, что будут делать для защиты пользователей, они ответить не смогли. «К сожалению, позиция операторов из стран СНГ примерно одинакова: мы всего лишь предоставляем услугу агрегаторам, и что происходит дальше, нас не особенно интересует», — констатирует Иван Татаринов.

А тем временем украинские операторы ужесточают условия работы контент-провайдеров. Так, с 1 июля схему работы изменил «Киевстар». Теперь контент-провайдеры получают половину от платы за услугу, тогда как раньше процент зависел от ее стоимости, но в среднем приближался к 70%. При этом о нововведении последние узнали всего лишь за две недели до события. «Нас ставят в такие условия, что мы просто не сможем работать. Я не удивлюсь, если многие провайдеры начнут на свои номера пускать мошенников: чтобы хоть как-то выжить», — сказал «Эксперту» один из провайдеров на условиях анонимности. По его словам, можно ожидать, что мошенники станут более активными в конце лета — начале осени.

Между тем в России, где мобильное мошенничество получило более широкое распространение, любой желающий может в Интернете узнать стоимость SMS на короткий номер и какому провайдеру он принадлежит. В нашей стране только сайт «Киевстара» сообщает стоимость звонка по короткому номеру. Да и то в соответствующей табличке приведены не все короткие номера. На сайте «МТС-Украина» такие данные либо отсутствуют, либо очень хорошо спрятаны. Сайт компании «Астелит» содержит отрывочную информацию, систематизированную по типу услуги.

Почему же украинские операторы не хотят помочь пользователям самостоятельно защититься от мошенников, опубликовав на своих сайтах полный перечень партнеров и стоимость услуг? Вряд ли потому, что они получают часть доходов от действий мошенников: в общей структуре выручки эта часть составляет всего доли процента, а репутационные потери велики. Возможно, операторам просто лень.

Киев—Москва—Урюпинск

Автор: Максим Благонравин, журнал ЭКСПЕРТ

You may also like...