Как телефонные мошенники вымогают деньги у украинцев и что с этим делать
Только за 2017 г. мошенники с помощью звонков и СМС украли более 275 млн грн со счетов украинцев. Телефонных мошенников в Украине становится все больше. Они придумывают все новые схемы обмана и вымогательства денег.
Украинское законодательство устроено таким образом, что наказать злоумышленников практически нереально – собственно, как и вычислить их. В издании “Сегодня” решили разобраться, действительно ли все так безнадежно, или мошенников все же можно наказать.
Как пытаются обмануть
Обратная сторона технического прогресса – активизация киберпреступников. Огромное поле для деятельности позволяет им оставаться незамеченными и проворачивать свои схемы. По данным Межбанковской ассоциации платежных карт ЕМА, в 2017 г. году злоумышленники с помощью звонков и СМС–сообщений украли со счетов украинцев более 275 млн грн. В 2016 г. эта цифра достигала 340 млн грн, причем 80% денег воры получили, просто выманив реквизиты карты по телефону.
Украинцы охотно разглашают номера свои банковских карт, реквизиты и пароли, а некоторые сами переводят деньги на карты мошенников. Существуют сотни разных схем: аферисты представляются работниками банков, угрожают блокировкой карт или же рассказывают о несуществующих долгах, за которые на вас могут подать в суд. Психологическое давление делает свое дело, люди паникуют, перестают мыслить рационально и совершают ошибки.
Недавно и автору этого материала на телефон начали приходить СМС с требованиями оплатить некий долг. В сообщениях была указана фамилия абсолютно незнакомого человека, а угрожали тем, что подадут в суд по статье 190 Криминального кодекса Украины (мошенничество). После простых сообщений начались звонки, правда, в трубке была тишина, а позвонить на эти номера не получалось.
Когда же удалось дозвониться в указанный в сообщениях колл-центр, оказалось, что это некая коллекторская фирма. Причем в интернете на множестве форумов и видео комментаторы рассказывали, что это мошенники, которые надоедают людям постоянными звонками и требуют какие-то долги.
Оператор колл-центра путался в “легендах”. Если в сообщениях просили вернуть деньги и угрожали подать в суд за мошенничество, то здесь рассказали, что “произошла ошибка”, номер телефона попал в их базу, т.к. 10 лет назад “человек, на имя которого приходят сообщения, брал кредит и не вернул его”. Также уверяли, что вина здесь не их, а мобильных операторов, которые перевыпускают номера.
В агентстве также пообещали, что будут звонить и слать СМС еще два месяца, пока номер телефона “будет проверять Служба безопасности Украины”, которая якобы установит, есть ли кредит на владельце номера. Большего бреда и представить сложно, однако психологическое давление они оказывают приличное. Человек, который не слишком разбирается в законодательстве, вполне может начать паниковать при упоминании кредитов, суда и СБУ.
Чтобы разобраться в этой ситуации, журналисты пообщались с юристами и узнали, что делать в таких случаях, и можно ли решить вопрос, не меняя телефонный номер.
Что делать в таких ситуациях
Первое, что нужно запомнить – никогда не следует поддаваться панике и перечислять куда-то деньги, ведь все схемы завязаны на простом психологическом давлении.
“К сожалению мошенники и коллекторы используют одни и те же принципы психического давления: постоянные звонки, угрозы, разглашение личных данных лица. Само по себе психологическое давление по Уголовному кодексу не является самостоятельным составом преступления, но в некоторых случаях может быть составляющей частью других преступлений – например, вымогательства.
В таком случае потерпевший может пойти в полицию и подать заявление о вымогательстве, хотя, к сожалению, наши правоохранительные органы сегодня и так не справляются с валом расследований более серьезных преступлений, поэтому наивно было бы полагать что они реально возьмутся за расследование такого дела. Сами звонки лучше записать и передать эти записи как доказательство вместе с заявлением. Однако на практике те же коллекторы чтят уголовный кодекс и редко переходят опасную черту. По сути, они только намекают на последствия, однако крайне редко угрозы звучат в неприкрытом виде”, – поясняет в комментарии сайту “Сегодня” Алексей Ющенко руководитель корпоративной практики, адвокат Адвокатского объединения “КФ “ДОМИНАНТА”.
В свою очередь, Андрей Тарсов, управляющий партнер, адвокат ЮК “Тарасов и партнеры” говорит, что самый действенный способ – полное игнорирование таких мошенников, ведь запретить им звонить с требованиями никто не может.
“Если речь идет о телефонных звонках и СМС с требованием вернуть несуществующий (или существующий) долг, то самый простой и действенный способ – их полное игнорирование. Современные телефоны дают возможность внести нежелательного контрагента в “черный список” и не испытывать неудобств по этому поводу. К сожалению, запретить коллекторам звонить своим жертвам не может никто, даже Печерский суд”, – отметил юрист.
Но добавление номера в черный список не всегда решает проблему. Ведь такие компании скупают стартовые пакеты сотнями, и если вы заблокируете один номер – вам, очень может быть, позвонят с другого.
К слову, коллекторские компании в Украине работают не совсем в правовом поле. Тарасов добавляет, что они действуют без какого-либо специального регулирования на законодательном уровне, т.к., согласно Конституции – все, что не запрещено, то разрешено.
“Основой бизнеса коллекторов является право сторон “продать” долг и тем самым заменить кредитора в обязательстве. Но, коллектор может действовать и от имени финансового учреждения, предоставившего кредит, по доверенности. В отношениях с коллектором и любым другим кредитором, главное помнить – принудительно долг может быть взыскан только на основании решения суда и только судебными исполнителями. Все остальные способы – незаконны”, – говорит Тарасов.
Коллекторские компании по факту просто выкупают у банков право на требование долга. Алексей Ющенко поясняет, что в настоящее время множество банков находятся в состоянии ликвидации и их кредитные портфели продаются фирмам, которые покупают долг заемщика и в дальнейшем требуют его возврата. Также, как правило, такие компании постоянно меняют адреса регистрации и свое местонахождение.
“Иногда бывает так, что коллекторские агентства начинают беспокоить людей, у которых нет долгов перед банком и никогда их не было. Нередки случаи, когда “сотрудник” компании начинает угрожать здоровью, жизни или имуществу клиента, членов его семьи, и намеренно предоставляет клиенту-должнику неправдивую информацию касательно его долга и штрафных санкций. Свои права в отношении таких финансовых компаний стоит отстаивать в правовом поле”, – отмечает Александра Чигрина, юрист из ЮК “ВОЛХВ”.
Она поясняет, что, в первую очередь, необходимо уточнить данные “сотрудника” коллекторской компании (ФИО и название компании, которую он представляет) и зафиксировать как можно больше доказательств незаконных действий со стороны такой компании, так как часто за звонками таких “коллекторских компаний” скрываются мошенники. Лучше всего подойдет аудиофиксация такого разговора. В большинстве случаев зафиксированный факт угроз является весомым доказательством.
“Деятельность таких организаций является незаконной и подпадает под определения статей Уголовного кодекса Украины, а именно мошенничество, вымогательство и угрозы уничтожения имущества.
Когда собраны всевозможные доказательства, необходимо обратиться с заявлением в полицию и проконтролировать, чтобы ведомости о факте уголовного правонарушения были внесены в Единый реестр досудебных расследований. Параллельно с процессом уголовного производства, можно обратиться с иском в суд”, – добавила Чигрина.
Что нарушают коллекторы
Каких-то положений, которые бы предусматривали наказание за деятельность коллекторов, в Украине пока нет. Поэтому мошенники спокойно пользуются своей безнаказанностью. Решение этой проблемы должно быть комплексным, ведь безнаказанность порождает то, что сейчас каждый украинец может купить столько различных номеров, сколько он сам захочет, при этом, не проходя никакой идентификации. Такая анонимность дает мошенникам массу возможностей и, фактически, развязывает им руки.
Тем не менее, стоит помнить, что закон коллекторы все же нарушают.
“Если это связано с угрозами реальных коллекторов по поводу оплаты или передачи имущества, то иногда это может подпадать под ст. 189 УК Украины (вымогательство), а иногда ст. 29 УК Украины (угроза убийством). Если же звонят и обманным путём требуют перевести деньги или погасить несуществующий долг, то это ст. 190 (мошенничество)”, – поясняет Алексей Ющенко.
Правда, такие разговоры нужно записывать, и уже после этого идти в полицию с заявлениями.
“Если во время звонка или СМС вам поступают угрозы, то это, безусловно, основание для заявления в полицию. В зависимости от характера таких угроз может быть открыто уголовное производство по статье 355 (принуждение к выполнению или не выполнению гражданско-правовых обязательств) или даже статье 129 (угроза убийством) Криминального кодекса Украины”, – добавил Тарасов.
Стоит ли обращаться к мобильным операторам
Мобильные операторы в таких ситуациях мало чем могут помочь. Они чисто физически не смогут контролировать всех недобросовестных абонентов, да и вычислить, мошенник абонент или нет – достаточно сложно.
“В случае звонков с требованием долга жаловаться оператору смысла нет, так как он не имеет технической возможности отслеживать недобросовестных пользователей услуг и отличать их от звонков реальных кредиторов (представителей банков, кредитных союзов, лизинговых компаний и т.п.). И уж тем более, не может оператор повлиять на коллектора, который вам угрожает расправой”, – говорит Тарасов.
Да и стоить признать, что разбираться во всей этой кутерьме мобильным операторам не особо интересно. Юристы тоже акцентируют внимание на том, что стартовые пакеты должны продаваться по паспортам, т.к. анонимность не приводит ни к чему хорошему.
“Мобильным операторам это не интересно, да и к тому же психологический террорист может купить новый стартовый пакет и дальше продолжать свое дело. Частично может решить проблему введение поименных телефонов, то есть, когда пакеты будут продаваться только при предъявлении удостоверения личности с одновременным внесением в единую базу данных о всех абонентах”, – пояснил Ющенко.
Юрист также добавил, что в их практике были случаи, когда жертвами угроз стали абсолютно посторонние лица. Причина банальна – мобильные операторы после блокирования телефона через какое-то время его возобновляют и продают другому клиенту в составе нового пакета. И этот новый абонент начинает получать звонки, адресованные предыдущему владельцу номера.
Стоит признать, что такие случаи действительно бывают, но все же это скорее исключение из правил. Ведь когда тебе рассказывают о каких-то кредитах десятилетней давности, а в сообщениях угрожают статьей о мошенничестве – это явно не ошибка операторов, а целенаправленная попытка “развести” человека на деньги.
Таким образом, решить проблему с мошенниками непросто. Обратиться с заявлениями можно только в полицию, но и там рассчитывать на быстрое разрешение проблемы не приходится. В любом случае, если вы сталкиваетесь с такими подозрительными требованиями вернуть деньги, не стоит паниковать и совершать опрометчивые поступки. Нужно все взвесить и разузнать. Мошенники пытаются максимально посеять панику, но если не поддаваться ей, никаких денег и выгоды злоумышленники не получат и останутся ни с чем.
Автор: Анастасия Ищенко; СЕГОДНЯ
Tweet