Водителей-убийц отпускают из зоны на ночевку к семьям (фото)
В Кагарлыкской колонии отбывают наказание виновники самых страшных аварий. Большинство обитателей зоны осуждены по ст. 119-1 УК – непреднамеренное убийство. А также по 286-й – нарушение правил безопасности движения или эксплуатации транспортных средств. Днем заключенные работают на полях, пасеке и ферме. Сами пекут хлеб. Кстати, удивительно вкусный. Во всем виноват автопарк
– Сейчас здесь отбывают наказание более 200 человек, – рассказывает начальник колонии Иван Терещук. – Эти люди ранее не судимы. Поэтому условия содержания у нас достаточно мягкие.
– У нас меньше 400 гривен в месяц никто не зарабатывает, – с гордостью отмечает Иван Терещук. – А в период жатвы механизаторы и комбайнеры могут «поднять» и больше 1000 гривен. Впрочем, из заработной платы каждого заключенного мы высчитываем 200 гривен на питание и оплату коммунальных услуг.
Любопытно, что «отмотав» первые шесть месяцев срока, каждый осужденный имеет право уходить ночевать к семье. Если, конечно, его жена с детьми не поленятся арендовать домик в колхозе имени Кирова. В колониях строго режима зекам мечтать о таком не приходится.
На территории колонии зеки ночуют в комнатах до 10 человек (а в обычных зонах в одной спальне могут проживать от 20 до 25 заключенных!). На стенках ковры и симпатичные деревянные полочки с книжками, цветами в горшочках, музыкальными центрами и DVD-плеерами. В каждой спальне – телевизор. Говорят, «берет» десять каналов.
– У нас очень уютно, – улыбается бывший водитель маршрутки из Сумской области 42-летний Дмитрий Вылов. – Хотите кофе? Могу угостить. И конфеты есть…
Два года назад Вылов вез людей из Ахтырки в Малую Павловку.
– Был густой туман, – рассказывает Дмитрий. – Вот меня и вынесло на встречную полосу. А там ЗИЛ…
– Погибли пассажиры?
– Да. Десять человек. В том числе двое маленьких детей. Но во всем виновато руководство автопарка, которое отправило меня в дорогу. Во времена Союза в такую погоду пассажирский транспорт на маршрут не выпускали…
Был колхоз – стала зона
Первые зеки появились в Кагарлыкском районе Киевской области в 1992 году. Именно тогда правительство приняло решение о создании на базе колхоза имени Кирова колонии с облегченными условиями содержания. Поначалу жить заключенным было негде. Ночевали в железных вагончиках и приводили в порядок переданные учреждению старые колхозные помещения. Сегодня вместо привычного бетонного забора здесь – ажурная голубая ограда. Вышек с вооруженными охранниками и слепящих прожекторов нет и в помине. Колючая проволока (она окружает колонию по периметру) практически не заметна. А территория учреждения больше напоминает санаторий, чем зону. Белые двухэтажные домики, аккуратные аллеи, невысокие елочки. Везде идеальная чистота.
Наказание слишком сурово?
Два года назад микроавтобус 50-летнего Сергея Ф. на сумасшедшей скорости врезался в тополь на автотрассе Киев – Обухов. Погибла родная сестра Сергея и напарник. Сам же водитель был до беспамятства пьян…
– Необходимо смягчить законодательство, – уверен Сергей. – Мы же не воры и не убийцы. Да, совершили преступление. Но сделали это не специально! А значит, могли бы заплатить штраф, вместо того чтобы сидеть здесь. И права у нас отбирают зря (после освобождения экс-заключенным в течение трех лет запрещено водить авто. – Прим. авт.). Большинство осужденных – профессиональные шоферы. Кем мы будем работать, когда выйдем на свободу?!
На мой вопрос, не является ли ему сестра в ночных кошмарах, Сергей Ф. лишь рассмеялся:
– Я в мистику не верю!
– Знаете, почему они не признают свою вину, почему не раскаиваются? – рассуждает Иван Терещук. – Мне кажется, они сами себе боятся признаться в том, что совершили. Ведь как после этого жить?
Показательно: буквально каждый заключенный в этой колонии – жалуется на слишком суровое наказание для себя.
Меньше знаешь – лучше спишь
– А я в колонию попал из Обухова, – рассказывает 39-летний бизнесмен Анатолий Коваленко. – Два года назад ехал вечером домой на своей иномарке и врезался в старенький «жигуленок», который шел по встречной полосе. В результате столкновения погибли два человека.
– Вы были навеселе?
– Да. Накануне хорошенько накатил с другом. Честно признаюсь, даже не помню, как произошла авария, – очнулся уже в больнице.
– А кто погиб?
– Кажется, молодой мужчина и его 5-летний сын. Но вообще-то я этим вопросом не интересовался. Меньше знаешь – лучше спишь. Достаточно того, что у меня здоровье подорвано (во время аварии я сломал обе ноги) и карьера испорчена. Вот и жена недавно на развод подала…
Наказав горе-водителя лишением свободы, суд, вероятно, рассчитывал, что правонарушитель раскается. Но похоже, мой собеседник считает потерпевшим себя, а не людей, которых он же и убил. Волнует ли его чужое горе? Увы, не почувствовала я этого.
ОФИЦИАЛЬНО
Геннадий ГРЕБНЕВ, начальник отдела профилактической работы ГАИ МВД Украины:
– По статистике, в 2006 году в Украине произошло 195 640 ДТП. В них погибли
7 592 человека. Травмы разной степени тяжести получили более 60 тысяч человек. Это ужасные цифры! И с каждым днем количество ДТП увеличивается. Как с этим бороться? Вот в назидание нашим автомобилистам мы и решили организовать поездку журналистов в колонию. Пусть напишут, что ждет горе-водителей.
ТОЧКА ЗРЕНИЯ
Эдуард БАГИРОВ, председатель Международной лиги защиты прав граждан Украины:
– Я правозащитник. И по логике вещей должен бы добиваться смягчения наказания. Тем не менее считаю, что карать за преступления на дороге нужно строже.
Так, например, за вождение в нетрезвом виде в нашей стране нужно заплатить штраф 340 гривен. Да разве же это деньги для хозяина дорогой иномарки?! Он заплатит, а после очередной пьянки снова сядет за руль. И так до тех пор, пока не случится беда. В Западной Европе за это не только надолго отбирают права, но могут и под арест взять. Даже если по вине водителя никто не пострадал! Уверен, что до тех пор, пока аналогичные меры не примут в Украине, на дорогах у нас будет твориться беспредел.
Инна ЗОЛОТУХИНА, КП-Украина