СНБО против “воров в законе”. Какие тут могут быть риски?
“Ворам в законе” и разномастным криминальным “авторитетам” в Украине больше не рады. Тем, кто находится в стране, власти предложили паковать чемоданы, а все остальным – запретили въезд. Лидеры криминального мира стали очередным объектом для санкционной атаки Офиса президента и СНБО после контрабандистов.
Почему Банковая ударила по “ворам в законе” санкциями и какие тут могут быть риски, выясняли в издании “Апостроф“.
“Мы говорим вам “прощай”
В пятницу, 14 мая, в ходе заседания СНБО были введены санкции против так называемых “воров в законе” и иностранных криминальных “авторитетов”. Президент Владимир Зеленский, рассказывая об итогах заседания, заявил, что сделает все, дабы количество “воров в законе” в Украине равнялось нулю.
По его словам, большинство “воров” уже не в Украине, а количество их в стране уменьшилось с 34 до 17. В отношении 557 “воров” (из них 15 человек являются гражданами Украины) применили пакет санкций, включающий в себя блокировку активов; запрет въезда на территорию страны; отказ в предоставлении или аннулирование визы и вида на жительство; отказ на продление пребывания в Украине, получения гражданства и принудительное выдворение из страны.
Помимо указанных 557 “воров”, пакет санкций ввели против 111 иностранных криминальных “авторитетов”.
“Одним словом: тем, кто не в Украине, нечего сюда приезжать. Тем, кто в Украине – нечего здесь задерживаться. То же касается и другого звена этого мира – лидеров преступных группировок, так называемых криминальных авторитетов. Мы – гостеприимная страна, но не для 111 иностранцев – это криминальные авторитеты, к которым сегодня применена такая же пакет санкций. Мы не говорим вам “до свидания”, мы говорим “прощай”, – сказал глава государства.
Позже в СМИ была опубликована часть предполагаемого списка “воров”, попавших под санкции:
Часть списка “воров в законе”, которые попадут под санкции СНБО
1. АЛИЕВ Гилани Шамсудинович, 08.08.1974г.р.;
2. АСАТРЯН Эдуард Сергеевич, 14.09.1968г.р.;
3. АСОЯН Нодари Жоржикович, 04.04.1973г.р.;
4. АСХАБОВ Хасан Магомедович, 13.02.1995г.р.;
5. АХМАДОВ Хусейн Сейпиевич, 06.07.1966г.р.;
6. АШУМОВ Глеб Эльбрусович, 05.03.1982г.р.;
7. БАБАЕВ Александр Тофикович, 03.09.1979г.р.;
8. БЕКАЕВ Омар Минкаилович, 02.02.1957г.р.;
9. ГЕРЛИАНИ Давид Нугзарович, 25.06.1972г.р.;
10. ГЛОНТИ Серго Семенович 27.09.1971г.р.;
11. ГОРАДЗЕ Миндия Гурамович, 14.12.1981г.р.
12. ДЖАМБУЛАТОВ Руслан Адамович, 19.10.1988г.р.;
13. ДЖАМБУЛАТОВ Рустам Адамович, 13.10.1984г.р.;
14. ДЖАНЕЛИДЗЕ Поликарп Автандилович 27.07.1974г.р.;
15. ДЖАЧВЛИАНИ Лаша Валерьянович, 16.04.1974г.р.;
16. ДИНАБОРСКИЙ Роберт Богданович 01.08.1977г.р.;
17. ДУКУЗОВ Магомед Идрисович, 11.04.1978г.р.
18. ИМАНАЛИ Андрей Михайлович, 22.06.1971г.р.;
19. ИСАЕВ Имран Абдулбакиевич, 24.02.1976г.р.;
20. ИСЛАНГИРИЕВ Апти Магомедович, 26.07.1970г.р.;
21. КАТАМАДЗЕ Реваз Джондоевич, 28.02.1974г.р.;
22. КИПИАНИ Вахтанг Демурович, 21.09.1978г.р.
23. КУХИЛАВА Антимоз Хухутович, 04.10.1956г.р.;
24. ЛИСЕНКО Сергей Иванович, 31.08.1954г.р.;
25. ЛОБЖАНИДЗЕ Георгий Шакроевич, 08.09.1971г.р.;
26. МУРТАЗОВ Заур Алхизурович, 14.08.1986г.р.;
27. НЕДЗЕЛЬСКИЙ Андрей Степанович, 01.03.1973г.р.;
28. ОЗМАНОВ Давид Шалвович, 07.12.1970г.р.;
29. ОЛИЙНИК Сергий Александрович, 05.04.1973г.р.;
30. ОРАГВЕЛИДЗЕ Кахабер Тристанович, 24.08.1973г.р.;
31. ПАНЮШИН Виктор Михайлович, 13.09.1958г.р.;
32. РУСАН Василь Александрович, 19.06.1974г.р.;
33. САРГСЯН Арташес Аветикович, 07.12.1975г.р.;
34. САРГСЯН Хорен Карленович, 23.08.1977г.р.;
35. САРКИСЯН Армен Нагапетович, 22.09.1978г.р.;
36. СУСОЕВ Ибрагим, 24.07.1978г.р.;
37. ХАЧАТРЯН Армен Альбертович, 04.07.1977г.р.;
38. ХМЕЛИДЗЕ Георгий Гивиевич, 12.12.1960г.р.;
39. ЦИКОРИДЗЕ Рамаз Лериевич, 12.06.1972г.р.;
40. ЧАРАЯ Тенгиз Автандилович, 10.04.1982г.р.;
41. ЧХАРТИШВИЛИ Паата Константинович, 01.10.1970г.р.;
42. ШЕМАЗАШВИЛИ Коба Шалвович, 17.01.1974г.р.;
43. ШЕРЕМЕТ Валерий Андреевич, 11.11.1949г.р.;
44. ЯСАГОВ Адлан Умарович, 04.06.1982г.р.;
Угрозы нацбезопасности
По мнению экспертов, атака на “воров” – решение, которое будет поддержано большей частью общества. Оппоненты власти усматривают в решении Офиса президента и СНБО элементы популизма, хотя по большому счету, дело здесь не только в получении политических дивидендов.
Один из инициаторов водной блокады оккупированного Крыма, экс-народный депутат Андрей Сенченко, в беседе с “Апострофом”, напомнил, как именно кремлевские спецслужбы использовали организованный криминалитет против украинской государственности.
“Правильное решение (санкции против “воров” – “Апостроф”), так как за каждой фамилией в списке фигурируют целые кланы и сектора криминального бизнеса. Российские спецслужбы активно привлекают к своим операциям криминалитет, что особенно было заметно в Крыму в ходе его оккупации. И те, и другие по своей сути – бандиты. Местные лидеры уголовного мира ранее замыкались на московском криминалитете, а не киевском. Впоследствии в Крыму их привлекли для отстраивания оккупационной властной вертикали”, – настаивает Андрей Сенченко.
К примеру, нынешний кремлевский “гауляйтер” оккупированного Крыма Сергей Аксенов, подозревается в участии в криминальной группировке “Сейлем”, в которой он был известен под кличкой “Гоблин”.
Впрочем, выходцы из спецслужб настаивают, что антигосударственная сущность “воров” может быть преувеличенной.
“Влияние “воров” и организованного криминалитета в целом на нацбезопасность – тема, которая местами притянута за уши. Особенно в СБУ на этом любят заострять внимание. Что в первую очередь интересует “воров”? Организованная преступность – это деятельность, конечной целью которой является получение прибыли от криминального бизнеса. Главарей криминального мира в первую очередь интересуют деньги, которые они могут потратить на себя. Им неинтересно, условно говоря, взрывать атомные электростанции”, – сказал “Апострофу” эксперт по вопросам правоохранительных органов Украинского института будущего Иван Ступак, ранее проходивший службу в СБУ.
Вместе с тем, денежные интересы организованного криминалитета – весьма крепкий крючок, за который могут закрепиться российские спецслужбы. Создание в стране параллельной власти в виде всевозможных “смотрящих”, за которыми стоят криминальные “авторитеты” – это прямой вызов национальной безопасности.
Сращивание криминалитета и местной власти – одна из проблем, которая обострилась к концу первого президентского срока Леонида Кучмы. Когда в Администрации президента поняли, что “воры” и “авторитеты” слишком окрепли и начали угрожать самой государственности, МВД и прокуратура получили отмашку на масштабную зачистку. В этом плане была показательной ликвидация бандитских группировок в Крыму, который в 90-е годы заработал себе сомнительную славу “украинской Сицилии”.
Закон о “ворах”
Полностью ликвидировать преступность невозможно по объективным причинам. Часть организованного криминалитета, пережив “лихие 90-е”, перешла в легальный бизнес, а затем и политику, но сохранила связь с “авторитетами”. Связь между “авторитетами” и властью особенно заметна в провинции.
В том числе, для того, чтобы уменьшить влияние криминала на политику летом прошлого года Верховная Рада приняла закон по борьбе с “ворами в законе”. Документ пытались проголосовать еще при президенте Петре Порошенко, но безуспешно. По одной из версий, из-за существенного влияния “воров” на нардепов.
“Влияние “воров” – это проблема не только нынешней, но и прошлой власти. В процессе реформирования правоохранительных органов в 2014-2019 годах были допущены системные просчеты, которые негативно сказались на борьбе с организованным криминалитетом. И дело не только в ликвидации УБОПа и развале агентурной работы. Начали реформировать то, что и так в целом нормально работало – патрульную службу. Демотивировали следователей и оперативников низкими окладами на фоне зарплат в патрульной службе или в НАБУ. Те, кто имел внутренние мотивы бороться с преступностью, осознали, что руководству они попросту не нужны”, – пояснил “Апострофу” руководитель Центра правового анализа и исследования политических рисков Михаил Дяденко.
Аналогичный “анти-воровской закон” действует в Грузии, где властям в целом удалось поставить “авторитетов” на место.
“Недавние санкции СНБО – своего рода рефлексия власти, ее реакция на то, какое влияние криминалитет оказывает на политику и бизнес-процессы в стране. Видимо, руководство страны решило повторить опыт Грузии экспериментальным путем. Получится – хорошо, а если не получится, то будем смотреть, что делать дальше. В юридический плоскости тут все не так однозначно. Реальные “воры”, увидев себя в списке, который опубликовали в СМИ, скорей всего, в суд не пойдут. Если кто-то из фигурантов все же решится отменять решение и судиться, то как власти будут доказывать факт “коронации”? Это же весьма специфическая процедура, там никаких документов не выдают”, – отметил в разговоре с “Апострофом” глава Совета адвокатов Киевской области Петр Бойко.
Темная сторона санкций
Теперь главный вопрос, получится ли у украинских властей повторить результаты Грузии? Тут могут возникнуть проблемы. Введение санкций против “воров” косвенно указывает на то, что профильный закон и известный юридический принцип неотвратимости наказания в реальности не работают. Иными словами – зачем решение СНБО, если и так есть закон?
“Да и сам факт отказа во въезде никак не мешает лидерам преступного мира проворачивать дела в Украине в дистанционном режиме, посылая сюда своих “представителей”. Возможностей для связи и коммуникаций сейчас предостаточно”, – говорит Иван Ступак.
Возникает закономерный вопрос: если “авторитетов” выдворяют из страны (хотя и тут все не так просто – нужно менять миграционное законодательство), то значит, что судить их не собираются? Если брать за основу указанный “закон о ворах”, то в нем уголовная ответственность предполагается не за сам статус, а за создание и руководство преступной организацией. За такое “светит” от 12 до 15 лет тюрьмы.
Еще один немаловажный вопрос, на который нет однозначного ответа – что делать с “ворами”-гражданами Украины, которых нельзя никуда депортировать, а санкции вряд ли будут эффективны, так как их финансовые ресурсы – в том числе и “общаки” – “серые” (если не сказать – “черные”) и, понятное дело, нигде не декларируются и не фиксируются. Исходя из этого решение СНБО, касающееся криминалитета, по мнению экспертов, больше похоже на очередную пиар-акцию, которая прикрывает отсутствие реальных реформ в правоохранительных органах, которые должны системно бороться против организованной преступности – в том числе, и с “ворами в законе”, чувствующими себя в Украине весьма комфортно.
Автор:
Tweet