Кто защитит покупателя от магазина и его охраны?

В потоке переживаний о том, как обезопасить охранников супермаркетов от «стрелков», почему-то мало кто вспоминает о защите самих покупателей. А ведь вопрос заключается не только в том, насколько высок уровень защиты правопорядка в магазине, но и в элементарных вещах, с которыми мы сталкиваемся ежедневно.

 Вот, например, многие ли знают свои права в случае безосновательного решения охраны досмотреть ваши вещи, к кому обращаться с жалобой, если вы недовольны поведением «магазинных защитников» или могут ли потребовать от вас оплатить шоколадку, купленную в другом магазине и по нелепой случайности оставшуюся в кармане куртки?

Во время новогодней суеты, когда активность покупателей существенно выше, а бдительность охранников в связи с этим «обострена», ForUm попытался разобраться во всех этих вопросах и теперь спешит разъяснить, в чем суть дела…

Без вины виноватый

Итак, представим совершенно стандартную ситуацию: человек выходит из супермаркета и тут вдруг срабатывает сигнальная рамка. При этом покупатель уверен, что ничего «лишнего» не брал и оплатил все до копейки. Увы, но даже при таком раскладе придется задержаться на выходе. По словам Сергея Шабовты, президента Украинской федерации профессионалов безопасности, «сигнал рамки является основанием для того, чтобы охранник остановил человека». В то же время досмотреть его вещи, согласно букве закона, он может только после разрешения самого клиента.

«Обыск является одним из элементов административного задержания, на которое имеет безусловное право только представитель правоохранительных органов. То есть сотрудник милиции. Именно ему дано право на административное задержание человека, которое может включать в себя в том числе и досмотр вещей», – поясняет он.

Стоит отметить, что по подобному сценарию охранник должен действовать даже в том случае, если видны явные признаки кражи: фиксация момента воровства на видеокамеру, неадекватное поведение человека, явно пытающегося скрыть признаки своего правонарушения, и прочее. Но это не говорит о том, что, отказавшись показать содержимое сумочки, пакета или карманов, клиент будет отпущен «в свободное плавание». Да, обыскивать человека вопреки его воле, согласно Закону Украины «Об охранной деятельности», охранники не имеют абсолютно никакого права, но связаться с территориальным управлением органов внутренних дел и оповестить правоохранителей о случившемся – вполне правомерная и прописанная в законе норма.

Вне зоны доступа?

До приезда милиции человеку, к действиям которого охрана высказала претензии, придется оставаться на территории супермаркета или любого другого магазина. В то же время блюстители порядка в общественном месте могут лишь ограничить ему выход за пределы помещения, а контролировать его в вопросе коммуникаций не имеют совершенно никакого права.

«Категорически недопустим запрет пользоваться мобильным телефоном. Человек вправе самостоятельно вызвать милицию, позвонить близким и сообщить им о сложившейся ситуации, попросить приехать, чтобы помочь разобраться в случившемся», – рассказывает Сергей Шабовта.

Помимо этого, если у покупателя есть претензии к работе охранников, то стоит выходить напрямую на разговор с администрацией магазина, ведь вероятность того, что старший по смене охранник в случае конфликтной ситуации будет отстаивать права покупателя, очень мала.

«Будь то внутренняя охрана или охранное предприятие, которое работает на территории магазина, ответственность за качество работы несет в первую очередь администратор магазина. Поэтому попытка администрации отправлять клиента к некому старшему по смене не правомерна. Ведь у него задача номер один – доказать правоту своего охранника, соответственно, оценка ситуации будет субъективная», – говорит специалист.

В то же время, если объективно подходить к вопросу, то в случае, если охрана и впрямь действовала неправомерно, она понесет за это ответственность. Как сообщили в пресс-службе МВД Украины, она может быть как административной, так и уголовной.

«Комната страха» или кулисы анонимности?

Многих интересует также вопрос: «А как же быть в случае, если охранник предлагает пройти в служебное помещение для дальнейшего разрешения ситуации»? В самом законе «Об охранной деятельности» нет ни строчки о том, что охранники обязаны и имеют полное право отвести покупателя в комнату досмотра. Рядовые покупатели, отвечая на вопрос, где бы они предпочли поставить точку в сложившейся ситуации, в большинстве случаев отвечают, что им «было бы гораздо спокойнее, если бы это происходило на месте и среди людей».

В то же время специалисты отмечают, что данный вопрос стоит рассматривать глубже и с точки зрения такта по отношению к покупателям. По словам президента Украинской федерации профессионалов безопасности, существование комнат досмотра все-таки оправдано, хотя бы с той точки зрения, что это позволяет не предавать огласке произошедший инцидент. В то же время эксперт подчеркивает, что оснащение комнат охраны стоило бы модернизировать.

«События в ТРЦ «Караван» показали, что даже видеонаблюдение, которое ведется камерой, малорезультативно. Необходимо, чтобы существовал аудиоконтроль: запись разговора покупателя и охранника, фиксация претензий, которые предъявляют охранники. Я уверен, что это обязательно должно осуществляться.

Причем не просто на уровне «хочу – не хочу», а если выделено специальное помещение для беседы, то все, что там происходит, обязательно должно документироваться: как видео-, так и аудиозаписью. Причем с последующей архивацией, как минимум, две недели. Я бы даже выделил месяц.

Потому что это позволит в дальнейшем, даже в случае каких-либо взаимных претензий, технически восстановить ситуацию. Я уверен, что подобная запись из комнаты, где погибли люди в «Караване», дала бы возможность более точно восстановить картину убийства, помогла бы узнать правду о происходивших там событиях. А так, получили картинку, которая, по сути, была не очень информативной», – резюмирует Шабовта.

Если нет крайнего, то мы его назначим?

Кстати, обращая внимание на разговоры в «тайной» комнате, стоит отметить, что требовать от покупателя уплатить какой-либо штраф не в праве ни охранники, ни администрация магазина. По словам Сергея Шабовты, никаких сиюминутных взысканий не существует. Нет подобной нормы и в Законе «Об охранной деятельности». Так что определенная сумма денег, которую обязан заплатить человек, оказавшийся все же виновным в какой-либо ситуации, которая случилась на территории магазина, уплачивается только после вынесения решения суда.

Здесь стоит обратить внимание также на жалобы самих потребителей. Сегодня в Интернете нередко можно найти сообщения с описанием схем, которые якобы были замечены в каких-то супермаркетах. Суть их очень проста: кассир по сговору с охранником попросту не «пробивает» один из товаров.

Соответственно, на него срабатывает сигнальная рамка, что позволяет охраннику, уже ждущему очередную «жертву», задержать покупателя и в дальнейшем, пользуясь его юридической безграмотностью, требовать от него уплаты какого-то штрафа. Так что все же не стоит лениться, уж лучше по возможности проверять выданный кассиром чек, так как доказать в дальнейшем, что вы не украли этот товар, будет ой как нелегко.

В то же время, заходя в супермаркет, стоит внимательнее оценивать содержимое своей сумки или карманов, дабы потом не произошло конфликтной ситуации, мол «это товар из нашего магазина, так что, будьте добры, оплатите». Лучше уж оставить вещи в специальных камерах хранения, нежели потом доказывать, что эту шоколадку или жвачку вы купили в другом магазине. Если не предоставите чек, придется изрядно потрепать нервы. А зачем и кому это нужно? Причем в данном случае охранники будут правы.

Тем более что камеры хранения – это тоже охраняемые объекты. И в случае пропажи вещей покупатель вправе обратиться в соответствующие органы, а ответственные лица, в случае пропажи дорогостоящих вещей, по словам Сергея Шабовты, могут понести серьезную ответственность: вплоть до уголовной.

«Когда администрация пишет, что она не несет ответственности за вещи, оставленные клиентами в ячейках на входе в супермаркет, она лукавит. В соответствии с нашим гражданским законодательством, администрация несет прямую ответственность за них. В такой же степени за них отвечает и охрана, работающая на территории магазина», – говорит он.

А вот что касается конкретной суммы штрафа за мелкую кражу покупателем, то согласно данным, которые ForUm получил в МВД Украины, она составляет от десяти до тридцати необлагаемых минимумов доходов граждан. Кроме того, правонарушителя могут наказать исправительными работами на срок до одного месяца с отчислением двадцати процентов заработка. Также «мелкий воришка» может схлопотать административный арест сроком от пяти до десяти суток.

В то же время в милиции на вопрос о том, сколько краж происходит в среднем за месяц в магазинах и супермаркетах столицы, не отвечают. В пресс-службе Министерства внутренних дел Украины заявили, что подобная статистика не ведется даже в целом по Украине. Что касается общих показателей, то в нынешнем году правоохранители зарегистрировали больше 224500 краж всех форм собственности.

Боевая готовность

Не надо забывать, что порядок в магазине – это не только: взял – посчитали – вышел. Стоит учитывать также безопасность пребывания в торговом учреждении. Вряд ли кому-то приятно ходить по магазину и лицезреть, как там начинает буянить какой-то пьяный, от которого можно ожидать чего угодно. Согласно Закону «Об охранной деятельности» на охрану возложены функции по поддержанию общественного порядка. Конкретные нормы относительно того, кого пускать, а кого не пускать, в документе не прописаны. Специалисты, в свою очередь, говорят о том, что согласно элементарным нормам общественной морали охранники должны контролировать подобные ситуации.

«Подобный пункт мы можем и вправе предусмотреть. Он, конечно, не звучит именно так, но на охрану возлагается поддержание общественного порядка. А что такое общественный порядок? Способствует ли его поддержанию очевидно пьяный человек, который начинает расталкивать людей или просто падает? Я думаю, что нет. Если человек в пьяном состоянии, ему присуще неадекватное поведение, то есть его не должны пускать в заведение. Потому что поведение этого клиента может явно перейти в стадию агрессии. Он может повредить товар, ударить женщину, испугать ребенка», – высказывает свое мнение на этот счет Сергей Шабовта.

Но, опять-таки, подходить к данному вопросу охранники должны деликатно. Применять силу, как минимум, незаконно. По словам президента Украинской федерации профессионалов безопасности, применение силы в местах большого скопления людей – это из ряда вон выходящий случай, прибегнуть к которому охрана имеет право только в том случае, если в действиях правонарушителей есть явная угроза жизни окружающих и самого наблюдающего за порядком в магазине.

«Если, например, охранник предъявляет к нему претензии, а он впадает в состояние крайней агрессии, начинает бросаться предметами, может нанести повреждения охранникам или находящимся рядом людям, выхватывает оружие, то, конечно же, единственный выход из ситуации – это применить к нему силу, пытаясь блокировать его. Но, опять-таки, при этом незамедлительно постараться вызвать милицию», – говорит специалист.

Вооружен – не значит опасен?

А вот повального вооружения охранников супермаркетов и магазинов ожидать не стоит. Во-первых, данный проект постановления Кабинета Министров находится еще на рассмотрении, во-вторых, по словам Сергея Шабовты, таких компаний, которых коснется это нововведение, всего 10-15% от всего рынка лицензированной охранной деятельности.

 

Так называемой ведомственной охраны, которая работает сугубо по внутренним инструкциям магазинов, это абсолютно не касается.

Тем не менее, так называемая внутренняя охрана остается на сегодняшний день проблемной точкой на карте охранного бизнеса. Фактически ведомственная охрана действует вразрез с действующим законодательством и абсолютно не подчиняется ему.

«Устранять подобную ситуацию нужно на законодательном уровне. Сейчас мы пытаемся инициировать это. Но поток грязи льется вроде бы как на рынок безопасности, а при разбирательствах выясняется, что основными носителями всех этих нарушений являются люди, далекие от лицензированного пространства», – заявляет Сергей Шабовта.

Как бы там ни было, в случае форс-мажорной ситуации всегда руководствуйтесь тем, что диктует закон, и не «ведитесь» на уловки людей, решивших нажиться за ваш счет.ForUm желает вам удачных покупок, справедливых кассиров и охранников, а также ощущения полной безопасности в новом году.

 

Автор: Татьяна Мацур, ForUm

Читайте также: