Кровавый извозчик

Ее нашли промозглым октябрьским вечером на обочине дороги. Девушка была убита выстрелом в упор — вероятно, из обреза. Рядом на земле — испачканная кровью газетная страница. «Серийному убийце дали год свободы» — кричал один из заголовков. Кровавого извозчика разоблачили с помощью этой газетной страницы… На днях Московская городская прокуратура передаст в суд дело о серии убийств одиноких пассажиров ночных такси. Их расстреливали прямо в салоне машины, а трупы выкидывали на дорогу. И наша газета помогла стражам порядка выйти на след садиста. Номер квартиры, указанный на первой странице «МК», стал тем самым связующим звеном — от преступления к преступнику.

Всех своих жертв Александр Елистратов сначала видел во сне.

Он пристально всматривался в незнакомое лицо, старался запечатлеть в памяти каждую черточку. Он был уверен: именно этот человек умрет. Александр совершит очередное жертвоприношение. И получит наконец те несметные сокровища, которые сделают его по-настоящему богатым.

Видения были яркими. Иногда кроме незнакомца ему снилась голубка. «Это тоже знак — тогда я завтра убью женщину», — думал Елистратов. И убивал — снова и снова.

На московские улицы он выезжал как на сафари, вооружившись обрезом охотничьего ружья 16-го калибра — из такого только медведя валить. А изувер стрелял в людей — случайных пассажиров, которых он подвозил на своей старенькой зеленой «копейке». Ведь работал Елистратов таксистом.

Привидение с обрезом

Серия загадочных нападений на пассажиров такси захлестнула Москву в 2005–2006 годах. Жертв находили ночью на обочинах московских трасс. Мужчин и женщин. Молодых и не очень. Зажиточных и нищих. На первый взгляд абсолютно непохожих.

В ночь на 16 октября 2005 года под железнодорожным мостом на шоссе Энтузиастов прохожие обнаружили мертвую женщину. Асфальт был усеян осколками разбившейся автомобильной фары. «Сбита машиной», — вынесли вердикт стражи порядка. Только в морге, внимательно осмотрев тело, патологоанатомы обнаружили, что погибшую буквально нашпиговали дробью. Из охотничьего ружья в нее стреляли дважды. Несчастная пыталась закрыться от изувера рукой — дробины попали в подмышечную область. Скончалась она от потери крови.

«Глухо как в танке, — вскоре доложили опера сотрудникам прокуратуры о ходе поисков. — Мотивов для убийства — никаких». Убитая — Лейла Ионесян, соучредитель кафе-бара «Делакс», что на Басманной. Эта забегаловка была делом всей ее жизни. Лейла даже скатерти сама стирала — таскала домой целые баулы. Тем вечером она убиралась в кафе допоздна, потом позвонила дочери, сказала, что выезжает… Дочь не беспокоилась — знала, что мама с ее командирским голосом и железной волей всегда сможет за себя постоять.

В 0.20 телефон Лейлы замолчал навсегда.

16 мая 2006 года история повторилась. 30-летний Артак Петросян — здоровенный мужик, фанат здорового образа жизни, детский тренер по карате, с работы всегда уходил поздно. И обычно ловил попутку. В тот вечер он тоже успел позвонить с мобильного родным, сказал: «Я уже в машине, скоро буду».

Истекающего кровью Артака нашли около памятника «Рабочий и колхозница». Его расстреляли из дробовика. Умирая, он лишь успел прошептать: «Таксист, 1000 рублей».

Чемодан или жизнь

После этого случая сыщики всполошились. Больно много схожих деталей — ночной извозчик, дробовое оружие, убийство… Просмотрев все преступления за последний год, милиционеры обнаружили, что маньяк уже давно охотится на одиноких пассажиров. К счастью, некоторым повезло — они выжили.

Так, 14 апреля 2005 года частник согласился подвезти 28-летнего инженера с Зеленого проспекта в центр. Сговорились на 150 рублях. Но по пути молчаливый шофер свернул в безлюдный тупик и достал обрез.

— Он спросил «Как звать тебя?» — с дрожью в голосе вспоминает пассажир. — Услышал, что Тимофей, ответил в рифму «Ну, тогда оставляй портфель».

Мужчина был вынужден отдать черный кожаный «Марлей», в котором лежали 34 тысячи рублей. Зато он сохранил себе жизнь.

Похожий случай произошел 6 марта 2006 года и с 32-летней Людмилой, стилистом по профессии. В 23.00 она голосовала на шоссе Энтузиастов. Водитель согласился довезти ее до 5-й улицы Соколиной Горы за мизерную сумму. Расплатиться пришлось дамской сумочкой и чемоданом с инструментами.

Но показания свидетелей стражам порядка не помогли. Пострадавшие смогли вспомнить лишь, что машина была темного цвета, номер заляпан грязью. Преступник — пожилой мужчина плотного телосложения, в темной куртке.

А ночной таксист продолжил охоту.

Марина Третьякова приехала в столицу из Кабардино-Балкарии. Нашла работу, подыскала дешевую квартиру в Красногорске. С переездом помогла подруга — вместе укладывали вещи, ловили такси, торговались с частником…

В машину Третьякова села одна.

Труп Марины нашли в придорожной канаве, за городом. Причина смерти — дробовое ранение в левую часть туловища.

Анна Кузнецова после встречи с маньяком осталась инвалидом на всю жизнь. Она до сих пор не верит, что выжила. Аня работала продавцом в магазине. 9 августа 2006 года в компании приятельницы возвращалась домой после смены. Вместе поймали машину. Сначала отвезли подругу. Когда Аня осталась в салоне одна, шофер резко дернул на себя дамскую сумочку и попытался вытолкнуть пассажирку из машины. Кузнецова намертво вцепилась в сумку.

Раздался выстрел.

Уже упав на асфальт, Анна окровавленными руками продолжала сжимать ридикюль. «Там ничего нет, там ничего нет», — шептала она.

Убийца наклонился над умирающей женщиной. «Что ж ты в нее так вцепилась-то, если там ничего нет? Опять ничего нет…» — злобно прошипел он. И машина скрылась в темноте. Аня лишь успела заметить, что это «Жигули».

Постепенно стражи порядка стали понимать, что представляет собой их враг. В милиции его прозвали «кровавым извозчиком». С виду — скромный пожилой трудяга, который честным трудом зарабатывает на жизнь на стареньких дребезжащих «Жигулях». А на самом деле — серийный убийца.

Шифр на газетной странице

21-летняя Ольга Байдакова — пятикурсница университета физкультуры, без пяти минут дипломированный режиссер спортивных и массовых мероприятий, она как-то даже сумела обезвредить преступника. Хулиган на улице вырвал у Ольги мобильный телефон. Но отважная студентка догнала нахала, пристыдила и отняла аппарат.

Трель этого телефона охранник конно-спортивной школы услышал в ночь на 29 октября. Аппарат валялся на обочине дороги неподалеку от Измайловского парка. По кровавым пятнам на «раскладушке» секьюрити понял — случилось что-то ужасное. Мужчина огляделся. Чуть поодаль, метрах в трехстах от проезжей части, лежала мертвая девушка.

Это была Ольга.

Накануне она работала на свадьбе в ресторане «Чайка» на проспекте Буденного. С ролью тамады хохотушка Оля справилась прекрасно. Около 23.00 она засобиралась домой. Сразу несколько человек вызвались проводить Ольгу, но кого-то попросили передвинуть музыкальные колонки в зале… Словом, когда джентльмены выбежали на улицу, дамы уже не было. Оле неохота было тащить громоздкий кожаный чемодан (туда девушка положила платья, в котором ее подруги исполняли на свадьбе народный танец), и она поймала такси. Ветхий «жигуленок» с круглыми фарами, как сказал случайный свидетель.

…В последнюю секунду, когда убийца уже выстрелил, Оля набрала номер своего друга. Но ответить ему уже не успела. Убийца выбросил из салона труп, а чуть поодаль — телефон.

Ночью на Петровке прошло экстренное совещание. Детективам было от чего впасть в уныние — «кровавый извозчик» убивал все чаще, а улик по-прежнему кот наплакал. Но в случае с Байдаковой наконец появилась слабая, но зацепка, в буквальном смысле слова. На месте преступления детективы нашли первую страницу «Московского комсомольца» — клочок бумаги прилип к одежде жертвы. Вверху — броский заголовок про битцевского маньяка. Милиционеры даже подумали, что убийца с дробовиком бросает им своеобразный вызов. И тут обратили внимание на выведенное карандашом рядом с заголовком число «49». Так почтальоны обозначают номера квартир, куда им необходимо доставить газету.

Задача — почти нереальная. Как в многомиллионном городе проверить всех подписчиков популярнейшего издания, проживающих в 49-й квартире? Опера отправили листок на экспертизу в надежде, что на газете остались отпечатки пальцев. А сами потихоньку начали «инспектировать» читателей «МК».

Тем временем убитые горем родственники жертв обратились за помощью к экстрасенсу. Та, подумав, выдала неожиданный вердикт. «Преступник сам толком не знает, зачем убивает своих жертв», — заявила ученая дама. А затем назвала дату поимки злодея — 15 января 2007 года.

Экстрасенс не ошиблась.

Маньяк на колесах

16 января в 0.45 патрульный экипаж отдела вневедомственной охраны УВД Северо-Восточного округа ехал по Чермянскому проезду. Не по-зимнему теплая ночь, народу ни души… Вдруг прямо под колеса бросается мужчина средних лет. Милиционер ударил по тормозам, патрульные выскочили из машины.

«Я умираю, — прохрипел незнакомец, — задержите его. «Копейка» зеленого цвета, номер Э0920 МО».

41-летний коммерсант Андрей Жуков умер на руках у стражей порядка. Когда приехали врачи, он все еще сжимал в руках барсетку, которую так и не отдал убийце.

Экипаж тут же бросился за «Жигулями». Шофер петлял, потом заехал в тупик, пытался убежать на своих двоих, полез на бетонный забор, но увяз в колючей проволоке.

Задержанный назвался Александром Елистратовым, 1954 года рождения. Он не отпирался: да, подвозил, отказался платить, повздорили, он напал на меня, я оборонялся…

Бдительные патрульные вспомнили ориентировку на «кровавого извозчика». Пробили адрес и ахнули. Елистратов проживал в квартире №49. И значился в списке подозреваемых, составленном на Петровке.

…Биография Елистратова — серая и унылая, как степь в ноябре. Растила его одна мать. Жили в деревне под Ульяновском. Потом мать устроилась на автозавод, им дали квартиру в областном центре. Вскоре и сын устроился автослесарем, но все больше лоботрясничал. Дважды по глупости «залетал» под статью за кражи, но отделывался условным сроком.

Первый раз Александр женился неудачно, уехал в Москву в поисках счастья. Второй брак, так же, как и первый, не сложился. Но если с двумя сыновьями в Ульяновске он толком никогда и не общался, то своих «московских» детей просто обожал. И проводил с ними все свободное время. Хотя супруги разошлись, Елистратов продолжал жить у бывшей жены.

Особенно тянулся к Александру младший сын. Мальчишке тяжело давалась школьная программа, приходилось нанимать репетитора. Елистратов был уверен — у мальчика есть таланты, но сам он раскрыть их не сможет. А помочь могут только очень большие деньги.

Александр занялся частным извозом. Но работа таксиста приносила мизерный доход. В 2005-м фортуна, казалось, улыбнулась частнику — его наняла женщина-риелтор за более чем приличную по тем временам зарплату (1000 долларов в месяц). Но Александру этого было мало. В 2004 году он был задержан за вооруженное нападение на пассажира с целью ограбления. Но снова получил условный срок — документы о его прежних судимостях затерялись по пути из Ульяновска в Москву.

А потом Елистратов начал убивать.

Молитва после убийства

На улицы извозчик выезжал после 23.00 — буквально на час. Все закоулки он знал наперечет — недаром столько лет за рулем. Пол в машине заранее был устлан газетами — и мусора меньше, и кровь впитается. Двустволка — под курткой.

Как правило, Елистратов выбирал в жертвы тех, у кого был с собой внушительный багаж. Он все время мечтал — вот сейчас откроет саквояж, а там — пачки долларов, которых хватит и на учебу сыну, и на новый автомобиль, и на квартиру. Но убийства следовали одно за другим, а в сумках оказывались то грязные скатерти из ресторана Лейлы Ионесян, то танцевальное платье Ольги Байдаковой… Весь этот скарб Александр выбрасывал в мусорные контейнеры.

Возвращаясь с ночного рейда, Елистратов… молился. Истово, беспрестанно, за каждую загубленную душу. Оперативники даже оторопели, когда приехали к нему домой с обыском — вся комната убийцы заставлена иконами.

Впрочем, было ли это раскаянием? Сам Александр на допросах говорил, что надеялся найти в багаже пассажиров те сокровища, которые изменят его жизнь. «Правильную» жертву он рассчитывал увидеть во сне. Но сны каждый раз не сбывались. Елистратов злился и снова ехал на улицы Москвы — сеять смерть.

За шесть убийств и множество разбойных нападений Елистратову грозит пожизненное заключение. «У этого человека действительно была страсть к деньгам, — рассуждают сыщики. — Сначала он надеялся разбогатеть, а потом просто не мог остановиться. Мы хотим лишь предупредить граждан: соблюдайте осторожность, когда выбираете себе водителя-извозчика. Он может быть вооружен и очень опасен. Даже если внешне это безобидный молчун на старенькой «копейке».

Юлия Гришина, «МК»

You may also like...