Безопасность на дорогах: горе-водители и «разбор полетов»

За год в Украине происходят около 45 тыс. аварий. В них гибнут примерно 6,5 тыс.чел., а 55 тыс.чел. получают различной степени увечья. Много серьезных аварий происходит в летний период, т.е. в сезон отпусков. Самая распространенная причина происшествий — превышение скорости. Вследствие этого происходят примерно 10 тыс. ДТП в год. Выезд на полосу встречного движения становится причиной 5 тыс. аварий в год. Как работают основные системы безопасности современного автомобиля и могут ли они уберечь водителя и пассажиров в критической ситуации? Ситуация

Тужась и пыхтя, трактор «Беларусь» с прицепом, доверху набитым арбузами, полз с бахчи в родной колхоз «Солнечный». Слегка хмельной водила под «Вопли Видоплясова» уверенно удерживал брыкающийся трактор на размытой дождем грунтовой дороге. Впереди был выезд на асфальтовое шоссе. Немного притормозив перед поворотом, тракторист осмотрелся. До ближайшего автомобиля оставалось метров 150, не меньше. Решив: «Проскочу», он рванул тугой руль вправо и, что есть силы, нажал на педаль газа. Взревев мотором и выпустив черное облако дыма, трактор неспешно начал движение. За ним, постепенно сходя на нет, разлезались глиняные следы от покрышек.

Тем временем по шоссе со скоростью 140 км/ч по своим делам неслась серебристая иномарка. Волнистый асфальт заставлял ее выписывать кренделя. Молодому водителю и пассажирам казалось, что автомобиль подтанцовывает в такт музыке. Не сбрасывая скорости, водитель начал совершать правый поворот. Накренившись на левый бок, машина завизжала всеми покрышками и начала сползать с траектории. Но в ту же секунду какая-то невидимая сила вернула ее на место. Тут бы перекреститься, но драйвер знал — это сработала система курсовой устойчивости. Выйдя на прямую, водитель отхлебнул любезно налитый кем-то из пассажиров теплый кофе и затянулся сигареткой. Жизнь прекрасна! Попавшая в поле его зрения самоходная гора арбузов, еще и выпускающая черный дым, не сразу вызвала чувство опасности. О том, что это дует «Беларусь» с пятитонным прицепом, «гонщик» узнал позже.

Сложная структура каркаса безопасности в случае ДТП защищает жизненное пространство человека в автомобиле

Владелец иномарки уже мысленно нарисовал траекторию объезда препятствия. Не сбрасывая скорости, приготовился к обгону, как вдруг на встречной полосе показался силуэт фуры. Все планы по совершению маневра были перечеркнуты. До препятствия 70 м. Резкое нажатие на педаль тормоза. Машина клюнула носом. Скорость упала до 80 км/ч. Не пристегнутые ремнями безопасности пассажиры пытались удержаться на своих местах. Водитель попытался спасти машину от столкновения с препятствием и вывернул руль вправо, в сторону обочины. Но не тут-то было, колеса иномарки налетели на скользкую глиняную жижу, оставленную протекторами «Беларуси». Затрещала антиблокировочная система (АBS), запищала система, отвечающая за курсовую устойчивость. Автомобиль юзом несло точно под прицеп трактора. Удар. Молниеносно «вспыхнули» передние подушки безопасности. Пассажиров раскидало по салону. Особенно не повезло среднему, сидевшему на заднем диване.

О том, что сталось с пассажирами этого авто, а также об основных системах безопасности, которые сработали перед аварией и в момент столкновения, расскажем поподробнее.

Наглядный пример сохранения целостности капсулы безопасности. В салоне «чисто», как в новом автомобиле

ESC

Начнем с того, что ситуация эта выдумана, хотя и списана с тысяч ей подобных. Поэтому со всей ответственностью заявляем: в данной «пригоді» никто не пострадал.

Конечно, в ДТП водитель легкового автомобиля мог обвинить тракториста, который, не убедившись в безопасности маневра, выперся на проезжую часть. Но, во-первых, в нашей стране тракторист, скорее всего, не представляет себе, что такое безопасный маневр, а во-вторых, легковушка двигалась с явным превышением скорости. И винить стоило только себя.

Если помните, первый раз система безопасности «вытянула» автомобиль при прохождении поворота. Тогда сработала система курсовой устойчивости. У разных производителей она называется по-разному — VDS, DSC и т.д. Без привязки к конкретной марке ее часто называют ESC (Electronic Stability Control). Первая ESC была разработана компанией Robert Bosch GmbH для Mercedes-Benz и BMW еще в 1959 г., но наладить ее производство удалось только в 1995 г. Принцип действия всех систем курсовой устойчивости схож. Несколько датчиков отслеживают угловую скорость автомобиля относительно вертикальной оси, его перемещение и движение руля. Если поведение машины при совершении поворота совпадает с заложенным в программе, система «молчит». В случае сноса (недостаточной поворачиваемости) или заноса (избыточной поворачиваемости) показания датчиков расходятся. Тогда система подтормаживает или внутреннее (по отношению к направлению поворота. — Ред.) заднее колесо, или, соответственно, внешнее переднее. Также контролируется система впрыска топлива. В случае необходимости подача топлива или уменьшается, или увеличивается, чем поддерживаются нужные в данный момент обороты двигателя. Но не надейтесь на чудо, если вы превысили разумный предел скорости. Система просто не в состоянии обойти законы физики. Машина моментально улетит с траектории движения и, в лучшем случае, окажется в чистом поле, а в худшем — намотает себя на столб и завяжется прочным узлом. И где-то в этой груде металла окажутся водитель и его пассажиры.

Кстати, Национальная администрация США по безопасности на дорогах (NHTSA), согласно результатам исследования, проведенного в 2004 г., заявила, что ESC уменьшает количество столкновений на 35%. Одни эксперты считают контроль курсовой устойчивости одним из важнейших средств безопасности (некоторые даже ставят его на второе место после ремней). Другие же говорят, что «ощущение безопасности», возникающее от самого факта наличия такой системы в автомобиле, будет провоцировать водителя к рискованному стилю вождения. Третьи протестуют против ESC, поскольку, мол, такие системы не дают водителям возможности на собственном опыте исследовать реальную динамику автомобиля. Поэтому некоторые производители обеспечивают автомобили кнопкой отключения системы, предусматривают ее перенастройку или же снижают порог срабатывания.

Статистика

За год в Украине происходят около 45 тыс. аварий. В них гибнут примерно 6,5 тыс.чел., а 55 тыс.чел. получают различной степени увечья. Много серьезных аварий происходит в летний период, т.е. в сезон отпусков. Самая распространенная причина происшествий — превышение скорости. Вследствие этого происходят примерно 10 тыс. ДТП в год. Выезд на полосу встречного движения становится причиной 5 тыс. аварий в год.

ABS

Следующая «порция» помощи нашему горе-драйверу пришла в момент резкого торможения. Сработала антиблокировочная система (ABS; Anti-lock Brake System), предотвратив блокировку колес транспортного средства в момент торможения. Тем самым она предоставила водителю возможность маневрировать. Основное назначение ABS — обеспечение управляемости автомобиля при торможении. Система действует следующим образом: при торможении датчики на колесах определяют момент блокировки тормозных механизмов (резкой остановки), в эту секунду усилие на них уменьшается, чтобы колесо могло вращаться и находиться в сцеплении с дорожным полотном. Тормозной путь становится более коротким, чем при блокировке колеса и скольжении.

Но есть и обратная сторона медали. И проявляется она в основном в зимнее время года, когда проезжая часть возле светофоров укатана в лед. При легком нажатии на педаль тормоза, колесо моментально останавливается, и ABS дает команду тормозным колодкам его разблокировать. Получается, что машина просто катится по льду без эффективного торможения. Водители, которых такая безобразная «выходка» ABS не застает врасплох, аккуратно тормозят «ручником». Точного рецепта поведения в таких случаях не существует. Все зависит от степени подготовки водителя, дорожной ситуации и скорости автомобиля.

Если б не скользкая глиняная жижа, в которую влетел наш подопытный автомобиль, то об аварии не было бы и речи. «Различные электронные системы безопасности — это всего лишь помощники водителя. И служат такие устройства только для исправления не очень серьезных, немного «скользких» дорожных ситуаций, которые неопытный водитель вовремя не распознал и не устранил», — говорит эксперт программы «Экипаж» Алексей Мочанов.

Этот маленький блочок ABS помогает неопытным водителям избежать ДТП

Подушки

В момент нашего выдуманного столкновения автомобиля с прицепом датчики системы безопасности определили удар и дали команду на раскрытие подушек. Модуль подушки безопасности содержит в себе блок наполнения и легкую нейлоновую подушку. Датчики удара расположены в передней части автомобиля и в салоне. Автомобили могут иметь один и более датчиков, которые активируются под воздействием сил, возникающих при лобовом или близком к лобовому ударе. Датчики измеряют степень замедления, с которой машина сбрасывает скорость. Именно поэтому ускорение автомобиля, при котором датчики активируют подушки, изменяется в зависимости от характера столкновения. Подушки безопасности не должны срабатывать при внезапном торможении или при езде по неровным поверхностям. Максимальный уровень замедления при экстренном торможении составляет лишь незначительную часть уровня, достаточного для приведения подушек безопасности в действие. Пневмоподушка дополняет ремень безопасности, предохраняя пассажира от удара головой и верхней частью тела о какую-либо часть салона автомобиля. Также они снижают опасность получения тяжелых травм, распределяя силу удара по всему телу пострадавшего.

Так как наши «подопытные» седоки передних кресел не были пристегнуты ремнями безопасности, их тела в момент столкновения устремились вперед. А подушки безопасности отправились им навстречу. Получился нокаутирующий удар, во стократ превосходящий по силе удары боксеров в поединке. «В момент «выхлопывания» подушки безопасности удар бывает настолько сильным, что непристегнутый человек может просто сломать шею и умереть», — утверждает Роберт Мидзян, бренд-директор компании Volvo.

О безопасности наших детей уже побеспокоились лучшие инженеры. Побеспокойтесь и вы

Вы думаете, пассажирам задних сидений повезло больше? Куда там! Сначала они все дружно, как по команде, хорошенько приложились головами о потолок. Затем два человека, сидевшие по бокам, всем телом навалились на спинки сидений, ломая себе грудные клетки. К тому же они оказали медвежью услугу своим друзьям, «влетев» в них с огромной скоростью. «Представьте себе «блин» от штанги массой 70 кг, который на скорости 16-20 м/сек влетает в спинку сиденья и просто на части крошит вам позвоночник», — предлагает Алексей Мочанов. Пассажир, сидевший сзади посередине, после удара головой о потолок улетел через лобовое стекло. Там его поджидал железный прицеп с арбузами. «Мы постоянно проводим подобные тесты с непристегнутыми манекенами, расположенными на заднем сиденье. Они показывают, что в данном случае работают обычные законы физики. При внезапном столкновении человек просто вылетает из автомобиля. Кроме всего прочего, страдают и сидящие впереди пассажиры, даже если они пристегнуты. К сожалению, такие случаи встречаются в жизни. Поэтому в Швеции за подобное нарушение предусмотрены штрафы в несколько сотен евро», — поясняет Роберт Мидзян.

Если бы люди в автомобиле были пристегнуты, то им помогла бы и капсула безопасности. Эта капсула охватывает кабину автомобиля. Изготовлена она из очень прочного сплава. Вся остальная конструкция авто выполнена из более мягкого металла. Благодаря такому решению происходит демпфирование удара, что увеличивает шансы сидящих в автомобиле на выживание.

«В общей сложности 30% стоимости автомобиля — это системы безопасности. Выходит, что, покупая машину за $60 тыс., вы $40 тыс. платите за саму машину, а $20 тыс. — за свою безопасность. Глупо просто так отказываться от этих денег; протягивать ремень безопасности за спинкой сиденья и втыкать его в замок, чтобы, таким образом, как-то обмануть систему, сконструированную специально для спасения вашей жизни», — недоумевает Алексей Мочанов.

Не утешайте себя мыслью, что это ДТП случится с кем угодно, но только не с вами. Уверяем, так думал каждый, кто попал в серьезную аварию. Пользуйтесь безопасными «наворотами» своего авто по максимуму.

Безопасность детей

Мало кто из родителей может себе представить, что произойдет с их ребенком в момент даже не аварии, а просто резкого торможения. Серьезную травму ему получить намного проще, чем взрослому пассажиру. В шведском Гетеборге в выставочном центре Volvo Car Corporation, где демонстрируются различные системы безопасности, посетителям предлагают примерить специальный шлем массой примерно 5 кг, чтобы почувствовать себя ребенком. Дело в том, что у маленьких детей соотношение массы головы к массе тела гораздо большее, чем у взрослых людей. А мамочки, которые думают, что им хватит сил удержать дитя у себя на руках во время резкого «кивка» автомобиля, глубоко ошибаются. Попробуйте дома, интереса ради, удержать стокилограммовую гирю. Именно с такой силой хрупкое тело ребенка устремится подальше от вас. Вдобавок вы сверху его еще и придавите собственным телом.

Наверное, не просто так весь цивилизованный мир борется за жизнь юных спутников, изобретая специальные детские кресла. Они рассчитаны на определенную массу ребенка. Когда он вырастает из одного сиденья, ему приобретают следующее. На переднее пассажирское кресло ребенка вообще нельзя пускать. Тем более это касается автомобилей, оснащенных подушками безопасности. «Очень было тяжело просматривать отчеты о столкновениях, которые происходили на очень маленьких скоростях. Подушки срабатывали. В это время дети стояли или сидели на переднем сиденье. Подушки травмировали либо убивали детей. К сожалению, это не единичные случаи. Такое происходит постоянно», — констатирует Роберт Мидзян.

ГОНЩИК — О СКОРОСТИ

Алексей Мочанов (39), испытатель автомобилей, гоночный пилот, тележурналист:

— В наше время автогении сумели создать идеальный автомобиль, который в случае ДТП способен сохранить жизнь и здоровье водителю и пассажирам. Единственное условие — это наличие думающего водителя, водителя, понимающего, что законы физики лучше не нарушать. Нужно очень серьезно относиться к системам безопасности, над созданием которых бились 500 инженеров. Нет определенного рубежа скорости, после преодоления которого наличие систем безопасности становится бессмысленным. Каждая дорожная ситуация индивидуальна. К примеру, если висит знак «90», а дорога примерзла, то какой нормальный водитель поедет с такой скоростью? Он будет ехать 50 км/ч или 70 км/ч, но никак не 90 км/ч. Есть водители, которые пытаются обмануть электронику и протягивают ремень за спинками сидений. На самом деле они подвергают себя еще большей опасности. Электроника в недоумении, как это человек, днем и ночью, круглый год находится в машине. Это грозит некорректной и опасной работой подушек безопасности. Таким «находчивым» водителям, будь то в пробке или на стоянке у супермаркета, я без всяких «понтов» объясняю, что при стоимости автомобиля в $60 тыс., $40 тыс. он заплатил за автомобиль, а $20 тыс. подарил дяде.

О превышении скорости: водитель, который сел за руль и превысил скорость, становится потенциальным убийцей. И не так огорчает, что этот ненормальный может убиться сам. Страшно другое. Он подвергает опасности жизнь своих родных и близких, сидящих вместе с ним в машине. А люди, едущие во встречном автомобиле, они-то в чем виноваты? В другой ситуации небольшое движение рулем, и «баран», летящий на джипе по городу со скоростью 150 км/ч, убивает половину людей на трамвайной остановке. Мне непонятно, как можно так безалаберно относиться к человеческой жизни. Влюбленная пара, мама с ребенком или бабушка с дедушкой, да хоть бомж с собачкой — это же ЛЮДИ.

ПОСТРАДАВШИЙ — О РЕМНЯХ

Владимир Москаленко (30), заместитель начальника управления АКБ «Укрсоцбанк»:

— С четырьмя друзьями ехали по загородной трассе на автомобиле Daewoo Lanos. Я и водитель были пристегнуты ремнями безопасности. Два пассажира задних кресел о себе не побеспокоились. На одном из поворотов нам навстречу вылетел «жигуль». В нем находились пять человек. Как показала экспертиза, мы шли со скоростью около 100 км/ч, встречный автомобиль — 120 км/ч. Сам момент аварии я не помню. Пришел в себя только в больнице. Из травм — сильный ушиб грудной клетки и позвоночника. По мнению врачей, позвоночник травмирован из-за того, что в момент столкновения я сидел вполоборота. Еще мне досталось и от непристегнутого пассажира заднего кресла. В момент аварии он налетел на спинку моего сиденья и «впечатал» меня в торпедо. Сидевшие сзади получили серьезные травмы ног и головы. В «жигуле» два человека погибли, а остальные в тяжелом состоянии были отправлены в больницу. И еще, согласно зарубежной статистике, только в 2% ДТП ремни безопасности приносят вред. Рекомендую вам надеяться на остальные 98% и пользоваться ремнями. Они действительно спасают жизнь. Проверено!

ИМПОРТЕР — О БЕСПЕЧНОСТИ

Роберт Мидзян (45), бренд-директор Volvo Car Corporation — официального импортера Volvo в Украине:

— Чем быстрее человек едет, тем меньше времени у него, чтобы среагировать на ту или иную ситуацию. Кроме того, нужно учитывать дорожные условия, при которых движется автомобиль. Но это совсем не значит, что если дорога абсолютно свободная, а погодные условия благоприятствующие, то можно разгоняться до сумасшедшей скорости и считать, что ты в полной безопасности. Многое зависит все-таки от человека, который должен трезво оценивать ситуацию и понимать, в какой момент и каким образом он сможет отреагировать на все ситуации на дороге. Первое, что меня шокировало на дорогах вашей страны, когда я сел за руль, — это выезд огромного джипа на мою полосу из встречного потока. Так же сильно удивила и беспечность, с которой автомобилисты ездят по тротуарам.

ПАТРУЛЬНЫЙ — О ХАМСТВЕ

Сергей Ващило (28), инспектор ДПС:

— Проблема безопасности на дорогах стоит очень остро. Хамство водителей по отношению друг к другу просто поражает. Каждый день автомобилисты видят ДТП, но выводы почему-то мало кто делает. Львиная доля аварий с увечьями и летальными исходами происходит из-за превышения скорости. Правила дорожного движения «писаны кровью». Это должен понимать каждый, кто сел за руль. И силами одной только ГАИ здесь не обойтись. Нужна помощь государства. Нужны наказания, которые заставят автомобилиста 100 раз подумать, прежде чем пересечь сплошную линию. Попробуйте сейчас испугать водителя штрафом в 17 грн. за выезд на встречную полосу. Я уже не говорю о том, что трудозатраты на составление протокола, отправку его дальше по инстанции в суд и собственно работу судей во сто крат превышают размер штрафа. Если вы сами не побеспокоитесь о своей безопасности, никто другой за вас этого не сделает.

Иван Терентьев, Бизнес

You may also like...