Департамент ГАИ: на страже беззакония. Документы

На то, с чем вся страна пыталась безуспешно бороться годами, Департамент ГАИ отвел всего-навсего… 20 дней. А права более 172 000 (!) наших соотечественников и иностранцев, которые пребывали на территории Украины, были грубейшим образом нарушены руководством ГАИ; им нанесен огромный материальный и моральный вред. Ведь принятые в отношении этих граждан судебные решения базировались на основании фактически сфабрикованных протоколов об административных нарушениях и актах медицинских осмотров. 

Моя знакомая – корреспондент известного и популярного среди водителей журнала – вдруг зареклась: на брифинги и пресс-конференции, так часто в последнее время проводимые Департаментом ГАИ, теперь ни ногой.

Причина банальная. Она – женщина умная и образованная – так и не смогла понять и осознать, а главное – донести до читателей издания, какова же истинная роль чиновников от ГАИ в спасении тысяч человеческих жизней, о чем в последнее время они едва ли не ежедневно повадились вещать на страницах всевозможных изданий. Вроде бы водителей из горящих автомобилей у нас по-прежнему вытаскивают МЧСники, сложнейшие операции, спасая раненных при ДТП, продолжают делать врачи, а Порше и Мерседесы из служебного автопарка Департамента ГАИ (см. УК http://cripo.com.ua/?sect_id=14$&aid=81666), кареты скорой помощи через столичные пробки к больницам еще не сопровождают?

На деле все оказалось намного прозаичнее. Милицейские генералы и полковники, не особо обремененные знанием языка, рассуждают, скажем так, несколько иначе, нежели обычные граждане. Мол, если в этом году в автоавариях погибших меньше, чем в прошлом, и количество ДТП снизилось, и раненых в них поубавилось, уж это, бесспорно, их персональная заслуга!

Что-что, а снизить уровень аварийности в государстве, по крайней мере, в представлении чиновников из Департамента ГАИ, как оказалось, — проще простого. Главное, вовремя задачи поставить да, всего-то-навсего, проконтролировать подчиненных на предмет их своевременного выполнения. Не беда, что цифры с мест чаще всего не вписываются в реальную картину, а ежедневные сообщения СМИ, напоминающие скорее сводки с фронтов, рисуют совсем иное «полотно» бытия. Успеть бы рапортовать наверх: мол, поставленная задача выполнена не только качественно, но и в срок – вот в чем вопрос. Да еще в уста профильного министра вложить: мол, не прошел и месяц, а аварийность уже снижена на треть! Да что там – наполовину!

Именно такое впечатление складывается, когда знакомишься с документами, рожденными в Департаменте ГАИ, и спущенными в структурные подразделения для выполнения под угрозой персональной ответственности.

СЛУЖБОВА ТЕЛЕГРАМА

Передати електронною поштою

Начальникам УДАІ (ВДАІ)
головних управлінь,

управлінь МВС України
в Автономній Республіці Крим,
областях містах Києві
та Севастополі

Керівництво МВС України та ДДАІ звертає увагу на низький рівень організації роботи підпорядкованих підрозділів У(В)ДАІ ГУМВС, УМВС України в регіонах стосовно виконання вимог рішення наради керівного складу Державтоінспекції від 10.07.2009 № 13373/Сн «Про підсумки службової діяльності підрозділів Державтоінспекції МВС України в першому півріччі 2009 року».
Тільки в період із 10 по 27 липня цього року порівняно з аналогічним періодом минулого року значно зросла загальна кількість скоєних дорожньо-транспортних пригод на автошляхах Закарпатської та Львівської областей. Не відбулося значних позитивних зрушень в організації роботи У(В)ДАІ Волинської, Івано-Франківської, Херсонської областей та міста Севастополя з питань попередження автопригод.
У Волинській, Закарпатській, Запорізькій, Івано-Франківській, Полтавській, Тернопільській, Чернігівській областях та місті Севастополі організація роботи управлінь та відділів з виконання вимог Указів Президента України, Уряду та керівництва міністерства щодо попередження автопригод та тяжкості їх наслідків не набула активної підтримки з боку керівництва регіональних підрозділів Державтоінспекції. Загальний відсоток зниження кількості автопригод з потерпілими в зазначених регіонах не перевищує середньодержавний показник (32%).
Разом з цим керівництвом У(В)ДАІ в Миколаївській, Вінницькій, Волинській, Дніпропетровській, Закарпатській, Запорізькій, Рівненській, Сумській, Харківській та Чернігівській областях ігноруються вимоги Уряду щодо зменшення на 50 % кількості загиблих у дорожньо-транспортних пригодах. У зазначених регіонах цей показник значно менший середньодержавного (-39 %).
При цьому працівниками Державтоінспекції окремих регіонів майже на четверть менше виявляється порушень ПДР, які безпосередньо впливають на стан аварійності на вулично-дорожній мережі держави. А у Волинській, Запорізькій, Київській, Миколаївській, Сумській, Харківській, Черкаській та Чернігівській областях цей показник досягає позначки 30 — 45 відсотків.

Не змінюється на краще стан організації роботи у Волинській, Житомирській, Закарпатській, Запорізькій, Івано-Франківській, Кіровоградській, Луганській, Львівській, Тернопільській та Харківській областях з питань попередження, виявлення та документування на автошляхах порушень ПДР, передбачених ст. 130 КУпАП.
У Волинській, Донецькій, Житомирській, Запорізькій, Київській, Львівській, Миколаївській та Одеській областях незадовільно організовано роботу з питань виявлення та документування фактів перевищення швидкості руху, де кількість їх виявлення майже в 1,5-2 рази менша проти аналогічного періоду минулого року.
Подібний стан справ спостерігається у Вінницькій, Волинській, Донецькій, Житомирській, Закарпатській, Запорізькій, Київській, Кіровоградській, Луганській, Львівській, Миколаївській, Одеській, Полтавській, Рівненській, Сумській, Тернопільській, Харківській, Херсонській, Хмельницькій, Чернігівській областях та місті Севастополі з виявлення фактів порушення правил проїзду перехресть та правил обгону
Крім цього, необхідно вжити адекватних заходів щодо упередження протиправної діяльності на автошляхах держави представників козацтва, які своїми діями принижують імідж працівників ДАІ як серед громадян України, так і серед автотуристів з інших держав. Зазначена інформація майже щоденно надходить за телефоном «гарячої лінії» ДДАІ з автошляхів Київської, Житомирської, Дніпропетровської та Запорізької областей.
Не приділяється керівництвом окремих У(В)ДАІ в регіонах постійної уваги питанням попередження дорожньо-транспортних пригод та дотримання вимог транспортної дисципліни серед особового складу ГУМВС, УМВС України в регіонах, і в першу чергу, серед працівників Державтоінспекції.
Не відповідає вимогам сьогодення організація роботи мобільних груп ГУМВС, УМВС України в регіонах з контролю за несенням служби нарядів ДПС ДАІ.
Не відбулося відчутних змін в організації роботи дорожніх і комунальних організацій після проведення весняного комісійного огляду доріг, спрямованих на утримання в належному стані вулично-шляхової мережі регіонів, і це при тому що до адміністративної відповідальності притягнуто більше 2,5 тис. посадових осіб дорожніх і комунальних організацій.
Найгірший відсоток сплати порушниками ПДР накладених штрафів спостерігається в Житомирській, Чернівецькій, Харківській, Тернопільській, Миколаївській, Кіровоградській, Закарпатській, Донецькій, Луганській, Івано-Франківській, Рівненській, Херсонській, Черкаській, Чернігівській, Хмельницькій та Полтавській областях, де зазначений показник не перевищує 50-51 %.
Ураховуючи вищевикладене,

ВИМАГАЮ:

1. Начальникам У(В)ДАІ ГУМВС, УМВС України в областях, містах Києві та Севастополі невідкладно вжити заходів щодо виконання у визначені терміни вимог керівництва Міністерства та Департаменту, у тому числі рішення наради керівного складу Державтоінспекції від 10.07.2009 № 13373/Сн «Про підсумки службової діяльності підрозділів Державтоінспекції МВС України в першому півріччі 2009 року», розробити та до 01.08.2009 подати затверджений керівництвом ГУМВС, УМВС України в регіонах План додаткових організаційно-практичних заходів стосовно посилення на автошляхах регіону стану безпеки дорожнього руху.
2. Попереджаю про персональну відповідальність за виконання зазначених вимог.

Перший заступник начальника Департаменту
Державтоінспекції МВС України
генерал-майор міліції Г.В. Георгієнко

№ 4/1- 7691 від 29.07.2009

На то, с чем вся страна пыталась безуспешно бороться годами, Департамент ГАИ отвел всего-навсего… 20 дней. Потом, как водится – перепроверил.

Не всем, как оказалось, удалось справиться с поставленной задачей. Вот незадача, не смогли «дотянуть» проценты до запланированного и уже озвученного снижения (читай – «спрятать» погибших и раненных в авариях – «УК»). Где ж тут понять генералам, что ДТП в самое аварийное время года «сыпались», не взирая на спущенный циркуляр!

Увы, рядовому водителю-обывателю, как не крути перед ним фальшивой статистикой, какие цифры не называй, подобные «заслуги» понять не дано: ведь улицы и дороги страны так и не стали безопасными. Давно ведь самой жизнью доказано: только повышением штрафных санкций за нарушение ПДД ситуацию никак не исправить. Да и штрафы, подсказывает горький опыт, если выписываются в основном для пополнения бюджетов и карманов всех уровней, на аварийность мало влияют.

Врочем, как Департаментом ГАИ МВД организовывается и, главное, обеспечивается наша с вами – водителей и пешеходов – безопасность, всегда ли при этом соблюдаются Конституционные права граждан, разговор отдельный.

Взять, к примеру, борьбу с нетрезвыми водителями. Нынешний год в этом направлении, без преувеличения, должен был стать переломным.

Ровно год назад — 17 декабря Кабинет министров Украины издает постановление №1103 «Про затвердження Порядку направлення водіїв транспортних засобів для проведення огляду з метою виявлення стану алкогольного, наркотичного чи іншого сп’яніння або перебування під впливом лікарських препаратів, що знижують увагу та швидкість реакції, і проведення такого огляду», в котором в пунктах 3 и 4 указано:

»– Міністерству внутрішніх справ забезпечити у тримісячний строк підрозділи Державної автомобільної інспекції необхідною кількістю спеціальних технічних засобів для проведення огляду водіїв транспортних засобів з метою виявлення стану алкогольного, наркотичного чи іншого сп’яніння або перебування під впливом лікарських препаратів, що знижують увагу та швидкість реакції;
– Міністерству внутрішніх справ і Міністерству охорони здоров’я привести у тримісячний строк власні нормативно-правові акти у відповідність з цією постановою».

Но, как обычно, красиво только на бумаге, на деле — совсем иначе. Четыре месяца – тишь да блажь. И только 21 апреля издается совместный приказ Министерства внутренних дел Украины, Министерства охраны здоровья и Министерства юстиции № 81/261/712/5 «Про втрату чинності спільного наказу Міністерства внутрішніх справ, Міністерства охорони здоров’я та Міністерства юстиції України від 24 лютого 1995 року № 114/38/15-36-18» (для справки, этим приказом была утверждена Инструкция о порядке направления граждан для осмотра на состояние опьянения; то есть обозначены признаки алкогольного опьянения, которые являются основанием для проведения соответствующего освидетельствования, обозначен порядок действия работников ГАИ и медработников – «УК»).

Получается, после отмены приказа работники ГАИ вообще не имели права проводить освидетельствование водителей на определение состояния опьянения! А уже тем более — с использованием трубок «Контроль трезвости». Однако соответствующие административные материалы продолжали оформляться на месте задержания транспортных средств и их водителей практически всю весну и лето.

Но что самое интересное в затронутой нами истории: Департаментом ГАИ об этом НИ РАЗУ (!) не информировались структурные подразделения и управления и отделы ГАИ областей, а те, в свою очередь — ГАИшников на местах.

Наоборот, все это время в регионы направлялись грозные циркуляры с требованиями усилить работу по выявлению нетрезвых водителей. Этого оказалось мало. Дальше – вообще парадокс! Генерал-майор милиции Коломиец обязывает начальников ГАИ областей лично влиять на объективность рассмотрения административных материалов в судах (!).

ПРОТОКОЛ
селекторної наради керівного складу
Державтоінспекції МВС України

12 червня 2009 року                                                               ДДАІ МВС України

Голова – начальник ДДАІ генерал-майор міліції Коломієць С.Г.
Секретар – Семеног Ю.П.
Присутні: Георгієнко Г.В., Полозенко П.М., Погорілий О.М., Сіренко А.П., начальники У(В)ДАІ ГУМВС, УМВС України в Автономній Республіці Крим, областях та місті Севастополі, їх заступники.

Порядок денний:

1. Про перспективи закінчення півріччя з питань стану аварійності та профілактики правопорушень у сфері безпеки дорожнього руху.
2. Виконання вимог розпорядження МВС України від 21.05.2009 № 466 «Про організацію роботи підрозділів ДАІ з профілактики правопорушень із застосуванням засобів фото- і кінозйомки, відеозапису».

I. СЛУХАЛИ:
Інформацію начальника ДДАІ МВС України Коломійця С.Г. щодо перспективи закінчення півріччя з питань стану аварійності та профілактики правопорушень у сфері безпеки дорожнього руху

ВИСТУПИЛИ:
Коломієць С.Г., Георгієнко Г.В.

УХВАЛИЛИ:
6. Начальникам У(В)ДАІ ГУМВС, УМВС регіонів:
Проаналізувати стан співпраці з органами судової влади щодо об’єктивності розгляду адміністративних матеріалів, складених працівниками ДАІ за порушення правил, норм і стандартів у сфері безпеки дорожнього руху. За необхідності організувати та провести додаткові спільні наради з представниками судових органів щодо застосування адекватних соціальній небезпеці вчинених правопорушень стягнень, а також покращення взаємодії при виконанні судових рішень.

Голова наради о/п С.Г. Коломієць

Вих. № 4/3- 6447
від 15.06.2009

И только 9 сентября МВД и Минздрав зарегистрировали в Минюсте совместный приказ № 400/666 «Про затвердження Інструкції про виявлення у водіїв транспортних засобів ознак алкогольного, наркотичного чи іншого сп’яніння або перебування під впливом лікарських препаратів, що знижують увагу та швидкість реакції».

Вот и получается, что почти пять месяцев работники Госавтоинспекции и медработники на свое усмотрение проводили освидетельствование на состояние опьянения. Интересно, как ГАИшники определяли признаки алкогольного опьянения, которые впоследствии становились основанием для проведения освидетельствования? Как оформлялись результаты осмотра, в соответствии с какими норматино-правовыми актами?

Департамент ГАИ только 30 октября проинформировал низовые подразделения о принятии новой инстукции, так и не доведя, что старая утратила силу полгода назад (!).

СЛУЖБОВА ТЕЛЕГРАМА

Передати електронною поштою

Начальникам У(В)ДАІ головних управлінь,
управлінь МВС України в АР Крим,
областях, у містах Києві та Севастополі,
спеціального загону ДПС особливого призначення
при МВС України

Надсилаючи копію Інструкції про виявлення у водіїв транспортних засобів ознак алкогольного, наркотичного чи іншого сп’яніння або перебування під впливом лікарських препаратів, що знижують увагу та швидкість реакції, затверджену спільним наказом МВС та МОЗ України від 09.09.2009 № 400/666, зареєстрованого в Міністерстві юстиції України за № 931/16947 від 06.10.2009 (далі – Інструкція),

ВИМАГАЮ:

До 07.11.2009 в системі службової підготовки провести заняття всього особового складу Державтоінспекції з вивчення вимог вищевказаної Інструкції та прийняти заліки, про що зробити відповідні записи в журналах додаткових занять.
Також вжити заходів щодо проведення вивчення вимог Інструкції працівниками, які на момент проведення занять з поважних причин були відсутні.
При вивченні даної Інструкції особливу увагу приділити вимогам пунктів 2.7 та 3.20 Інструкції
Негайно вжити заходів стосовно приведення службової документації підрозділів ДПС у відповідність до вимог зазначеної Інструкції.
Внести відповідні зміни до функціональних обов’язків посадових осіб підрозділів ДПС з урахуванням вимог Інструкції.
Вжити дієвих заходів щодо організації діяльності підрозділів дорожньо-патрульної служби та неухильного виконання підлеглим особовим складом вимог Інструкції.
Про вжиті заходи до 09.11.2009 доповісти керівництву ДДАІ МВС України за особистим підписом або підписом особи, яка виконує обов’язки начальника У(В)ДАІ.
Зазначений наказ розміщений на сайті Верховної Ради України (http://rada.gov.ua) та опублікований в офіційному віснику Міністерства юстиції України від 23.10.2009 № 79.
Попереджаю про персональну відповідальність за невиконання вимог цієї службової телеграми.

Додаток: копія Інструкції на 14 арк. в 1 прим.

Перший заступник начальника
ДДАІ МВС України
генерал-майор міліції Г.В. Георгієнко

№ 4/3- 10117 від 30.10.2009
Вик.: Семеног Ю.П. 2723706

Теперь проанализируем.

С 21 апреля по 9 сентября работниками ГАИ Украины было задержано 172 909 водителей, управлявших транспортными средствами в состоянии опьянения. К сожадению, нам не удалось узнать точные цифры, сколько раз в этот период применялись трубки «Контроль трезвости», водители доставлялись в медучреждения для освидетельствования или же на месте задержания попросту составлялись протоколы за отказ от освидетельствования. Хотя, это не так уж важно.

Получается, что в отношении более 172 тысяч наших соотечественников и иностранцев, которые пребывали на территории Украины, грубейшим образом нарушались их права, наносился материальный и моральный вред. Ведь статья 130 Кодекса Украины об административных правонарушениях предусматривает не только денежное наказание, но и лишение прав на управление, общественные работы и административный арест, оплатное изъятие транспортного средства.

А принятые в отношении этих граждан судебные решения базировались на основании фактически сфабрикованных протоколов об административных нарушениях и актах медицинских осмотров.

Кто ответит за беспредел?

Тимофей Невидимов, специально для «УК»

Читайте также: