ФСО «Динамо» — металлолом вместо рекордов

Ванкувер-2010 стал лакмусовой бумажкой и одновременно приговором состоянию подготовки спортсменов зимних дисциплин в нашей стране в целом и в ФСО «Динамо» в частности. Да и представители летних видов не могут похвастаться стабильными успехами и рекордными результатами. В чем же причины «разбазаривания динамовской славы» спортобщества «силовиков»? 

Всесоюзное физкультурно-спортивное общество (ФСО) «Динамо» всегда славилось подготовкой спортсменов высочайшего уровня, а его украинское подразделение в советские времена было чуть ли не самым передовым среди «братских». Увы, в наше время потенциал силового спортобъединения из года в год ослабевает, «сдувается», словно пробитая шина, не помогают даже «подкачки на ходу»: различные реанимационные шаги, к которым то и дело прибегали его кормчие.

Ванкувер-2010 стал лакмусовой бумажкой и одновременно приговором состоянию подготовки спортсменов зимних дисциплин в нашей стране в целом и в ФСО «Динамо» в частности. Да и представители летних видов не могут похвастаться стабильными успехами и рекордными результатами. В чем же причины «разбазаривания динамовской славы»?

«За такие дела нужно не в президиум выбирать, а сажать за решетку»

ФСО «Динамо» Украины — общественная организация, которая вот уже 86 лет объединяет коллективы физкультуры и спорта работников МВД, МЧС, СБУ, Госпогранслужбы, Генпрокуратуры, Государственной таможенной службы, Антимонопольного комитета, Управления госохраны, Налоговой милиции, Госдепартамента по исполнению наказаний.

Согласно уставу это неприбыльная организация, которая, впрочем, имеет самостоятельный баланс и собственные банковские счета. Среди основных задач ее деятельности (п. 2.2.2 устава) — создание эффективной инфраструктуры для развития физкультуры и спорта среди членов общества, спорта высших достижений, детско-юношеского и профессионально-прикладных видов. Помочь их реализовать неприбыльной организации могла бы, среди прочего (простите за каламбур), прибыльная деятельность сети принадлежащих «Динамо» спортивных сооружений, фирменной торговли, разнообразных предприятий со статусом юрлица, а также возможность внешнеэкономической деятельности через специально созданные обществом организации.

Вроде бы в тяжелые времена становления молодого государства у спортивного союза «силовиков» было все, чтобы выиграть бой с тенью постсоветской руины, а в новом тысячелетии — даже пережить глобальный кризис. Но, как свидетельствуют обращения ветеранов динамовского движения и представленные ими документы, именно экономика и стала камнем преткновения на пути к действительно радужным перспективам этого спортивно-ведомственного проекта.

Нам удалось пообщаться с ветераном общества Вильямом Школьниковым, динамовцем с 1965 г., заслуженным тренером Украины, заслуженным работником физкультуры, который свыше 30 лет отдал спорту, до недавнего времени возглавляя учебно-спортивную базу в пгт. Славское на Львовщине. Поддерживают его позицию и другие ветераны спортобщества, в частности Роман Стрижик — президент Львовской областной федерации лыжных видов спорта.

Ветераны вспоминают времена, когда силовые структуры, кроме сугубо профессионального интереса, объединяло и благородное спортивное дело — проблемы, успехи и неудачи делились справедливо. Наибольшую трещину «Динамо» дало в 2005-м, с приходом нового руководства. Несомненно, преимущество во всех аспектах динамовской жизни должно быть за МВД, которое традиционно вносит существенный вклад в развитие баз, тренировочных комплексов, в целом являясь основой спортобщества.

Но под флагом милицейского ведомства, как говорят ветераны, тогда собрались совсем не защитники интересов динамовского спорта, а горе-коммерсанты. Ведь есть очевидные основания говорить о попытках, простите, дерибана наиболее ликвидного имущества «Динамо» и продажи его под разным соусом в рамках объявленной «спасительной антикризисной стратегии» вложения вырученных средств в развитие спорта.

Одна за другой когда-то процветающие, а ныне полуразрушенные базы и сооружения передаются новым владельцам, а тренировочные залы, бассейны, комплексы и стадионы почти не строятся, возмущаются небезразличные к динамовским делам люди. И недаром, ведь в Украине благодаря титаническим усилиям энтузиастов и руководителей (таких как генерал-лейтенант милиции Михаил Цимбалюк, построивший в Полтаве суперсовременный спорткомплекс) в последние годы удалось возвести и сдать в эксплуатацию лишь два объекта, которыми пользуются динамовские спортсмены!

Динамовский устав в редакции 2007 г. четко указывает, что высшим руководящим органом ФСО является всеукраинская конференция, созывающаяся раз в четыре года. Она избирает Центральный совет и принимает решение простым большинством (за исключением отчуждения объектов первой группы — там нужно 3/4 голосов). К тому же конференция дает разрешение на отчуждение объектов права собственности первой группы основных фондов и делегирует президиуму полномочия относительно отчуждения объектов собственности так называемой второй группы.

Два года назад через внеочередную конференцию часть руководства ФСО (Валерий Булко и Владимир Псюк) едва не узаконила пакет из большого количества динамовской недвижимости под продажу, аренду, словом, для «оптимизации». Впрочем, благодаря позиции руководителей от МВД, которые выступили против такой оптовой распродажи (один из милицейских генералов в глаза сказал лоббистам «коммерческой оптимизации» спорта, что за такие дела нужно не в президиум выбирать, а сажать за решетку), разбазаривание удалось прекратить и защитить интересы общества, хотя некоторые объекты возврату уже не подлежат.

Непрозрачны и многие аспекты сдачи таких помещений в аренду. Не исключено, что часть финансовых потоков идет «откатной» наличностью в чиновничьи карманы, в частности киевские. В заявлениях упомянутых ветеранов в Генпрокуратуру, СБУ, на имя министра внутренних дел, в запросах народных депутатов открыто говорилось об этой проблеме. Но заявители утверждают, что получали однотипные отписки, поскольку проверки проводились формально.

Спортобъекты — оптом и в розницу

Обратимся к документам. Согласно данным Единого реестра недвижимого имущества ФСО «Динамо» общество распоряжается почти 100 объектами по всей стране, которые расположены на принадлежащих ему 155 га земли.

Программой развития ФСО на 2008 — 2011 гг. действительно была запланирована продажа велобазы в Симферополе, учебно-спортивных баз в Саках и на Луганщине, тиров в Донецке, Ужгороде, Кировограде, Львове, Черновцах, бассейна в Луганске, части лыжеролерных трасс в урочищах Гнилица на Сумщине и Подусовка на Черниговщине, Харьковской фабрики спортивных изделий «Динамо» и других объектов. Но почему их продают, неужели нельзя было «побороться за жизнь пациента?»

Чтобы исследовать этот вопрос, не нужно слишком углубляться в историю. В 2006 г., еще до принятия упомянутой программы, за подписью председателя ЦС ФСО «Динамо» Александра Зинченко вышло постановление президиума о разрешениях на открытие кредитных линий Луганскому коллективному предприятию «Динамо» (350 тыс. грн., залог — стрелковый тир в Луганске), финансирование сооружения спортивно-оздоровительного комплекса в Харькове (1 млн. грн., залог — велотрек), спального корпуса на тренировочной базе в Очакове (1 млн. грн., залог — это же здание).

В том же году ФСО выходит из состава акционеров ЗАО «Харьковская швейная фабрика «Динамо», продав акции и исключив из названия соответствующие логотипы. В марте 2008-го проданы акции и Луганского экспериментального завода металлоизделий (производил среди прочего фехтовальный инвентарь). Зачем тогда брать кредиты, если продаются такие активы и появляются реальные деньги? Неужели нельзя направить вырученные средства на инвестиции в динамовские объекты, которые просто погибают? И для чего брать ссуды или искать инвестора со стороны, чтобы потом продавать заложенное под гарантии возвращения ссуд свое же имущество, а это — невыполнение основополагающих принципов ФСО (п. 2.2.2 устава)?

В целом за последние годы были сданы в аренду и приватизированы помещения, где раньше работали школы борьбы, бокса, тяжелой атлетики, бассейны, базы гребного спорта в Киеве, Львове, Харькове, Феодосии. У «Динамо» раньше было собственное производство — постепенно эти мощности растворяются в дебрях «капитализации». Их красиво и задешево «угнали» новоявленные бизнес-структуры не без чиновничьей помощи. Если раньше в помещениях «Динамо» физподготовкой занимались стражи порядка, то сегодня милиционеру вход туда закрыт из-за высокой стоимости услуг.

Печальная слава Славского

Просто ужасна в этом смысле ситуация с горнолыжной базой в поселке Славское на Львовщине, которая еще с советских времен готовила олимпийцев. Там же расположена и специализированная ДЮСШ олимпийского резерва по горнолыжному спорту.

Постановление президиума «Динамо» в 2006 г. позволило Львовской областной организации ФСО открыть кредитную линию на 10 млн. грн. сроком на три года (впоследствии ее пролонгировали до пяти лет) в одном из акционерных банков (об этом постановлении не знали, и за него не голосовали некоторые руководители ФСО и члены президиума). Залогом стали комплекс зданий динамовской учебно-спортивной базы в Славском, админздание во Львове и пансионат в Моршине.

Ссуда бралась, чтобы закупить необходимое оборудование и обновить базу. Из-за нехватки средств для такой реконструкции внеочередная конференция ФСО в 2008-м приняла решение продать этот комплекс на конкурсной основе. Его до сих пор так никто и не приобрел.

Кому нужна спортбаза, заваленная супердорогим металлоломом, без завершенного процесса землеотвода, с угрозой признания банкротом и последующей продажей? Является ли эффективным ведение хозяйства, когда по официальной информации на протяжении сезона на базе проходят подготовку и оздоравливаются 400 тыс. человек, а годовой доход составляет до 3 млн. грн. — это по 7,5 грн. на каждого подготовленного и оздоровленного? Наверное, с этим нужно что-то делать.

Почему именно так стоит вопрос? А потому, что на одолженные деньги «оптимизаторы» приобрели абсолютно ненужный базе в Славском подъемник (за 750 тыс. евро), который уже несколько лет лежит под открытым небом в разобранном виде и ржавеет. Купленные в свое время пушки для производства снега и снегоуплотнительные машины (ратраки) РВ-200Д и РВ-240Д фирмы Kassbohrer и Prinoth T4 (тоже не первой свежести) постигла та же судьба.

Подъемник Doppelmayr 1983 г. выпуска работал круглогодично на леднике в Альпах (близ австрийского города Ишгль) несколько десятилетий, пока не сносился. Австрийцы его подновили и продали украинцам, знающие люди говорят, что такие же подъемники на рынке можно было найти и за 180 тыс. долл. Более того, этот подъемник не сертифицирован в Украине. Срок кредита истекает в 2012-м, но его «тело» остается практически невозвращенным, и имущественные права «Динамо» оказались под серьезной угрозой.

«Неужели это и есть эффективный менеджмент, дальновидное управление ресурсами и перспективными проектами? — сокрушается Юрий Литвиненко, и. о. председателя Совета ветеранов физической культуры и спорта при Министерстве семьи, молодежи и спорта и НОК, «динамовец» с 1961 г., мастер спорта СССР.

— Я низко кланяюсь Анатолию Усенко — председателю ФСО «Колос» и руководству Минобороны, которые смогли выжить в эти сложные годы, сохранить структуру, не продав ни одного спортивного объекта. Материально-техническая база сельского и армейского спорта ныне на голову выше других спортобществ — таких как «Динамо», где на первом месте стоит зарабатывание денег (хотя и это нужно делать), а не забота о здоровой нации.

В последние годы мы искали пути привлечения порядочных инвесторов, чтобы оживить динамовскую базу в Славском. Но когда хорошо изучили вопрос, оказалось: инвестору, которого удалось привлечь, там практически уже нечего делать. Нас нагло обманывали, предоставляя информацию о площади участка базы: она оказалась значительно меньше заявленных 40 га. Более того, у значительного количества участков уже нашлись владельцы! Например, землю на горе Тростян отдали украинско-американской частной фирме под сооружение коттеджей.

Кстати, упомянутые снежные пушки закупили еще в 2001-м (900 тыс. бюджетных гривен и 500 тыс. динамовских), а провести воду и линии электропередач для их работы «забыли», вот они и стоят без действия до сих пор. Два года назад Министерство семьи, молодежи и спорта обратилось в ФСО «Динамо» и предложило отдать эти пушки горнолыжной базе «Тысовец», а полмиллиона вернуть обществу. «Динамо» отказалось, несмотря на то что это был хоть какой-то выход из ситуации».

В целом, по словам моих собеседников, в Славское вложено свыше 20 млн. грн. (412 тыс. грн. оплачены львовским «Динамо» лишь за мастер-план и бизнес-план, разработанные австрийской фирмой), но это не привело к прибыльности базы. Слышал я и о расчетах австрийских специалистов, что полное обновление и реконструкция базы по современным требованиям может обойтись в 45 — 50 млн. евро. Но самым странным кажется то, что Центральная контрольно-ревизионная комиссия ФСО как высший контролирующий орган общества, которая по уставу должна противостоять «внутренним» злоупотреблениям, никоим образом не подает признаков хотя бы формального существования.

Есть ли скрытая приватизация в «Динамо»?

Юрий Литвиненко говорит, что их инициативная группа обращалась в последние годы к министру внутренних дел, народным депутатам, в СБУ, Генпрокуратуру, сообщая о подозрениях в коррупционной деятельности части руководства ФСО «Динамо».

В июле 2008-го по поручению тогдашнего вице-премьера Григория Немыри ГлавКРУ провело ревизию потраченных МВД средств на откомандирование работников органов внутренних дел в упомянутое спортобщество. Был обнаружен перерасход фонда оплаты труда более чем на 2 млн. грн. В декабре того же года МВД отозвало прикомандированных к «Динамо» стражей порядка и направило их в облуправление. Так сказать, «на землю». Встал вопрос о существовании спортобщества вообще. Какой выход предложили после этого в ФСО? Там не придумали ничего лучшего, как обязать офицеров выполнять «общественную нагрузку» в «Динамо», пообещав им, что скоро все вернется на свои места!

Кажется, что динамовские проблемы рассматриваются слишком формально, — возможно, из-за соревнования нескольких влиятельных групп внутри спортобщества, имеющих (или имевших) связи в высоких кабинетах столицы и приблизительно равные возможности. Интересно, что СБУ на обращение Литвиненко в сентябре 2008-го сообщила, что «информация относительно возможных противоправных действий руководства львовского ФСО «Динамо» частично нашла свое подтверждение» и «проверка продолжается». Зачем так шифровать, ведь до сих пор непонятно, что же конкретно удалось обнаружить?

Наверно, речь шла об оперативно-розыскных мероприятиях, суть которых раскрывать в переписке не принято. Похожий ответ поступил от тогдашних руководителей львовского милицейского главка и от МВД за подписью Юрия Луценко, правда, уже в январе 2010-го.

Это не что иное, как очковтирательство, говорят ветераны динамовского спорта. А в феврале нардеп Николай Джига получил другой интересный ответ. В нем говорилось, что в МВД относительно ситуации в «Динамо» создана спецкомиссия. Интересно, работает ли она до сих пор?

«Я спрашиваю себя: «почему, когда к деятельности «Динамо» причастны такие структуры, как МВД, СБУ, ГПУ и т. д., нельзя навести порядок в этом обществе?» — удивляется Литвиненко. — Считаю, что все решения об аренде, продаже, изменении статуса объектов динамовского спорта необходимо внимательно изучить. Ведь никто не опрашивал членов президиума ФСО, не смотрел те же документы в Австрии относительно сомнительной покупки оборудования на базу в Славском.

Более того, я писал в прокуратуру, и никто должным образом не отреагировал. Год назад меня пригласил следователь прокуратуры Львова, который должен был разобраться в моем заявлении. Я приехал, мы пообщались, по его просьбе за десять суток собрал материалы по подъемникам. Но вскоре получаю информацию: в возбуждении уголовного дела отказано из-за отсутствия состава преступления в действиях областного «Динамо». Этот прокурор потом в телефонном разговоре ответил: он, мол, человек подневольный. Чего тогда можно добиться, если прокуроры подневольны?

Я даже говорил в прокуратуре: «давайте своего представителя, мы ему обеспечим условия работы — пусть только поработает и подтвердит или опровергнет наши подозрения». Однако такое впечатление, что явную и скрытую приватизацию спортобщества «Динамо» покрывают чины силовых ведомств. Я готов за свои средства нанять европейскую аудиторскую компанию, которая по поручению Генпрокуратуры провела бы оценку всего, что делалось в Славском, в частности покупку оборудования за рубежом. У нас есть документы, доказательства и свидетели».

Сейчас пришел новый министр внутренних дел, у него новое профессиональное окружение заместителей и советников. Ситуация требует очищения и обновления. И этот процесс может начаться, в частности, с ФСО «Динамо» Украины.

Станислав Седой, 2000

 

 

 

You may also like...