Монополия на интернет: «Укрзализныця» «разводит» пользователей?

За год существования услуга покупки железнодорожных билетов через интернет так и не смогла завоевать ожидаемых симпатий украинских пользователей. Более того, из-за непрозрачной и неконкурентной процедуры продажи на грани дискредитации оказалась сама идея электронных жд-билетов. 

Как «Укрзализныця» изобретала Е-колесо

В развитых странах мира более 60% всех авиа-, железнодорожных и автобусных билетов покупаются через «всемирную паутину». Сами же билеты давно уже существуют в виде штрих-кода, который можно получить в банковском терминале, распечатать самому на домашнем принтере или же забрать в кассе. В Украине он-лайн билетами давно и успешно торгуют авиакомпании, причем заказ воздушного путешествия в сети обойдется гораздо дешевле покупки билетной книжки в кассе, а если билет покупается за месяц до поездки и более, то такая интернет-покупка позволит сэкономить до 50% стоимости.

В прошлом году «сдалась» Интернету украинская «железка» – с большой помпой «Укрзализныця» представила свой новый сервис – он-лайн покупку билетов. Освоение интернета должностными лицами неповоротливой державной монополии, для которых ранее эта сфера, похоже, была востребована только как электронная почта, было громко анонсировано СМИ и приветствовалось пассажирами.

Однако, как известно, всякий сервис ценен удобством, а вот тут-то за год не изменилось и не было развито ничего. Внешне автоматизированная система самообслуживания «Е-квиток» выглядит все так же скучновато, качество головной картинки и сервисное меню – на уровне конца 90-х. Вход на сайт – только после регистрации пользователя. Кстати, зарегистрироваться иногда удается только на четвертый-пятый раз: после заполнения всех форм и строчек сайт упорно не хочет загружаться и требует очередного переписывания анкеты.

Страница «Помощь пользователю» вообще независимо от конфигурации компьютера грузится через раз. А правила пользования сервисом и страницы под названием «оферта» (для непосвященных – это договор с пользователем) создают впечатление, что мы вернулись в СССР. Этот удивительный текст явно писали ученые-технологи или недоучившиеся экономисты – для «маленького украинца» обильный набор спецтерминов и очень неудачная компоновка текста явно нечитабельны.

Тут же обилие грамматических ошибок и фраз вроде «Интернет-заказ проездных (перевозных) документов осушществляется…» говорит о том, что сайт писали наспех и в первую очередь для того, чтобы «сдать» проект вовремя.

Интернет-заказ проездных

Комиссия для «лохов»

Однако все стилистические и функциональные недоработки услуги просто меркнут по сравнению с экономической составляющей предложения. Вопреки ожидаемой скидке по поводу заказа билета через Интернет, «Укрзализныця» предлагает купить его по завышенной цене. При покупке некоторых билетов комиссия составляет до 40%!

При этом здорово переплативший покупатель в конце концов не получает на руки билеты – ему нужно распечатать электронный заказ и идти с ним … в обычную железнодорожную кассу, где так же приходится либо выстоять очередь, либо переругаться со стоящим в ней людьми, которые не хотят пропускать вперед «интернет-клиента». Возникает вопрос: за что переплата и в чем в таком случае суть самой интернет-услуги?

Беспорядочность и абсурдность параметров работы «Е-квитка» становится объяснимой для тех, кто знает, что должностные лица «Укрзализныци» изначально предоставили возможность продавать билеты одной-единственной и мало кому знакомой структуре, которая, видимо, должна была в максимальные сроки финансово «оправдать» доверие чиновников.

В апреле прошлого года замминистра транспорта Владимир Бадагов заявил журналистам, что «главная задача новой системы – нанести удар по билетным спекулянтам». Под этим лозунгом «железкой» совместно с малоизвестным коммерческим «Экспресс-Банком», живущим, по сути, за счет средств государственной железной дороги, был создан собственный спекулятивный сервис под названием «Е-квиток».

Чтобы развеять подозрение в коррупции, достаточно было бы получить ответы на вопросы: почему при разработке сервиса онлайн-продажи билетов не были проведены тендеры на лучшее программное решение и открыто обнародованы их победители? Почему целое направление интернет-продаж крупнейшей государственной структуры отдали на откуп не банкам-лидерам, среди которых есть мэтры в сфере интернет-банкинга, а малоизвестному «Экспресс-Банку»? По каким принципам, в конце концов, формируется цена на билет при покупке через интернет? И почему не развивают саму услугу?

Плохо прикрытая коррупция?

Ответ на все эти вопросы мы все еще надеемся получить в дирекции «Укрзализныци», однако пока стоит обратить внимание на саму структуру продажи билетов через интернет. Под договором со стороны исполнителя значится некое ООО «Экспресс-2». Несложный поиск в Google приводит к непосредственному хозяину сервиса – «Экспресс-Банку», который связан с УЗ тесными дружественными, хоть и не всегда экономически целесообразными для госкомпании узами.

Конечно же, для украинского чиновника нелогично допускать к обслуживанию счетов «Укрзалізниці» чужие компании, которые хоть и умеют осуществлять онлайн-сервис профессионально, но вряд ли будут «накручивать» цену билетов для того, чтобы делиться прибылью за счет банального обмана интернет-клиентов.

Судя по всему, поскольку технологически «Экспресс-банк» просто не готов к работе с массовыми интернет-продажами, ему отвели роль компании, помогающей УЗ дважды зарабатывать на продаже одного билета: к стандартной цене «из кассы» «прилепили» немалую стоимость за его заказ через интернет. Получая, таким образом, не максимально возможную, но все же контролируемую своими структурами прибыль, чиновники от УЗ, видимо, посчитали, что цель проекта «Е-квиток» ими достигнута и более не требует усовершенствования.

В СМИ упоминалось, что один из банков, имеющий самую большую сеть отделений в Украине, уже предлагал «Укрзализныце» продавать билеты через систему своих многочисленных отделений. Это дало бы возможность получать билет не в душных залах железнодорожных вокзалов, а в ближайшем отделении банка. И главное – банкиры предлагали не только технологически доработать сервис, но и снизить размеры слишком высокой на сегодня комиссии для интернет-покупателей, которая тормозит продажи. Однако УЗ и «Экспресс-Банк» предложение не приняли, заявив во время переговоров, что это их монополия, и какой бы ни была цена билета, интернет-покупатель вынужден будет покупать право на проезд только через «Е-квиток» или же по-старинке – в кассах ЖД.

Получается, что громко заявленная услуга была изначально задумана вполне в духе жадности железнодорожного монополиста: и журналистам о своей прогрессивности заявили, и заработок своим же близким структурам оформили. Одно только не учли – интернет-пользователь на «недоделанный» сервис не отреагировал, а только в очередной раз отметил местечковость отдельных чиновников, которые свое неприкрытое желание заработать выставили на обозрение всему интернету, даже не потрудившись красиво его оформить.

Егор Корнеев. UGMK

You may also like...