Вас слушают!

Сегодня можно заказать, купить или продать любую персональную информацию. Чтобы собрать все закрытые сведения о человеке, достаточно одного дня и пятисот долларов.

Молодой человек вознамерился выйти в социальную сеть «В контакте»
 
Молодой человек вознамерился выйти  в социальную сеть «В контакте»  
   
 Десятки экранов в Центре управления дорожным движением  
Десятки экранов в Центре управления дорожным движением  
   
Мониторы слежения  
Мониторы слежения в Ситуационном центре Московского метрополитена.Видеокамеры последнего поколения способны «разглядеть» человека во всех подробностях  
   
Один год условно с подпиской о невыезде получил в Сыктывкаре местный блогер Савва Терентьев  
Один год условно с подпиской о невыезде получил в Сыктывкаре местный блогер Савва Терентьев. Он нелицеприятно высказался о сотрудниках органов правопорядка в «Живом журнале»  
   

В декабре прошлого года Олег Миронов (фамилия и имя изменены) зашел в туалет строительного гипермаркета «Максидом» на Дунайском проспекте в Петербурге, случайно поднял голову к потолку и увидел… видеокамеру. По словам Олега, потолок был разобран. Вероятно, здесь не был завершен ремонт, а камеру забыли замаскировать. 

– Я обратился за разъяснениями в администрацию, но они лишь предложили мне написать заявление об обнаруженном устройстве, – рассказывает Миронов. – Они якобы проведут внутреннее расследование и сообщат мне о результатах.

Подглядывающие

В «Максидоме» утверждают, что покупатель принял за видеокамеру датчики охранной сигнализации. Однако в сделанных Олегом Мироновым фотографиях без труда распознается популярная модель черно-белой видеокамеры, которую можно легально и без всяких лицензий приобрести за тысячу рублей. Видимо, камеру поставили «на всякий случай»: чтобы наркоманы не кололись или чтобы не оставили в туалете какой-нибудь подозрительный сверток. 

– В случае с «Максидомом» нарушены и закон «О персональных данных», и 24-я статья Конституции РФ, запрещающая сбор данных о частной жизни лица без его согласия, – говорит адвокат Николай Сагитов. – Видеосъемка даже в торговых залах разрешена только при наличии предупреждающих табличек, а в туалетах ничего нельзя снимать по определению.

Пять лет назад эксперты говорили, что каждый петербуржец в среднем пять раз в день попадает в поле зрения видеокамер. А сегодня никто не знает, сколько этих камер, кому они принадлежат и как используется полученная с их помощью информация.
Первые милицейские камеры давали черно-белое изображение неважного качества – даже лиц на них было не разобрать.

Из-за этого сыпались в судах громкие дела, особенно «националистические» – видно, как группа людей избивает вьетнамского студента, но как докажешь, что на экране именно подсудимые? Сегодня власти хвалятся по телевидению, как славно работает Служба судебных приставов в союзе с ГИБДД: номера машин должников фиксируют видеокамеры, после чего происходит задержание и изъятие авто. Ясно, что гаишники используют камеры иного поколения, а у частных бизнесменов они и того круче. 

Цена качественной цветной камеры в розницу составляет 10 тысяч рублей. Оптовым покупателям – скидка. Де-факто реклама рынка шпионских услуг осуществляется легально. Простая справка о частном лице (телефон, адрес, фамилия) стоит у частных сыщиков не менее 5 тысяч рублей, а информация о доходах, семейном положении, детях, счетах, недвижимости – от  12 тысяч рублей. В прайсе одного из детективных агентств говорится: наружное наблюдение за автомобилем от 3 до  12 часов – 15 тысяч рублей, видеосъемка или фотографирование объекта – 7 тысяч рублей, установка аудио- видеонаблюдения – от 20 тысяч рублей. 

Но такая работа не может стоить от 20 тысяч рублей. В конторе, которая занимается монтажом систем видеонаблюдения, установка корпусной видеокамеры в помещении стоит 1440 рублей, а установка и программирование компьютерной системы – 1900. Правда, и в этом прайсе есть диковатые пункты: установка скрытого видеонаблюдения, например. 

Дневник под наблюдением

Проникнуть в чужую частную жизнь стало настолько просто, что закон уже не в состоянии определить ее границы. Будучи не в силах защитить граждан от прослушек, видеослежки, обнародования личной информации, власти взялись карать за записи в интернет-дневниках. И выдавать это за восстановление законности в виртуальном пространстве. 
Первой ласточкой стал в 2007 году молодой музыкант из Сыктывкара Савва Терентьев, который оставил на своей странице грозный пост против коррумпированных сотрудников милиции: назвал их «гопотой» и порекомендовал сжигать на центральной площади. Суд приговорил Терентьева к одному году лишения свободы условно.

– Дневники всю жизнь заводили для выражения мыслей и эмоций человека, – говорит юрист и правозащитник Борис Александров. – Вероятно, эмоции половины россиян в отношении сотрудников милиции подпадают под статью. Самое страшное, что чиновники во всех концах России поняли: власть не считает мысли и высказывания граждан частной жизнью. Скоро «разжиганием вражды» снова начнут признавать анекдоты.

Студента из Пензы Романа Кукольникова отчислили из приборостроительного колледжа и осудили на полгода условно за шутливую песню, написанную им про преподавателей альма-матер. В приговоре сказано, что суд учел юный возраст шутника (17 лет). А так, конечно, хотелось бы наказать пожестче – аж пять оскорбленных педагогов колледжа обратилось с заявлениями в милицию.

Если счет уголовных дел за высказывания в Интернете пока идет на десятки, то случаи увольнения с работы и отчисления из вузов посчитать невозможно. Второкурсницу Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов Валентину Кныш, круглую отличницу, изгнали за использование в ее личном блоге ненормативной лексики. Мурманский студент Анатолий Ющенко вылетел за то, что критиковал концерт художественной самодеятельности у себя в колледже. Их имена стали известны только потому, что они рискнули поскандалить на тему исключения. 

Похоже, ни один работодатель в России не был наказан за шпионаж в отношении своих подчиненных. В такой ситуации уже и простые граждане занимаются электронным шпионажем. 63-летняя жительница Бурятии взломала почтовый ящик соперницы и выложила в Сети ее интимные фото. В начале 2010 года в Вологде 57-летний менеджер стал обладателем диска с записью беседы двух женщин, одна из которых рассказывает, что изменяет своему гражданскому мужу. Менеджер из мужской солидарности отправил диск рогоносцу. Он и представить себе не мог, что пострадавшая из-за его действий женщина пойдет в милицию, а на него возбудят уголовное дело 

В апреле 2010 года в Череповце начался процесс над служащим, который выведал пароль страницы на сайте «В контакте», принадлежащей его бывшей жене. Сделал он это в традициях Джеймса Бонда – воспользовался ключами от их некогда совместного жилища и установил на компьютер женщины программу, регистрирующую нажатия клавиш на клавиатуре. После этого мужчина разместил на странице предложения сексуального характера, телефон супруги и поменял пароль. Когда женщине, имеющей ребенка, стали звонить по ночам похотливые типы, она обратилась в милицию. Она не подозревала, что взломщика привлекут к уголовной ответственности.

В Мосгорсуде слушается дело о взломе компьютера певца Филиппа Киркорова. Бывшие члены его команды Нина Юрова и Вера Японцева обвиняются в том, что вымогали у Киркорова 7,5 миллиона рублей за возврат содержимого его почтового ящика и страницы на «Одноклассниках». А ведь на певца работает целая служба безопасности, в обязанности которой входит и защита его собственности на электронных носителях. 

Все под контролем

В марте 2008 года министр информационных технологий и связи Леонид Рейман подписал указ, который обязывает все российские компании-операторы обеспечить силовым ведомствам возможность проводить оперативно-розыскные мероприятия. Это означает, что компании должны за свой счет установить оборудование, которое позволит спецслужбам свободно подключаться к информационным потокам. Такая необходимость распространяется на 16 видов услуг связи, в том числе телефонные переговоры, электронные письма, SMS, MMS, ICQ, Skype.

Согласно заявленным требованиям, силовики должны получить возможность определять, кто и кому передает сообщение, где они оба в этот момент находятся, а также иметь возможность копировать или прослушивать текст. Сотовые операторы обязаны три года хранить всю информацию о звонках и расчетах своих абонентов. Они же должны предоставить силовым ведомствам помещение для установки специальной аппаратуры, в которое сотрудники оператора не имеют права входить без разрешения. Зато спецслужбы не обязаны отчитываться, кого и зачем они решили послушать.

Но этого показалось мало: в июле 2009 года вступил в силу приказ Министерства связи и массовых коммуникаций РФ «Об утверждении Требований к сетям и средствам почтовой связи для проведения оперативно-розыскных мероприятий». Приказ разъясняет, какие услуги должны предоставлять на почте семи силовым ведомствам: МВД, ФСБ, ФСО, внешней разведке, таможенникам, ФСИН и Госнаркоконтролю. Все мобильные телефоны, разрешенные к использованию в России, должны иметь тип кодировки RST. Вероятно, поэтому такие силы были брошены на борьбу с компаниями, ввозившими мобильники «по серым схемам». В стране разрешены к использованию лишь те типы кодировки сообщений, которые позволяют сотрудникам спецслужб их читать. 

– Теоретически, если я зашифровал сообщение своим шифром и отправил по электронной почте своему товарищу, меня можно привлечь к ответственности по статьям 272-274 Уголовного кодекса Российской Федерации, – говорит адвокат Николай Артамонов. – Уже много лет в мире изобретают и совершенствуют криптофоны – устройства для защиты и кодировки информации. Но в России разрешено использование только тех криптофонов, стандарт которых одобрен властями. Другими словами, эти приборы ничего не могут защитить от тех же спецслужб. 

Иногда такой контроль идет на пользу общества. После катастрофы «Невского экспресса», например, кто-то из силовиков сказал по телевизору: мы посмотрели, кто кому и когда звонил из района катастрофы в последние дни и таким образом вычислили террористов.

Но и скандалы случаются. В 2007 году Генпрокуратура возбудила уголовное дело в отношении четырех сотрудников центрального аппарата МВД. По версии следствия, у одного из подозреваемых был знакомый бизнесмен, готовый заплатить большие деньги за то, чтобы послушать, о чем разговаривают его супруга и люди из ее окружения. За несколько дисков с записями он заплатил 42 тысячи долларов. В деле фигурировали заявки по реально существующим уголовным делам: в них вписывались номера телефонов, прослушивание которых заказывал клиент. Но в суде дело развалилось. Сотрудников Управления «Р» (милицейское подразделение, занимающееся высокими технологиями) в качестве подозреваемых не привлекали. 

– Технически любой мобильный телефон в России, даже в выключенном состоянии, может быть использован как микрофон, – рассказывает сотрудник службы безопасности компании «Истоки» Владимир Гурис. – Для этого не нужно тайно устанавливать в него «жучки». Если вы попробуете в кафе подключить к своему телефону гарнитуру хэндс-фри, у вас на экране высветятся все работающие телефоны других посетителей. До прослушки разговоров один шаг. Я был поражен, впервые увидев крошечную булавку, которая передает звук и видео по радиоканалу в автономном режиме. Не нужно ни кабелей, ни маскировки – через неделю такая вещица просто отключается. Это было десять лет назад. Вы представляете, как шагнули вперед технологии с той поры! 

В США одно упоминание в судебных документах, что сотрудники ФБР использовали мобильник мафиозо Дженовезе как микрофон для прослушки разговоров, вызвало национальный скандал. В России представители спецслужб открыто говорят в интервью, что используют адресную и блуждающую прослушку. (В первом случае следят за конкретным человеком, во втором – настраивают систему на определенные слова: например, теракт, кокаин, ЦРУ… Система автоматически подключает оператора к разговору любого абонента, имевшего неосторожность их произнести.) 

Но когда существуют приборы, позволяющие считывать ваши пароли с клавиатуры компьютера, грешить на несовершенство закона глупо. Из соображений безопасности не регистрироваться «В контакте» столь же абсурдно, как не выходит из дома из опасений, что тебе упадет кирпич на голову. Со всем этим надо учиться жить и улыбаться. 

Все, что вы боялись спросить

Выяснить место регистрации, домашний телефон, дату рождения, паспортные данные любого гражданина России проще простого. У каждого второго в компьютере стоят пиратские базы ГУВД. Вы можете запросить информацию у таких своих знакомых, а в Петербурге, например, можно съездить к автостоянке у рынка «Юнона», где цена этого добра упала до 150-200 рублей. Если вы живете в пригороде, то и ездить никуда не надо: диски предлагают прямо в вагонах электрички. С сотовыми операторами чуть сложнее – все базы, кроме одной, – 2006-2007 годов. Зато есть новые архивы ГИБДД с номерами автомобилей и координатами владельцев, где часто указан мобильный телефон. Есть база Проектно-инвентаризационного бюро по всем районам Петербурга, позволяющая не только узнать адрес, но и посмотреть на компьютере планировку квартиры. 

Базы по судимостям на рынке тоже новые, но в них сведения только о вступивших в силу приговорах. Более полную информацию о том, когда и по какой статье человек привлекался, можно получить у знакомых сотрудников милиции. Можно также узнать, в какой части человек проходил срочную службу, про все ДТП, участником которых он становился. Точно так же в справке о судимостях фигурирует местоположение суда и номер уголовного дела, которое нетрудно найти в архиве, – отличная возможность для сбора компромата. И конечно, из баз данных не представляет труда выяснить имена близких родственников с годами рождения. И пробить их персональные данные по описанной выше схеме. 

Установить материальное состояние не намного сложнее. Чтобы узнать, сколько человек заработал за год, достаточно иметь хотя бы одного знакомого в налоговой инспекции, Службе судебных приставов или в Пенсионном фонде. Этих сотрудников – тысячи. Система моментально среагирует, если кто-то попытается скопировать базу, но списывать от руки с нее можно сколько угодно. А база по юридическим лицам легально продается под брэндом «СПАРК-Интерфакс».

Примерно за тысячу долларов в месяц можно купить пароль к обновляемой системе. По каждой российской фирме: состав учредителей, изменения в реестре, баланс. Можно посмотреть, в каких предприятиях участвует конкретный предприниматель. Конечно, не хватает сведений о кредитах и выплатах по решениям судов, что очень важно знать, например, при приеме на работу. Но эти сведения несложно добыть иным путем.

«В любом банке есть сведения о взятых гражданами кредитах, о размерах и периодичности их выплат, – рассказывает оперативных сотрудник УУР ГУВД Петербурга. – Чаще всего банки сами предоставляют друг другу такую информацию, чтобы вычислять недобросовестных заемщиков, а мы имеем право эту информацию истребовать. Формально для этого нужно написать запрос, указав причину нашего интереса и номер уголовного дела, в рамках которого запрос выписан. Понятно, что в большинстве случаев вопрос решается на основе личных контактов с работниками служб безопасности». 

Что касается сведений про личную жизнь, то здесь ни справок, ни баз не существует, зато есть социальные сети, «В контакте» и «Одноклассники», где вся личная информация выложена самим владельцем: фотографии, комментарии, личная переписка. Наименее осторожные участники пишут, с кем состоят в интимной связи. И ставят в пароль номер своего телефона или дату рождения. Вскрыть пароль предлагается за 300 долларов. За 500 предлагают содержимое любого почтового ящика, а за 1500 в Сети можно найти людей, предлагающих текстовые файлы телефонных переговоров любой интересующей персоны.

Денис ТЕРЕНТЬЕВ, Совершенно секретно

You may also like...