Мобильно-корпоративный лохотрон

Известный способ мошенничества изменился – теперь злоумышленники пытаются заработать на доверчивости пользователей корпоративных тарифов сотовой связи. Мошенники считают, что такие абоненты более состоятельны, поэтому, предлагая им дорогие автомобили, требуют за это достаточно большую «предоплату». Сотовые операторы и милиция признают, что бессильны бороться с такими преступлениями. На днях нескольким сотрудникам «Газеты.Ru», которые пользуются корпоративными тарифами сотовой связи, от имени известной российской радиостанции поступило предложение, от которого почти невозможно было отказаться. Некто Сергей Юрьевич Донцов звонил на мобильный телефон и сообщал, что пользователь данного номера выиграл дорогую машину. Далее счастливчику предлагалось потратить $400, чтобы получить приз. Для этого он должен был купить на эту сумму карточки экспресс-оплаты сотовой связи и «положить» эти деньги на свой номер телефона.

Именно это обстоятельство вызвало интерес сотрудников «Газеты.Ru». Дело в том, что подобный способ аферы уже известен, но в таких случаях мошенники просили положить деньги на чужой номер или сообщить коды карточек. В других вариантах этой аферы звонивший сообщал, что родственник абонента попал в тяжелую ситуацию (совершил наезд на человека или другое непреднамеренное преступление) и предлагал «отмазать» несчастного за деньги, которые нужно было положить на некий мобильный номер.

Здесь же явно была использована новая модификация аферы – деньги нужно было положить на свой номер, что, по мнению мошенников, должно было успокоить абонента.

Однако сделать это абонент в данном случае не может, поскольку пользуется именно корпоративным тарифом – средства за разговоры вычитаются бухгалтерией компании из зарплаты. После того, как будущий «владелец» дорогой машины говорит звонящему об этом, тот предлагает ему уже проверенный вариант – положить деньги на другой номер. Однако и это предлагается без нажима – абонент должен вначале купить карточки, затем позвонить по определенному номеру и получить инструкции.

Силовым структурам давно известны подобные аферы, однако о появлении ее «корпоративной» модификации они еще не слышали. Правда, представители МВД считают, что этот вариант с юридической точки зрения не отличается от прежнего. В ГУВД Москвы «Газете.Ru» рассказали о конкретных случаях реализации таких афер: «Звонят гражданам от имени радиостанций «Серебряный дождь», «Европа плюс», говорят, что вы выиграли приз – автомобиль или что-то ценное. А для того, чтобы приз стал вашим, необходимо за 30–40 минут купить карточки экспресс-оплаты и сообщить их номера по телефону. Кто первый это сделает, тот и получит приз.

Человек бежит в киоск, покупает карточки на 500 рублей, на 1 тыс., а был случай с «Серебряным дождем» – и на 15 тыс.

Человеку говорят – приезжайте, приз ваш, забирайте. Человек приезжает на радиостанцию, а там ему говорят, что они никаких акций не проводили. В итоге люди думают, что их надули на радиостанции».

Применение денег доверчивых абонентов тоже хорошо отлажено. «Преступники диктуют номера карточек своим друзьям, находящимся в СИЗО, и те зачисляют на свой баланс большие суммы денег. В условиях заключения возможность говорить по сотовому телефону (в том числе, чтобы корректировать показания на следствии) – бесценна», – добавили в ГУВД.

Существует и вполне легальный способ обналички таких денег. Мобильные операторы подтверждают, что поступившие на счет того или иного абонента средства вполне можно обналичивать, но только в случае расторжения контракта с компанией. Сейчас сим-карту приобрести очень просто – некоторые операторы в конце года их раздают практически бесплатно. При большой текучке абонентов отследить таких «отказников» сложно.

Конечно, при закрытии контракта нужно предъявить паспорт, однако на одном таком документе может «висеть» большое количество номеров.

Если же абонент сообщил преступнику номера карточек экспресс-оплаты, то эти наборы цифр быстро становятся товаром – в интернете при определенном старании всегда можно купить такое «сотовое время». Причем, как отмечают в правоохранительных органах, поймать злоумышленников при продаже «краденного времени» практически невозможно.

Покупатель оплачивает покупку с помощью системы кибер-оплаты, а затем по электронной почте получает номера цифр.

Видимо потому, что такие преступления трудно раскрывать, милиционеры утверждают, что в последнее время подобные аферы среди преступников непопулярны из-за того, что слишком засвечены в СМИ: «Люди начинают перезванивать на саму радиостанцию, прежде чем оплатить приз. Там им подтверждают, что акции проводят только в прямом эфире, когда вы слышите свой голос по радио. Если такого нет, то это не акция, а надувательство».

Тем временем все опрошенные «Газетой.Ru» радиостанции и мобильные операторы утверждают, что на протяжении последних нескольких лет улучшений не наблюдается. Как рассказала «Газете.Ru» пресс-аташе радиостанции «Европа Плюс» Ирина Кошелева, «эта ужасная история продолжается уже в течение нескольких лет, из-за нее страдает не только наша радиостанция, но и другие». «Это происходит волнами, сейчас вновь эта деятельность активизировалась. Схема чаще всего одна и та же, но если раньше обещали, что подарят безлимитный тариф, мобильный телефон, для чего необходимо купить карту экспресс-оплаты и сказать пин-код, а потом приехать в офис радиостанции и забрать свой подарок, то теперь уже пошли в ход машины и просьба активизировать карту самостоятельно на другой номер», – сообщила Кошелева.

По подтверждению представителя «Европы Плюс», «обращений от пострадавших таким образом людей очень много», и с этим покончить очень трудно. «Естественно мы пытаемся с этим бороться: с самого начала мы собирали данные людей, которые пострадали от такого мошенничества.

Но ведь пока сами пострадавшие не обращаются в милицию от своего лица, то никакие уголовные дела не возбуждаются.

Мы давали информацию о таких происшествиях в СМИ, в информационные агентства, в том числе и в региональные. Также на сайте у нас постоянно висит предупреждение, и в эфире об этом говорится, что «Европа Плюс» за подарки деньги не берет», – рассказали на радиостанции.

Мобильные операторы, услуги которых позволяют мошенникам так легко жульничать, признаются в своей беспомощности и призывают абонентов руководствоваться собственным здравым смыслом.

«Мы не можем сами решить эту проблему, ведь это не sms-рассылка, массовость которой мы смогли бы зафиксировать – например, внезапный пик рассылки с одного номера.

Мы можем только в очередной раз разъяснять, предостерегать, например, со страниц своего сайта. Других средств борьбы с этим у нас нет». – поясняет Юлия Остроухова, представитель компании «Вымпелком» («Билайн»).

Марина Белашева из компании «Мегафон» согласна с представителем конкурента: «Мы не можем с этим бороться, при этом даже милиция с этим бороться не может,потому как человек совершает добровольные действия, а разумные это действия или нет – уже другой вопрос.

В любом случае, если совершаются какие-то противоправные действия, то обращаться нужно не к нам, а в правоохранительные органы, которые наделены властью такие действия пресекать и наказывать. А абонентам, прежде чем совершать какие-то действия, переводить деньги на чей-то счет, было бы очень полезно осведомиться в официальных источниках, действительно ли проходит такая акция. Какие бы конкурсы, лотереи и подобные мероприятия не проходили, организаторы никогда не прибегают к подобным мерам. Надо быть очень внимательными и не попадаться не предложения халявы».

Юридически такие розыгрыши регламентируются законом «О лотереях». Этот документ в частности отмечает, что выигравший не должен ничего платить для получения приза. Правда, после получения выигрыша счастливчик должен заплатить налог, но сразу бежать в налоговую ему не нужно – налоговые декларации он должен подать в начале следующего года. Михаил Кюрджев, юрист компании PRADO Банкир и консультант, пояснил «Газете.Ru»: «Согласно закону «О лотереях» условия проведения лотереи, в том числе и цена билета должны быть утверждены заранее. Между организатором лотереи и ее участником заключается договор – таким договором является лотерейный билет. Проведение лотереи без предварительного объявления ее правил, призового фонда, цены билета – невозможно». По мнению юриста, данная ситуация, когда человеку звонят и говорят, что он что-то выиграл и просят сначала заплатить какую-то сумму, а потом обещают приз – незаконна. Она подпадает под статью «мошенничество».

В ГУВД Москвы «Газете.Ru» уточнили, что данные деяния квалифицируются как мошенничество и караются лишением свободы до двух лет. Если на абонента оказывается давление, например, угрожают арестом родственника, то это уже может быть расценено как вымогательство и злоумышленника могут отправить в тюрьму на три года.

При этом милиционеры отмечают, что, как правило, такие преступления совершаются группой лиц, что сразу повышает планку наказания до 7 лет.

Однако эти наказания, судя по всему, не действуют. Подобные аферы оттачиваются и совершенствуются. Преступники научились имитировать прямой эфир – если они, конечно, уверены, что жертва не находится рядом с радиоприемником. Обрабатывающие потенциальных жертв люди говорят хорошо поставленными голосами и отвечают на острые вопросы.

Видимо, ростом их квалификации объясняется и тот факт, что почувствовав журналистский интерес, они отключились, и связаться с ними уже не удалось.

Анна Дорофеева, Андрей Стенин, Мария Карпова, ГАЗЕТА.RU

You may also like...